UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕВЫЙ МАРШ В СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ

5-6 октября в Киеве прошел II съезд Всеукраинского союза рабочих (ВСР). В его работе приняли участие делегаты из всех областей, кроме.....

Автор: Александр Гуревич

5-6 октября в Киеве прошел II съезд Всеукраинского союза рабочих (ВСР). В его работе приняли участие делегаты из всех областей, кроме... трех западных - Львовской, Тернопольской и Ривненской. Не менее любопытен и еще один факт: день в день с киевским мероприятием в Москве прошел съезд объединения «Трудовая Россия». Говорят, ничего удивительного в этом совпадении нет, поскольку на просторах бывшего «царства труда» грядет осеннее наступление трудящихся. Никто, однако, не задается вопросом: каких именно «трудящихся»? Между тем, в этом-то вся суть.

Мы как-то постоянно забываем, что фундаментальной причиной экономической революции в бывшем СССР стала утеря способности к мировой технологической конкуренции. Пока всевозрастающее количество стран мира осваивало плоды либо позднеиндустриального, либо постиндустриального этапов человеческой цивилизации, Советский Союз по существу застрял на ее раннеиндустриальной стадии, которой овладел штурмом еще в 30-е годы. На большее пороху не хватило, ибо последующие этапы экономического развития требовали не «мобилизованного» энтузиазма, а высокого профессионализма и свободного рыночного поведения «новых трудящихся». Тех самых, кого мы сегодня называем «новыми русскими», «украинцами» или «лицами кавказской национальности».

К сожалению, мы фиксируем у всех этих «лиц» лишь сугубо внешние их атрибуты. Бросающееся в глаза богатство, возникшее словно из воздуха и, как правило, отнюдь не самым «светлым путем». По большей части низкие моральные стандарты. Стремление побыстрее вывезти «прихватизированные» капиталы за рубеж вместо вложения в возрождение отечественного производства. Но «оптимистическая трагедия» состоит в том, что сия криминализованная необуржуазия и есть тот генетический бульон этапа «перехода к рынку», из которого только и может родиться новое постиндустриальное общество. Если для подтверждения этого тезиса воспользоваться методом «доказательства от противного», то более благодатного материала, чем пресс-конференция лидеров ВСР, состоявшаяся в пресс-центре Верховной Рады 9 октября, трудно себе вообразить.

Итак, что же мы услышали от избранных на съезде председателя Совета ВСР Александра Бондарчука и его заместителя, народного депутата Украины Василия Терещука?

Ну, во-первых, в октябре-ноябре нас ожидают четыре волны акций протеста. Поначалу - инициированные на предприятиях Украины собрания и конференции для выдвижения требований к собственникам (т.е. упомянутой буржуазии) и «законное» развертывание трудовых конфликтов. Далее - Всеукраинские акции протеста 17 и 23 октября с вручением требований к местным и центральным властям, вплоть до политических. Наконец, при невыполнении предыдущих требований - всеукраинская стачка в конце ноября-начале декабря.

Во-вторых, в обращении съезда «К рабочим, всем трудящимся Украины» зафиксировано, что «время возможного социального партнерства прошло», что «пришло время борьбы» до тех пор, пока, по словам А.Бондарчука, «нынешний режим треснет и убежит, а нам придется восстанавливать разрушенное производство».

В-третьих, в резолюции съезда «О проекте государственного устройства Украины в интересах трудящихся» записаны следующие положения (со слов А.Бондарчука): национализация комбанков; прекращение приватизации и деприватизация предприятий, «формирующих облик нашей экономики»; ограничение всех рыночных механизмов, включая регулирование всех цен и ремонополизацию внешней торговли; формирование структур власти по производственному принципу, когда базовые Советы, избираемые на предприятиях, будут формировать Советы более высоких уровней, вплоть до Верховной Рады и правительства.

Вот такое нас ждет «светлое» завтра и послезавтра. И хотя функционеры ВСР заявляют, что его цели отличаются как от профсоюзных, так и партийных, перед нами в действительности - попытка создания массовой партии консервативного, обреченного на уход в небытие социального слоя, связанного с обслуживанием морально и физически устаревшего производства раннеиндустриальной эпохи. Трагедия Украины, помимо всего прочего, состоит в том, что при развале всесоюзного хозкомплекса ей волею судьбы досталась та его часть, где в наибольшей степени сконцентрирована именно такого рода промышленность.

Лишний раз подтверждает это наблюдение тот факт, что в рядах ВСР пребывают в основном представители, условно говоря, Востока Украины, где как раз и сосредоточены монстры эпохи «социалистической индустриализации». Именно это «производство» и собираются, судя по всему, реанимировать наши «рабочие защитники». Ну а чтобы никто им в этом не мешал, провозглашается «производственный принцип» формирования властных структур. Однако обнародованные ими подробности конфликта вокруг АО «Черновицкий машиностроительный завод» заставляют отнестись к тлеющему внутриукраинскому конфликту «Восток-Запад» со значительно более пристальным вниманием.

Вкратце события в Черновцах развивались так. 5 октября судебные исполнители совместно с отрядом «Беркута» выполнили решение Верховного суда о замене руководства правления АО. Противодействие этому оказало военизированное формирование «Трезубец» им. Степана Бандеры, которое прежнее правление наняло для охраны помещений. Подкрепление из Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей было задержано на границе Черновицкой области. В ночь с 8 на 9 октября боевики из «Трезубца» вновь проникли на территорию завода, в связи с чем у противной стороны есть намерение вызвать подмогу из ряда «дружественных» областей.

По заявлению В.Терещука, конфликт этот имеет прежде всего экономический и криминальный характер, но постепенно приобретает политическую окраску. И вот в этой «окраске» мне видятся весьма тревожные симптомы мирового явления, известного как «запоздалая модернизация». Мало того, что страны, которые переходят к модернизации, поражает обычно массовая безработица и эмиграция рабочей силы в более развитые мировые анклавы (наиболее яркие примеры - Турция и бывшая Югославия). Во многих случаях из-за разной скорости преобразований соседних регионов одной и той же страны возникающая между ними социально-экономическая напряженность перерастает в вооруженные конфликты. На последние, как правило, накладывется этническая и/или конфессиональная составляющие, которые по существу маскируют подлинный источник столкновения интересов. Примеры эти у всех на слуху.

Возвращаясь к ситуации в Украине, приходится констатировать большую рыночную продвинутость ее западных областей, обусловленную как историческими факторами, так и географической близостью с более развитыми странами Восточной Европы. Перефразируя канувшую в Лету вслед за «партийной организацией» партийную литературу, можно утверждать: именно «коммунистические пережитки прошлого» заставляют функционеров ВСР «жить и трудиться по Ленину», а точнее, «вносить сознание в рабочее движение». С этим еще можно было бы как-то мириться, буде это «сознание» соответствовало современным мировым реалиям. Но ополчаться против «растаскивания наших сил по каморкам узких интересов отдельных предприятий и отраслевых профсоюзов»? Когда промышленный пролетариат волею научно-технической революции постепенно сходит с мировой арены, уступая место «сине-белым воротничкам» из сферы обслуживания людей и машин, сие по меньшей мере наивно.

Да, как и более 130 лет назад, после отмены крепостного права, вместо кардинальной смены власти, отмены каких-либо преимуществ для прежнего правящего слоя, немедленной и массовой приватизации земли и других средств производства под контролем и широком участии населения мы получили верхушечный, «прусский» вариант «радикальных экономических реформ». Это и обусловило их замедленность и диспропорциональность, резкость социальных контрастов. Одна из главных причин такого «шага вперед и двух шагов назад» - отсутствие мощной политической силы, заинтресованной и способной реализовать первый вариант развития. Что же до ВСР и поддерживающих их КПУ, СПУ, ГКУ, то их историческое время, по всей видимости, истекло.