Во время открытия в 1993 году Зальцбургского музыкального фестиваля встретились президенты Австрии Томас Клестиль, Германии Рихард фон Вайцзекер, Чешской Республики Вацлав Гавел и Венгрии Арпад Генц. Они пришли к общему мнению - встречи президентов центральноевропейских государств нужно проводить регулярно. На первом запланированном саммите, проходившем в чешском Литомышле, его участники заявили, что подобные встречи нельзя расценивать как создание нового европейского блока. Единственной целью определялось способствование добрососедской атмосфере в регионе. В венгерском Кестели на второй встрече возникло убеждение: добрососедства в Центральной Европе можно достичь интеграцией в Европейский союз и НАТО. Президент Украины участником «клуба президентов» стал в 1996 году, когда его пригласили на третий саммит в польский Ланьцут.
Шестому саммиту, состоявшемуся, как уже сообщалось, 14-15 мая во Львове, была предложена тема «круглого стола» «Человеческое измерение общеевропейской и региональной интеграции и его роль в строительстве новой Европы».
В своем вступительном слове на открытии львовской встречи президентов Леонид Кучма, отмечая те области совместной деятельности, в которых Украине с соседями по региону удалось достичь взаимопонимания, под категорию человеческого измерения подвел «преодоление последствий природных и техногенных катастроф, борьбу с оргпреступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков».
Через призму человеческого фактора Президент Украины предлагал рассмотреть и потенциальную проблему, которая неминуемо может возникнуть в связи со вступлением в Европейский союз ряда центральноевропейских государств, примыкающих к границам Украины. Президент признал, что разные страны региона движутся в европейские структуры на разных скоростях, но это не должно стать причиной разрыва уже устоявшихся контактов между гражданами Украины и ее ближайших западных стран-соседей. В противном случае, это таит в себе опасность новых конфликтов. По мнению Леонида Кучмы, война на Балканах стала возможной в результате «устранения, а точнее, самоустранения Югославии от европейских процессов».
Наиболее активно отстаивала стремление Украины сохранить прозрачность ее западных границ Польша. Александр Квасьневский выступил с инициативой создать экспертную группу, на которую можно было бы возложить задание смягчить требования Шенгенского соглашения по отношению к Украине. Ему же принадлежит предложение предоставить Украине статус ассоциированного члена в ЕС. Для Польши, это общеизвестно, потерять украинский рынок автоматически обозначает спад производства и все последующие проблемы. Заинтересована в сохранении нынешнего приграничного режима с Украиной и Венгрия. Президент Австрии заявил, что намерен сделать все для того, чтобы «вовлечь Украину в работу всех европейских институтов». Впрочем, сам факт проведения саммита на территории Украины является свидетельством того, что Европа хочет помочь нам в этом вопросе.
Если Украине нельзя пока что стать полноправным членом ЕС, - как следовало из выступления Леонида Кучмы, - то интегрироваться она могла хотя бы локально, путем укрепления существующих и создания новых еврозон.
А как же с готовностью Украины к глубоким экономическим преобразованиям, которые и определяют качество того самого человеческого измерения, а, в конечном итоге, - условие для полноценного вхождения в Европейский союз? Ведь для Украины открытость границ на западе, если внутри не произойдут реформы, будет означать сохранение импорта товаров и экспорта рабочей силы. Для этого еще нужно, как было сказано в приветственном слове, обмениваться опытом.
Высказывание Леонида Кучмы «... мы... рассчитываем на поддержку в Украине нашими друзьями и партнерами на этапе утверждения в ней основ демократического развития», прозвучавшее в день объявления официальной регистрации кандидатов в президенты в нашей стране, многими могло быть понято как просьба поддержать нынешнего Президента на предстоящих выборах. Так как Леонид Данилович продолжение демократизации Украины ассоциирует с собой.
Как факт приверженности Леонида Кучмы идеалам демократии следовало расценивать и то, что среди причин, спровоцировавших войну в Югославии, он назвал «рецидивы тоталитарного прошлого», которые следовало бы «лечить при появлении первых симптомов». Президент довел до сведения участников саммита «неоднозначную реакцию со стороны мировой общественности, в том числе и Украины», по поводу «применения силы против Югославии без санкции ООН».
В Совместной декларации, подписанной по окончанию работы шестой встречи президентов центральноевропейских держав, «неоднозначная реакция мировой общественности» не была отражена. Решительно осуждены были только «систематический террор в Косово, убийства и разбой... а также переселение, которое используется как способ этнических чисток». По поводу «жертв и страданий невиновного гражданского населения всей Союзной Республики Югославии» было выражено «сожаление». Президенты призвали «Правительство Белграда... исполнить требования международного сообщества, изложенные, в частности, в заявлении министров иностранных дел «восьмерки» от 6 мая 1999 года». Другой реакции, вероятно, и быть не могло, поскольку «львовская девятка» состояла из действительных членов НАТО и желающих туда попасть.
Документ отметил «серьезность испытаний», которые переживают сопредельные с зоной конфликта государства. Предложение Украины рассмотреть вопрос о материальных и финансовых потерях соседней Югославии вследствие ведения военных действий не попал в окончательный вариант текста Совместной декларации.
«Продолжительный мир в Юго-Восточной Европе, - говорится в это документе - возможен только при условии, если этому региону будет предложено будущее демократии, гражданского общества, процветания и безопасности». Как Милошевича будут склонять к демократии, документ не конкретизировал. Создать механизм положительных изменений в Юго-Восточной Европе призвана конференция высокого уровня. Этот механизм должен будет «разработать Пакт стабильности».
Совместная Декларация была объявлена официальным документом ООН.
Следующую, седьмую, встречу президенты предварительно согласились провести в венгерском Секешфехерваре.