UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕЙБОРИСТЫ ПЕРЕСТРАИВАЮТ БРИТАНИЮ

За первое полугодие после прихода к власти правительство лейбористской партии Великобритании уж...

Автор: Михаил Соколовский

За первое полугодие после прихода к власти правительство лейбористской партии Великобритании уже успело доказать, что намерено действительно произвести в стране настоящую революцию и коренным образом изменить векторы как внешней, так и внутренней политики правивших более полутора десятков лет консерваторов. Необходимо признать, что главная заслуга в этом принадлежит их молодому и энергичному лидеру - премьеру Тони Блэру, не случайно, по оценкам мировых информационных агентств, вошедшему в пятерку политических лидеров, оказавших в минувшем году наибольшее влияние на судьбы мира.

Для нас более заметной является внешнеполитическая деятельность кабинета Блэра, поэтому с нее и начнем. Коррективы, которые внесли лейбористы во внешнюю политику Лондона, были направлены на повышение роли Великобритании как в европейских, так и в мировых делах и создание нового имиджа страны, что означало конец того изоляционистского курса, которым долгое время следовали консерваторы.

Сегодня Великобритания значительно больше внимания стала уделять решению проблем европейских. Лейбористы коренным образом изменили политику отказа от сотрудничества с Европейским союзом и подали ЕС сигналы примирения. Не прошло и десяти дней после создания нового правительства, как британский министр иностранных дел Робин Кук объявил, что его страна будет активно участвовать в строительстве Евросоюза и сделает все возможное для того, чтобы играть ведущую роль в объединенной Европе. Вслед за этим Тони Блэр лично прибыл на встречу с главами стран ЕС и заявил о своем намерении подписать «общественную хартию» этой организации, чтобы продемонстрировать свою решимость «стряхнуть с ног прах политики тори» в отношении европейских стран. Несмотря на то, что правительство лейбористов пока что решительно заявляет о нежелании стать первым официальным членом будущего европейского валютного союза, тем не менее Великобритания активно готовится к вступлению и в него.

Политика Тони Блэра в отношении стран континента в последние месяцы была с интересом встречена мировой общественностью. Она не только положила конец многолетней изоляции Великобритании, но и в значительной мере смягчила напряженность, вызванную трениями и конфронтацией между ней и партнерами по ЕС.

Развивая и углубляя отношения с европейскими странами, новое британское правительство остается верным и политике «особых отношений» со своим давним партнером США. После прихода к власти Тони Блэр неоднократно заявлял, что его страна намерена углубить свои отношения с США в различных сферах, и что она хочет играть роль «моста» в отношениях Европы и США в целях создания мощного союза стран бассейна Атлантического океана. Не прошло и месяца после вступления Блэра на должность премьера, как президент Билл Клинтон лично отправился в Лондон с поздравлениями и стал первым за последние 28 лет иностранным главой государства, получившим возможность выступить на заседании британского кабинета министров. После этого американские и британские руководители постоянно координируют позиции по важнейшим международным вопросам. В ходе урегулирования недавнего кризиса с ооновскими инспекторами в Ираке Великобритания оказалась единственным государством, которое поддержало Вашингтон в намерении предпринять военную операцию против Багдада и направило в регион военную группировку для поддержки США.

В то же время британское правительство постепенно восстанавливает свои позиции в ряде международных организаций, готовясь играть более важную роль в международных делах. В мае прошлого года Великобритания объявила о своем возвращении в ЮНЕСКО и Тихоокеанское сообщество. Чтобы усилить влияние Лондона в мировой политике, правительство Блэра использовало эдинбургский саммит Британского содружества наций в октябре прошлого года для превращения этой рыхлой политической консультативной структуры в динамичную и влиятельную международную организацию.

Не забывают лейбористы и о азиатско-тихоокеанском регионе, являющемся, по оценкам многих экспертов, наиболее перспективным в экономическом плане. В сентябре-октябре прошлого года глава внешнеполитического ведомства Великобритании посетил Малайзию, Сингапур, Индонезию и Филиппины, а также сопровождал королеву Елизавету II в поездке по Индии и Пакистану, намереваясь с помощью интенсивных политических диалогов усилить свое торговое присутствие в регионе.

Китайско-британские отношения имеют важнейшее значение для стратегии Великобритании в отношении всего региона. Стремясь максимально улучшить их, лейбористы активно участвовали в передаче власти в Гонконге правительству КНР. А Робин Кук не раз заявлял, что эта бывшая британская колония должна служить мостом для дальнейшего развития английско-китайских связей, а не препятствием их расширению. На начало этого года спланированы визиты в Китай британских министров торговли и иностранных дел, кроме того, полным ходом идет подготовка к визиту в Пекин Тони Блэра.

Из всего вышесказанного следует, что правительство лейбористов сделало важный первый шаг на пути к усилению своего авторитета на международной арене. Подводя итоги уходящего года, Блэр заявил, что его страна будет и впредь прилагать усилия в этом направлении. В первой половине наступившего года Великобритания будет очередным председателем Европейского союза, а также возглавит работу по организации саммита «восьмерки» и второй евразийской встречи, что дает лейбористам дополнительный шанс для серьезных внешнеполитических шагов. Однако местные наблюдатели несколько скептически настроены по поводу успеха партии Тони Блэра в этой области. Дело в том, что место и роль Великобритании и в Европе, и в целом в мире главным образом зависит от ее положения в ЕС, что в свою очередь связано с отношением лейбористов к пресловутому вопросу «евро». Однако, несмотря на свои предвыборные обещания, лейбористы не могли не учесть отрицательного отношения подавляющего большинства британцев к отказу от традиционного английского фунта в пользу новой общеевропейской валюты. Поэтому они и заявили, что как минимум пять лет Великобритания не будет участвовать в программе «евро». Результатом этого может стать провал намерений кабинета Блэра вывести свою страну в лидеры европейской, а значит, и мировой политики.

Следует отметить, что серьезные коррективы во внешней политике были не единственными шагами лейбористов по ломке многолетних британских традиций. Блэр и его единомышленники стали проводить ряд других реформ в области внутренней политики, экономики, просвещения и социальной сферы.

Так, 1 декабря Тони Блэр объявил о создании комиссии по избирательной реформе, которая призвана изменить режим парламентских выборов, история которого насчитывает уже более 80 лет. Если эта реформа будет поддержана британцами на референдуме, то она окажет наиболее серьезное влияние на внутреннюю политику страны за все последнее столетие. Недавно официальный Лондон решил-таки сформировать местные парламенты в Уэльсе и Шотландии, которые будут иметь право на внесение некоторых незначительных корректив в налоговую политику и управление местными делами. Так что лейбористы, выполняя свои предвыборные обещания, сделали первый шаг на пути реформирования британского парламентского механизма.

По решению североирландской проблемы кабинет Блэра также предпринял новые решительные шаги. Благодаря этим усилиям Ирландская республиканская армия объявила в июле прошлого года о прекращении огня, что позволило организации Шинн Фейн участвовать в начавшихся в сентябре многопартийных переговорах. После прихода к власти Блэр уже дважды посещал Северную Ирландию и несколько раз встречался с лидером Шинн Фейн Джерри Адамсом. Не все идет в этих переговорах гладко, однако сдвиги в процессе урегулирования все же являются наиболее значительными за всю историю конфликта.

В экономической жизни Великобритании значительным событием стало предоставление центральному банку права на регулирование процентных ставок, что стало крупнейшей в этом столетии реформой в области валютно-финансовой политики, которая с одобрением была встречена деловыми и промышленными кругами страны. За последние полгода британский банк впервые в британской истории трижды повышал процентные ставки с целью сдерживания инфляции и делал это достаточно успешно.

Большие изменения произошли и в области просвещения. Еще в ходе предвыборной кампании Тони Блэр выразил готовность стать «премьером просвещения» и выдвинуть эту сферу в число приоритетных в работе его правительства. Уже в мае был опубликован законопроект, касающийся реформирования образования и предусматривающий создание комиссии по начальному образованию. А в конце июля правительство объявило о взимании со студентов платы за обучение, что положило конец эпохе бесплатного обучения в Великобритании.

Еще одной важной задачей, которую лейбористам придется решать, является сфера социального страхования, на которую ежегодно расходуется около 70 млрд. фунтов стерлингов. Пока что они еще не предприняли решительных шагов в этой области, поэтому сегодня трудно судить о возможных результатах, а они-то и будут лакмусовой бумажкой, позволяющей определить, сможет ли партия Тони Блэра удержать власть на следующих парламентских выборах.

Пока что предпринимаемые лейбористами меры по перестройке Британии пользуются значительной поддержкой граждан. Как показывают опросы общественного мнения, около 70% опрошенных поддерживают нынешнее правительство. Эта цифра является рекордной для первых месяцев нахождения нового кабинета у власти. Тем не менее, пока неизвестно, достигнет ли Блэр своей окончательной цели и сможет ли перестроить до основания старую добрую Англию, как известно, являющуюся оплотом консерватизма, - уж слишком многих чувствительных сфер касаются задуманные им реформы.