UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛИДЕРЫ И ИХ БЛОКИ: У КОГО РЕЙТИНГ БОЛЬШЕ?

В период с 28 февраля по7 марта 2002 года Центр Разумкова провел общенациональное социологическое исследование...

В период с 28 февраля по
7 марта 2002 года Центр Разумкова провел общенациональное социологическое исследование. Было опрошено 2010 респондентов в возрасте от 18 лет во всех 27 регионах Украины. Метод опроса — личное интервью. Ошибка выборки не превышает 2,3%.

В ходе этого опроса респондентам впервые был предложен список партий и блоков в том порядке, в каком мы их увидим в избирательном бюллетене 31 марта. Ответы граждан на вопрос «Кому из предложенных в списке партий и блоков Вы отдали бы свой голос, если бы выборы в Верховную Раду Украины состоялись сегодня?» представлены в соответствующей (мартовской) колонке таблицы. Здесь же, для сравнения, представлены рейтинги партий и блоков по данным двух предыдущих опросов, а также последний (мартовский) рейтинг «полной поддержки действий» лидеров указанных партий и блоков.

Анализ представленных в таблице данных наводит на некоторые размышления. Во-первых, по мере того как избирательная кампания набирает обороты, заметно уменьшается число граждан, которым 31 марта будет трудно сделать свой выбор в длинном списке более чем 30 партий и блоков. В течение месяца доля неопределившихся уменьшилась на треть. Во-вторых, на треть уменьшилось число тех, кто собирается голосовать против всех партий и блоков (господин Габер может не беспокоиться, рейтинг возглавляемого им блока «Против всех» пока не приобрел сторонников и устойчиво держится на отметке 0,1%). В-третьих, к огорчению «политологов-генетиков», увлекающихся партийным клонированием, граждане оказались на удивление способными «отделить мухи от котлет». Созвучия в названиях партий и блоков и даже в фамилиях лидеров оказалось недостаточно, чтоб «откусить» от рейтинга заказанной партии (блока) более чем десятые доли процента. В-четвертых, лидеры нынешней гонки проводят избирательную кампанию очень активно и, похоже, намерены выбрать свои «бонусы» уже сегодня — вместо того чтобы получить значимые прибавки к своим фракциям за счет аутсайдеров. По крайней мере, в течение месяца с 8,7 до 4,2% уменьшилось число тех, кто намерен поддерживать партии и блоки, рейтинг которых не превышает 1%. В-пятых, круг победителей на выборах по партийному списку определился уже достаточно четко (см. верхнюю часть таблицы). Если кто-то и выскочит наверх на последнем этапе, то это может быть, пожалуй, только «Команда озимого поколения» — с ее тотальным, подавляющим присутствием в СМИ.

Уже очевидно, что выборы-2002 станут первыми за годы независимости Украины, на которых победят не коммунисты (хотя показатель КПУ будет по-прежнему высоким). Как видно из таблицы, рейтинг блока, возглавляемого Виктором Ющенко, медленно, но уверенно приближается к личному рейтингу лидера, и скорее всего — это тот максимум, на который может рассчитывать «Наша Украина».

Социал-демократы объединенные уже сегодня вдвое превзошли себя же образца 1998 года; сдвинуть их с третьего места может лишь партия власти. К слову, в ходе мартовского опроса 3,9% респондентов подтвердили, что «они получали от руководителей по месту работы или учебы указания, за какую партию или блок они должны голосовать». Пока немного, и это радует. Но показательным является ответ на открытый вопрос анкеты, заданный тем самым 3,9% граждан: за какую именно партию (блок) им «рекомендовали» проголосовать? Почти половина (45,6%) из них назвали блок «За Единую Украину!», а 13,8% — СДПУ(о). Поэтому вопрос о бронзовом призере первенства пока оставим без ответа.

Есть над чем задуматься политикам-женщинам, пока балансирующим в «зоне риска». Это касается не только Юлии Тимошенко, по известным причинам позже других стартовавшей в забеге, причем с препятствиями, высота которых будет возрастать. Повод для беспокойства есть и у Валентины Довженко, избирательная кампания которой построена на мощном подрыве с места с последующим удержанием результата; пока удерживать удается, но запас небольшой. Наталье Витренко легче, чем другим; она теперь телезвезда. На рейтинге ее блока это пока не отразилось, зато со временем может отразиться на рейтинге троих ее подколодных друзей-соперников.

И последнее. В ходе мартовского опроса, давая общую оценку предвыборной ситуации в стране, более половины (54,3%) респондентов избрали достаточно пессимистичный ответ: «От меня на этих выборах ничего не зависит, все равно мой голос не повлияет на их результаты». Но все-таки вселяет надежду ответ оптимистов, коих набралось 33,1% — «Мой голос на выборах может стать решающим, я лично в некоторой степени ответственен за результат этих выборов».