UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЬВОВСКАЯ «ГЕНЕЗА» — ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Львовский политологический центр «Генеза» возник пять лет назад, когда группа ученых-подвижников...

Автор: Рустем Джангужин

Львовский политологический центр «Генеза» возник пять лет назад, когда группа ученых-подвижников пришла к решению самим осмысливать разнонаправленные потоки политических идей, вихрем ворвавшихся в социальную жизнь общества. Определяющей установкой деятельности образовавшегося центра стало понятие «генезис», что в переводе с латыни соответствует «роду», «происхождению» и обозначает связанный с эволюцией процесс.

Во многом она и определила концептуальную и методологическую платформу исследовательской деятельности группы и образование информационно-методологического центра, практическая деятельность которого была сориентирована на выпуск мониторингов-реестров, максимально объективно отслеживающих все сколько-нибудь социально значимые политические события, происходящие на Львовщине, и на основании этого построение политологических концепций, способствующих конструктивному осмыслению происходящего.

За пять лет из группы энтузиастов, каковыми все ее члены были по определению, сформировался профессиональный научно-исследовательский коллектив, способный решать задачи, вполне соотносимые с теми, что выполняют ведущие зарубежные научные центры, занимающиеся деятельностью аналогичного профиля.

Редакция «ЗН» попросила одного из лидеров «Генезы» - руководителя методологических семинаров, специалиста в области этно- и социальной психологии, культуры и политики, доктора медицинских наук, профессора Александра Фильца-Павенского рассказать о деятельности центра.

- Еще древние говорили: «Во всем ищи начало». Так вот, с чего началась «Генеза»?

- Известно, что принцип работы ветряного генератора состоит в аккумуляции и преобразовании энергии воздушных потоков в энергию, могущую выполнять работу, не соотносимую напрямую с происхождением своего источника. То же и с интеллектуальной деятельностью ученых - аккумулируя и преобразовывая информацию о жизни общества, они могут осуществлять научный анализ и давать оценку событиям, происходящим в обществе, тем самым рисуя его объективный портрет. А общество, вглядываясь в себя, получает возможность для выбора тех путей своего развития, которые соответствуют его идеальным представлениям о себе.

Что же касается наших начал, то идея создания политологического центра «Генеза» исходила от теперешнего его координатора Игоря Маркова и его соратников Игоря Танчина и Олега Невелюка. Моя же роль в начальный период становления центра ограничивалась лишь проработкой общих концептуальных позиций.

В самом начале мы исходили из двух оснований. Первое, его можно назвать технологическим, состояло в выработке методологии сбора и проработке информации. Мы поставили перед собой задачу зафиксировать первичную политическую информацию, на основании анализа которой можно было бы понять, каковы тенденции и главные векторы направления политического процесса здесь, на Западе Украины, во всей стране, а также в регионах, соседствующих с Украиной.

Второе основание было много сложнее - выработать собственную методологию осмысления полученной информации, позволяющую получить объективное представление о том, что происходит в общественно-политической ситуации. Полученные результаты мы попытались использовать в исследовательских проектах, дающих возможность классифицировать информацию, полученную в результате ее отбора из источников и отчасти благодаря неинформационным проработкам, формирующимся на наших теоретико-методологических семинарах, к участию в которых мы приглашали ведущих политологов из всей Украины, а также из-за рубежа. Приоритетный принцип осмысления информационных материалов строился на феноменологических уровнях, т.е. на уровнях описательных. Такой подход диктовался прежде всего тем, что сегодняшняя ситуация в Украине, не имеющая полномасштабной концепции своего национально-государственного развития, во многом формируется из политических импульсов, ситуативной рефлексии социальной энергии общества и не имеет ясно обозначенных целей.

Подводя первые предварительные итоги нашей деятельности, могу признать, что хотя и не все ее результаты имеют научно-безупречный характер, но то, что они привлекли к себе растущий интерес в научных кругах и среди практикующих политиков, следует отнести в наш актив.

- Каковы источники получения информации?

- Информационные потоки, попадающие в мониторинг, формируются по сокращенному контент-анализу, или «вытяжке» из всей доступной нам прессы, которую мы имеем возможность отследить, а также из той информации, которую мы получаем по каналам электронной связи (Интернет, электронная почта).

Публикуемые нами мониторинги формируются по нашей эксклюзивной методике, что позволяет устранять естественные недочеты в ходе подготовки изданий. Это в значительной мере повышает уровень репрезентации наших исследований. Тому подтверждением является неуклонно расширяющийся круг наших «пользователей», что является объективной оценкой достаточно высокого уровня наших проработок.

- Можете ли вы сказать о том, что, анализируя политическую ситуацию в Украине, вы исходите из своих симпатий к тем или иным партиям?

- Прямых симпатий, как таковых, у нас нет. Однако мы отдаем себе отчет, что невозможно работать в политическом вакууме, полагаясь лишь на самодостаточно объективную идею. Но когда мы выполняем заказы тех или иных политических партий, то наш анализ, вырабатываемые рекомендации проходят через призму наших идей, матрица нашего коллективного сознания позволяет нам не отклоняться от собственных концепций, построенных на объективном анализе реалий социальной и политической жизни. Мы понимаем, что даже самые привлекательные партийные идеи ориентированы на достижение политической власти как на конечную цель. Принципиальное же отличие науки состоит не в том, чтобы «вооружать» политиков инструкциями, но, слой за слоем, раскрывать уровни глубинных социокультурных процессов. И все же политические симпатии у нас есть. Это латентно присутствует в нашей работе. Однако подчеркну, что употребляю это понятие в самом что ни на есть теоретическом смысле, исходящем из глубин социальной психологии.

- Не могли бы вы охарактеризовать политическую палитру, сложившуюся в Украине?

- Я могу высказать только собственную точку зрения, которая не имеет никакого прикладного значения. Политикум, имеющийся сегодня в Украине, несет в себе признаки всех социальных тенденций, которые характеризуют младенческий возраст государства и состоят в том, что наш социум подвержен регрессии, ощущаемой на уровне каждого отдельного человека и всего общества в целом. Наиболее характерные признаки этого состояния - неуверенность в собственных силах, потребность в патернализме со стороны государства. В силу именно этих причин человек стремится опереться на группировку, клан.

В отличие от инфантильного, в социально и политически зрелом обществе в переломные периоды истории появляется политик, способный принять на себя харизматическую роль, как высшее проявление социально-политической самоидентификации общества. Примерами здесь могут послужить США - Д.Вашингтон, Франция - Ш. де Голль, Германия - К.Аденауэр, Польша - Л.Валенса и, наконец, Россия - Б.Ельцин. Что бы там ни говорили о Ельцине, он, несомненно, является неким гарантом социально-политической стабильности. И здесь нет никакой натяжки. Ельцин - далеко не харизматическая личность, но наделенная харизмой самим обществом. Подобных лидеров в Украине пока нет. И это достаточно верный признак того, что политикум у нас пока еще не может структурироваться вокруг привлекательной для большинства, генерирующей идеи, персонифицированной сильной личностью. Появись в Украине фигура, способная идентифицировать себя с идеей национально-государственного развития, то мог бы произойти существенный прорыв в направлении социального и политического прогресса.

- Какова, на ваш взгляд, стратификация политической карты в Украине и какое место в ней занимает Львов?

- Это, опять же, не более чем моя личная точка зрения. Что касается Львова, то этот город имеет, по моему убеждению, одно серьезное преимущество, лежащее в плоскости внешне видимого недостатка. Львов - это самообразующаяся провинция. Это - некая социокультурная консерва (кстати, это понятие мы ввели, изучая историю менталитета и политики Галиции). В-третьих, Львов - это достаточно гомогенная среда, несмотря на то, что культуру города составляет этнокультурная полифония - некая этнокультурная «зебра». И, наконец, четвертое, Львов - это определенная экологическая среда. Львов отодвинут на периферию политической жизни страны и не имеет заметного влияния на развитие ее политической жизни. Для сколько-нибудь существенного политического влияния в области нет необходимых финансовых ресурсов, мало инициатив, бизнес развит незначительно. Но именно в этих недостатках состоит значительный потенциал Львова. Поясню. Оставленный на периферии Львов имеет возможность для переосмысления собственной идентичности, самости. То, что его не трогают, дает ему возможность для передышки и для перегруппировки собственной социальной энергии. Когда нет большого соблазна (и возможности) двигаться в сторону чисто материального развития, остаются некие традиции, потребность для формирования собственных идейных ценностей.

Я ни в коем случае не хочу утверждать, что новые идеи национально-государственного развития всей Украины будут продуциироваться и ретранслироваться из Львова уже сейчас, но то, что импульсы этих идей могут идти отсюда, не вызывает у меня никаких сомнений. И это - не оттого, что люди здесь в чем-то более правы, а в других регионах - менее. Но оттого, что в других регионах люди заняты другим.

- В таком случае уточните, в чем вы видите перспективы Львова в части формирования общенациональной идеи развития государства в Украине?

- Мы недостаточно нарцистичны, чтобы говорить об особом влиянии Львова на общенациональную ситуацию в стране. Как раз этого, говоря откровенно, мы пытаемся избежать, поскольку подобный путь был бы подменой наших действительных целей. Здесь я исхожу из того императива, что если мы будем делать все достаточно честно и последовательно, то сможем избежать тех обвинений в искажении понимания общенационального направления развития, которые небезосновательно ставят в упрек Львову. Если мы сможем убедить остальных в своей правоте, в необходимости исследования собственной сущности, то это уже их дело - принимать или не принимать за основу нашу социокультурную версию развития. А то, что мы достаточно честно, не скрывая своих «родовых» недостатков, пытаемся понять себя, подтверждается нашими публикациями, посвященными поискам места Львова на социокультурной карте Украины и Европы вообще. Подчеркну еще раз, что этикус, как система нравственных ценностей, является важнейшей и определяющей составной компонентой нашего мировосприятия и мировоззрения.

- Замечу, что политика во все времена достаточно цинично относилась к нравственности, хотя и всегда апеллировала к ней.

- Политология всегда отличалась от практической политики, и в этом смысле они антонимичны. Область политики - борьба за власть. Область политологии - идеальные ценности. Может быть, наша иллюзия состоит в том, что мы считаем мир движущимся не только в сторону интерсубъективных ценностей, в смысле политических интриг и голого прагматизма в межличностных и, шире, социальных отношениях. Тем не менее, я убежден, что, в конечном счете, людей ведет общая идея, основанная на безусловном приоритете нравственных ценностей. Причем не в религиозном, но в идеальном смысле. Скажем, Платон, с его утопической идеей создания идеального государства, которого, по определению, не может быть. И все же, будущее даже в виде утопии имеет отношение к настоящему. Это будущее влияет на наше восприятие настоящего. И в этом состоит магическое притяжение утопий, которые, обязательно, хотя бы незначительной своей частью, станут реалиями будущего.

- В ближайшее время в Украине начнется второй этап реструктуризации - макроприватизация. Это может привлечь на Львовщину капиталы извне. Какова возможная реакция социума области на неизбежную мутацию привычных стереотипов?

- Мы пока не ставили перед собой задачу исследовать эти процессы. Хотя должен с вами согласиться, их невозможно будет миновать. И уже в самое ближайшее время. Попробую все же на них ответить хотя бы в самых общих чертах.

Думаю, что «большая приватизация» приблизит нас к сегодняшнему состоянию общества в Польше, Чехии и других стран посттоталитарного режима. Именно это состояние общества предельно актуализируют вопросы самоидентификации. Люди станут спрашивать у самих себя: «Кто мы?», «Кто здесь хозяин?», «Чьим придатком мы являемся?», «Нужна ли нам эта небольшая прибавка в деньгах взамен того, что мы теряем?»… Это очень непростые вопросы, и отсутствие вразумительных и конструктивных ответов на них может привести к серьезным социальным и политическим деформациям. Впрочем, на Львовщине макроприватизация не будет столь уж масштабной и резонансной, в сравнении с другими регионами Украины.

- Вам принадлежит тезис о том, что Львов является «сейсмической станцией Европы». Поясните его.

- Обратите внимание на то, что общественные идеалы, которые сегодня мы исповедуем, вышли во вне, за пределы человеческой души и состоят, по преимуществу, из вещей и производной от них масскультуры. Сегодняшний мир представляет собой систему фетишей, которые формируют внутренние мотивации человека на обладание именно вещи как цели. Причем в самых крайних, вульгарных формах. Это какое-то неоязычество. И как реакция на новые культы, как способ самосохранения - ностальгия по ценностям традиционным, вечным. Самой близкой, доступной и спасительной идеей, альтернативой массовой зомбизации все больше и больше становятся церковь, костел, мечеть, синагога. В этом смысле путь в направлении поиска самоидентификации, когда человек вглядывается в свою экзистенцию, как в неотъемлемый атрибут, сущность и субъект системы этических отношений становятся последним рубежом против экспансии процесса дегуманизации общества. Более того, самоидентичность основывается на понимании человеком своего точного месторасположения в среде обитания - в экосе. В стяжении понятий «этос» и «экос» я вижу позитивный выход из глобального кризиса самоидентификации, охватившего человечество. Ведь когда человек хорошо себя чувствует в среде своего обитания, когда его устраивают этические правила, выработанные в этом обществе, и он охотно им подчиняется, то он ощущает полноценность своего бытия, своей жизни. Тогда он готов защищать эти ценности - среду своего обитания от экологических катастроф и социальных потрясений. И это, по моему убеждению, много больше, чем все завоевания мира.

Я уже говорил, что в вопросах самоидентификации львовский социум продвинут много дальше, чем остальные регионы Украины, да и Европы, пожалуй. Именно в этом смысле любое нарушение найденного у нас динамического равновесия может стать для других верным индикатором того, что процесс разлома общечеловеческой культуры приобрел необратимый, тектонический характер, набрал обороты, опрокидывающие стремление человека и общества к возврату истинных ценностей.

Надеюсь все же, что этого не произойдет.