UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУЧШИЙ «БАРДАК» — СТАРЫЙ «БАРДАК»?

Случилось то, что должно было случиться. Глава государства в очередной раз недрожащей рукой поставил депутатам «неуд» за очередное сочинение на тему «Как избирать Верховную Раду»...

Автор: Сергей Рахманин

Случилось то, что должно было случиться. Глава государства в очередной раз недрожащей рукой поставил депутатам «неуд» за очередное сочинение на тему «Как избирать Верховную Раду». Вопрос «Что дальше?» остается открытым. Недавние откровения заместителя главы АП Леонида Пидпалова (кстати, главного автора президентских поправок) ясности не внесли. В интервью агентству «Интерфакс-Украина» Леонид Васильевич сообщил: в том случае, если депутаты завозятся с законом, то ритуальный выстрел из стартового пистолета вправе сделать ЦИК. Добавив при этом, что решение будет приниматься на основании действующего закона с учетом решений Конституционного суда, блокировавших ряд положений этого документа.

Для того, чтобы делать подобные заявления, вовсе не обязательно быть заслуженным юристом. Скорее, наоборот, главный «лойер» мог бы высказываться поточнее и покорректнее.

Во-первых, ЦИК (в том случае, если в ближайшее время не будет принят новый закон) не может, а обязан объявить о начале избирательной кампании — сделать это его принуждают 6-я и 15-я статьи действующего избирательного закона, который никто не отменял. Более того: дать отмашку Центризбирком должен не позднее, чем за 120 дней до 31 марта. Именно 1 декабря (и ни днем позже) ЦИК должен опубликовать в государственных масс-медиа перечень одномандатных округов с указанием их номеров и территориальных границ. С формальной точки зрения, именно с этого дня все потенциальные участники гонки имеют полное и юридическое право рекламировать себя по полной предвыборной программе. В забракованном Леонидом Даниловичем проекте были четко определены порядок и сроки проведения агитации. В старых избирательных правилах есть только одно ограничение: способы и формы политического «промоушена» не должны противоречить Конституции и действующему законодательству.

В соответствии с тем же законом, за 90 дней до дня голосования по представлению местных Советов должны быть сформированы окружкомы, за 60 дней — избирательные участки, за 45 дней — участковые избирательные комиссии…

Маленькая ремарка: общеизвестно, что Президент был категорическим противником того, чтобы именно местные Советы получали практически монопольное право на формирование окружных комиссий. Причина подобного недовольства также не является тайной: на этот сектор власти (в отличие от местных администраций) Леонид Данилович имеет минимальное влияние. Не секрет и то, что в целом ряде регионов представительские органы настроены по отношению к главе государства, мягко говоря, не слишком лояльно. Посему, если верховный арбитр не хочет терять значительную часть админресурса, он должен быть заинтересован в быстрейшем принятии нового избирательного закона, как минимум, не меньше депутатов. Иначе будет «работать» старый закон. Отменить который нельзя никакими указами Президента (не говоря уже о решениях ЦИК) и функционирование которого Кучме, по целому ряду причин, явно не на руку.

Но Президент тянет. Допускаем, что (в силу занятости) старого закона он не читал. Но его явно читал Пидпалов, который обязан доложить патрону: если новый закон не будет принят, завизирован и опубликован до 1 декабря, то выборы начнутся в соответствии с буквой старого. Президент может хоть 90 раз воспользоваться правом вето в отношении избирательного закона, настаивая на 90-дневной кампании, а она все равно начнется за четыре, а не за три месяца до выборов. После этого необходимость принятия нового избирательного закона во многом теряет и политический, и юридический смысл. В условиях уже начавшегося (ведь не собираются же законники из ЦИК, в самом деле, нарушать законодательство и не исполнить требования соответствующего нормативного акта?) избирательного процесса депутатам, скорее всего, придется отложить до лучших времен проект нового закона и вносить поправки в старый избирательный закон. И при таких обстоятельствах договариваться с высшим законодательным органом Президенту будет куда сложнее, чем сегодня.

Если за 120 дней до выборов новый избирательный закон не появится, нардепы будут просто обречены вносить коррективы в старый. Поскольку кампания уже возьмет официальный старт, а правила ее будут во многом не ясны. «ЗН» уже неоднократно писало о том, что нормы, регулирующие сроки, формы, порядок выдвижения кандидатов-«мажоритарщиков», и формирования списков партий (блоков) из закона изъяты в связи с решением Конституционного суда. Депутатам придется в экстренном порядке вносить соответствующие положения в «каноничный» текст. И делать это они будут, вероятнее всего, минимально учитывая пожелания Президента.

Сегодня парламентарии вынуждены договариваться и между собой, и с Банковой. Но ведь и цена высока — новый закон, в котором путем долгих и сложных переговоров пытались в той или иной степени защитить свои интересы все отечественные центры политического влияния. А если выборы все равно начнутся по старому закону, то большинству ведущих политических игроков будет уже не до Президента — если в таких условиях каждую норму «утрясать» с Леонидом Даниловичем, то о правилах выдвижения «одномандатников» и партий придется договариваться до весны. Выписать эти нормы в решении ЦИК нельзя. Во-первых, у подопечных г-на Рябца нет таких полномочий. Во-вторых, высший законодательный орган подобного права Центризбиркому никогда не предоставит.

Так что, подчеркнем, еще раз: в первую очередь, в интересах Президента наладить взаимопонимание с центром дестабилизации (как Леонид Данилович, со свойственной только ему тактичностью, поименовал высший представительский орган государства). Тем более, после принятого 4 октября постановления Верховной Рады об одновременном проведении парламентских и местных выборов. На днях Верховный Главнокомандующий объявил, что двух «бардаков» страна не переживет. Под «бардаком» гарант Конституции подразумевал реализацию права граждан избираться и быть избранным. Идя навстречу пожеланиям всенародно избранного, депутаты постановили выборы совместить. Главу государства должно было насторожить единодушие, с которым «дружественная» ему ветвь власти поддержала его почин, — за данное решение проголосовали 347 депутатов. Но он, кажется, не заметил капкана, который может захлопнуться 1 декабря.

Попробуем пояснить свою мысль. Одновременные выборы в ВР и местные Советы, безусловно, на руку главам региональных представительских органов. Киев будет озабочен борьбой за «чистоту» парламента, и руководители «маленьких парламентов» смогут более или менее безболезненно использовать имеющийся у них админресрус в своих интересах. А также в интересах дружественных им партий, среди которых в отдельных городах и весях числятся не только пропрезидентские организации — не будем забывать, что именно Советы, по старому закону, играют ключевую роль в процессе формирования избиркомов. А те, в свою очередь, по тому же закону, играют не менее важную роль в процессе подведения итогов выборов.

Если бы выборы в местные Советы проводились позже, региональные представительские органы к своим обязанностям по формированию избирательных комиссий наверняка отнеслись бы «тщательнее». В этом случае сохранялся риск, что центр «оторвется» на отдельных гражданах, которые позволили себе действовать вразрез «линии партии». А так, даже если 1 апреля будущего года кому-то что-то в Киеве и придется не по душе, свое недовольство этот «кто-то» сможет излить разве что на встрече с представителями региональных СМИ. Как показывает практика, когда глав местных Советов целенаправленно не «прессует» Киев, они (примерно в восьми случаях из десяти) способны на выборах «провести» в региональные представительские органы ровно столько депутатов, сколько требуется для их переизбрания на новый срок. После чего в течение ближайших четырех лет им обеспечено относительно спокойное политическое существование.

Одним словом, Президенту, увлеченному борьбой с новым «бардачным» законом, есть прямой резон внимательно почитать старый «бардачный закон». Отчего-то кажется, что после этого ему будет легче обрести взаимопонимание с парламентом, о котором он (по его же собственным словам) давно и страстно мечтает. А избиратель от подобного (пускай и временного) консенсуса только выиграет.