UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ? СПАСИБО, ХВАТИТ!

Украино-российские встречи по разделу Черноморского флота, ставшие в последний год чем-то достаточно привычным, внешне проходят по стандартному сценарию...

Автор: Антон Крюков

Украино-российские встречи по разделу Черноморского флота, ставшие в последний год чем-то достаточно привычным, внешне проходят по стандартному сценарию. В программе — теплая встреча в Бориспольском (Внуковском) аэропорту, достаточно бодрые заявления о важности и безальтернативности сотрудничества, уверения в том, что визит президента России Бориса Ельцина состоится в Киев «в ближайшее время» (только Олег Сосковец на памяти автора этих строк произнес это не меньше четырех раз за последние полгода), оптимистическая пресс-конференция под занавес, после чего участники обеих делегаций в разговорах «не для прессы» растолковывали, что практически никаких изменений в позициях сторон не произошло. В этом смысле последняя встреча в Москве 26 августа премьеров Украины и России была внешне достаточно похожа на предыдущие. Однако при более подробном рассмотрении становилось ясно, что «теперича не то, что давеча».

Прежде всего необходимо отметить, что наконец-то состоялось давно вытребываемое Украиной (замечательное слово!) повышение статуса государственных делегаций. На сей раз Евгений Марчук, утративший свой прежний длинный титул «вице-премьер Украины, руководитель государственной делегации Украины на переговорах с Российской Федерацией» и прочая, и прочая, располагал лишь одним — «премьер-министр». Его собеседником был человек с аналогичной записью в трудовой книжке. А это значит, что хождение по кругу, ставшее чуть ли не символом переговорного процесса по ЧФ, перестает быть таковым, ибо не много остается вопросов, которые нельзя решать на подобном уровне.

Несомненным толчком по игле заезженной пластинки стала Сочинская встреча полуторамесячной давности. По ее окончании оба президента были полны решимости быстро покончить с больным черноморским зубом если и не с помощью щипцов, то с применением интенсивной терапии. Достаточно беспокойная внутриполитическая жизнь соседей с ее перманентным коммунальным скандалом несколько отдалила продолжение процесса. Тем не менее, после Сочи стало ясно, чего стороны хотят добиться и каким образом рассчитывают это сделать. Практически начинает реализовываться предложение, высказанное Е.Марчуком более года назад: «разбить» проблему на ряд составляющих и решать ее по частям. Для окончательного раздела флота необходимо заключение около десятка соглашений. Важнейшие из них — о принципах раздела флота и о статусе Черноморского флота Российской Федерации — могут быть подписаны достаточно быстро — на следующей неделе.

Но перед этим предстоит немного поработать. Эта работа началась вчера в Киеве, где совместная комиссия, созданная, кстати, в соответствии с тем же Сочинским соглашением, должна наконец конкретизировать: что, кому и почем. Предварительными проектами стороны обменялись ранее, при этом, как стало известно из источников в украинской делегации, России по-прежнему хотелось бы видеть фиксацию в соглашении места дислокации штаба украинских ВМС — правда, на сей раз в несколько иной форме: по мнению партнеров, соглашение должно фиксировать места, где не должны размещаться украинские ВМС. Уже в Киеве украинский премьер на вопрос, где же Украина разместит свое Адмиралтейство, ответил: «В Киеве. Или в Севастополе. Или в Одессе. Или здесь, в здании Кабмина. Где захочет, там и разместит».

Другой спорный вопрос — аренда и ее сроки. Естественно, многим в Украине хотелось бы, чтобы на всех военных кораблях, базирующихся в севастопольских бухтах, синий крест на флагах стал как можно скорее не диагональным, а прямым. Однако — и об этом напомнил на пресс-конференции Е.Марчук — было бы наивно ожидать хозяйского отношения к помещению, которое ты должен покинуть через короткое время. Украина, по его словам, должна исходить из логики и здравого смысла, которые подсказывают, что если она сдает инфраструктуру в аренду, надо сделать так, чтобы она не оказалась окончательно разрушенной за какие-нибудь три года. Решение, когда оно будет достигнуто, явится результатом компромисса, однако ясно, что андреевский флаг в Севастопольской бухте еще долго не будет считаться чем-то экзотическим.

Встреча двух премьеров продолжалась неожиданно долго — свыше трех часов. Час из них был посвящен флотскому вопросу. «Главнейший вопрос, который был и остается», точнее, «целый хвост нерешенных вопросов, имея который, нельзя подписывать большой договор» — так охарактеризовал российский премьер черноморскую тему. Но уже в том, что следующая встреча премьеров состоится всего лишь через неделю, свидетельствует о намерении наконец-то купировать этот хвост. Заинтересованность Украины в этом понятна. Помимо наведения наконец какого-то порядка вокруг достаточно мощной, несмотря ни на что, боевой единицы, находящейся на украинской территории, но не под украинской юрисдикцией, не последнюю роль играет элементарное экономическое обстоятельство, а именно: зачем терять деньги там, где их надо получать? По подсчетам, сделанным в Крыму, поступления от арендной платы за используемые ЧФ земли могли бы составить «по самым скромным оценкам» 133 миллиона долларов в год.

Изменение точки зрения России, которая раньше всячески затягивала решение флотского вопроса, может быть объяснено общим усилением позиций сторонников прагматизма как во внутренней, так и во внешней политике. С оглядкой на предстоящие выборы, правительство (читай — блок В.Черномырдина «Наш дом — Россия») стремится набирать очки и делает при этом ставку на здравомыслящую часть населения страны, которая не заинтересована в придачу к внутренним сложностям иметь еще и внешние. Что же до господ, которым нужны великие потрясения, то, по всей вероятности, Черномырдин понимает, что Жириновского ему все равно не перещеголять, да и не собирается это делать, полагая, и не без оснований, что решит исход выборов не люмпенизированный электорат, а то, что называется «простые россияне». Личное впечатление: российский премьер очень сильно прибавил по сравнению с прежними временами, это видно даже по тому естественному, раскованному, но, вместе с тем, и конкретному стилю обращения с прессой, ранее ему не свойственному. Я спросил у Е.Марчука, каковы его впечатления от переговоров с Черномырдиным. По мнению украинского премьера, с его российским коллегой можно решать вопросы. Он способен прислушаться к аргументам, может оценить их убедительность.

Кстати, случайно или нет, но ветерана черноморского процесса, российского замминистра иностранных дел и прежнего главу ее делегации Юрия Дубинина в этот раз даже не удалось посмотреть и послушать по причине его отсутствия на переговорах. Так и не удалось выяснить, находится ли маститый дипломат в очередном профсоюзном отпуске или же его отсутствие — дополнительное свидетельство того, что Россия действительно решила покончить с флотской проблемой. Впрочем, одно другому не мешает.

Для окончательного раздела флота двух соглашений, о которых уже упоминалось выше, конечно мало. Только Сочинский документ предполагает наличие восьми-десяти конкретных, охватывающих разные сферы этого беспрецедентного действия. Однако уже с подписанием первых двух будут сняты последние формальные препятствия для визита Бориса Ельцина в Киев, и об этом сказал В.Черномырдин после окончания встречи.

Макароны по-флотски, которыми нас очень долго кормили, конечно, продукт питательный и сытный. Однако, с точки зрения разнообразия рациона, уже давно хочется чего-нибудь еще. Вроде бы, шанс появляется.