UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕВОЦЕНТРИСТЫ

На фоне продолжающегося экономического кризиса, почти демонстративной правительственной беспом...

Автор: Виталий Портников

На фоне продолжающегося экономического кризиса, почти демонстративной правительственной беспомощности и явной отстраненности Бориса Ельцина от происходящего в стране главной политической идеей России становится идея левоцентризма - то есть некоего блока части «партии власти» с умеренной левой оппозицией, который и должен победить как на парламентских, так и на президентских выборах и стать основой для формирования новой политической элиты страны.

Собственно, идея эта не так уж нова: перед последними выборами в Государственную думу «партия власти», как известно, предприняла попытку создать два соперничающих, но лояльных к Кремлю блока - правоцентристский и левоцентристский. Формирование первого - позже он получил название «Наш дом - Россия» - было поручено премьер-министру Виктору Черномырдину, формирование второго - тогдашнему спикеру нижней палаты парламента Ивану Рыбкину. Как и предсказывали саркастично настроенные наблюдатели, ничего хорошего из этой идеи не получилось: блок Ивана Рыбкина с треском провалился на выборах, сам Иван Петрович с трудом прошел в Государственную думу, и коммунисты с восторгом рассказывали журналистам, что неверному спикеру выделили маленький кабинетик возле туалета. Коммунисты явно не хотели быть левоцентристами.

Но времена изменились. Теперь достаточно большая часть «партии власти» уверена, что с правыми или даже правоцентристскими идеями никаких выборов все равно не выиграешь. А коммунисты отчетливо осознают, что голосов их электората все равно не хватит, чтобы одержать окончательную победу над «прогнившим режимом» - следовательно, нужно с этим режимом объединяться, тем более, что для реальной победы все равно нужны деньги, а последний относительно богатый человек в Коммунистической партии - бизнесмен Владимир Семаго - покинул фракцию КПРФ в запале борьбы за кресло мэра Нижнего Новгорода. И хотя выборы Семаго проиграл, к коммунистам он вряд ли вернется, тем более, что известен своей неприязнью к спикеру Госдумы Геннадию Селезневу. Следовательно, средства придется искать у тех бизнесменов, кто поверит в идею левоцентристской коалиции. Но прежде чем создавать саму коалицию, необходимо вышить красным по центристскому или центристским по красному таинственный узор - имя левоцентристского кандидата в президенты. И хотя до выборов вроде бы еще достаточно далеко, видеть свое имя вышитым на таком знамени мечтают многие…

Юрий Михайлович

Первым опомнился московский мэр. На конференции Лейбористской партии в далеком Соединенном Королевстве Юрий Лужков наконец-то сказал слова, которые дали старт промежуточным выборам - борьбе за место лидера левоцентристов. Руководитель некогда процветавшей, а теперь несколько перепуганной российской столицы заверил, что будет участвовать в выборах в том случае, если убедится во вредности выдвинувшихся кандидатов. Уже вернувшись в Москву, Лужков счел необходимым еще раз подтвердить свои намерения. Собственно, о левоцентристском блоке сам мэр ничего не говорил, но это и неважно. Вместо него эту тему достаточно полно осветил генерал Андрей Николаев, руководитель специально под Лужкова созданного «Союза народовластия и труда». Именно Николаев впервые сказал о президентских амбициях Лужкова - сам мэр все еще хранил гордое молчание. И именно Николаев сказал о том, что Лужков будет левоцентристским кандидатом. Кстати, та же тема звучала и во время всероссийской акции протеста 7 октября: московские профсоюзные лидеры на митинге на Васильевском спуске призывали поддержать Лужкова как человека, способного сплотить общество и возглавить левоцентристский блок.

Собственно, о симпатиях Лужкова и левых было известно давно. Тот же Андрей Николаев подписал соглашение о сотрудничестве с зюгановским Народно-патриотическим союзом и не скрывал, что считает этот документ первым шагом к формированию коалиции «под Лужкова». Не кто иной, как Геннадий Зюганов предлагал кандидатуру Лужкова в качестве премьер-министра вместо выдвинутого Ельциным Виктора Черномырдина - известно, сколь лихорадочно сопротивлялось этой идее президентское окружение и какие невосполнимые потери оно понесло в результате настоящей «гражданской войны» в администрации… Лужков фактически воспользовался организованной коммунистами и профсоюзами акцией протеста, чтобы выступить с собственной программой действий… Лозунг «Лужкова - в президенты!», который можно было увидеть в московских колоннах манифестантов рядом с лозунгом «Ельцина - в отставку!» - вряд ли просто случайность…Не нужно, кроме того, забывать, что Лужков может даже опереться на поддержку определенных сил, стоящих вне предполагаемой левоцентристской коалиции - он, например, не скрывает своих симпатий к Григорию Явлинскому.

Ясно только, что чем ближе будут выборы, тем серьезнее станут задумываться левые о целесообразности блока с Лужковым, о том, не обманет ли их московский мэр. Соображения тут могут быть самые разнообразные. Если Владимир Жириновский уверен, что левые могут победить только с Юрием Лужковым и должны быть благодарны ему за само намерение их возглавить, то для многих коммунистических лидеров признать этот факт - значит, заведомо остаться на вторых ролях на все лужковское правление - тем более, что столичный градоначальник непредсказуем и, например, баллотируясь на второй срок, может захотеть возглавить уже не левоцентристский блок, а скажем, правоцентристский…

Геннадий Николаевич

Правоцентристский блок посоветовал возглавить Лужкову и спикер Государственной думы Геннадий Селезнев, оказавшийся вторым политиком, заявившим о своем желании баллотироваться в президенты России во главе левоцентристского блока. Это заявление Cелезнева, сделанное им в четверг во время пресс-конференции в «Интерфаксе», выглядит неожиданным только на первый взгляд. На самом деле спикер уже давно подумывал о самостоятельной политической роли и готовил к этому свой аппарат. Влияния среди левых у Селезнева сегодня достаточно: не случайно Геннадий Зюганов предпочел его не одергивать, а отнестись к словам Селезнева хотя и несколько раздраженно, но сдержанно… Действительно, на фоне других коммунистических лидеров Геннадий Селезнев выглядит политиком весьма умеренных взглядов, склонным к компромиссу и умеющим находить контакт с властью. Можно даже представить себе, что при определенных условиях к Селезневу в Кремле отнесутся с куда большей симпатией, чем к Лужкову. И, вместе с тем, левыми Селезнев не воспринимается как коллаборационист, за годы спикерства ему удалось не превратиться в Ивана Рыбкина… Но все это еще не говорит о шансах Селезнева на президентских выборах. Лужков - личность. Зюганов - символ. Селезнев - безлик. Эту пресность натуры можно было заметить еще в годы работы Геннадия Николаевича главным редактором «Комсомольской правды», «Учительской газеты», «Правды». Он умудрялся «засушить» и обезличить любое издание, которое сразу же начинало нести на себе тяжелый отпечаток отсутствия личности. Эта же проблема осталась, когда Селезнев несколько неожиданно оказался в большой политике. Он слишком правилен и ему не хватает реализма - впрочем, после шоу, устроенного спикером в украинском парламенте, после нелепого призыва присоединить Украину к союзу конвульсирующих экономик России и Беларуси о реализме российского спикера в Украине говорить уже не приходится - сами все видели! Другое дело, что Селезнев на президентских выборах мог бы оказаться в роли еще одного левоцентристского кандидата, создавая головную боль Лужкову и позволяя выдвинутому Кремлем преемнику Ельцина обойти московского мэра в первом туре голосования…

Геннадий Андреевич

Еще один очевидный желающий возглавить левоцентристский блок - Геннадий Зюганов. Вряд ли стоит объяснять ему, что он уже самим развитием ситуации в России в последние годы обречен на проигрыш во втором туре. Зюганов и сам все это великолепно понимает, но - что поделаешь! - хочет быть президентом России. Уже то, как Зюганов отреагировал на заявление Селезнева, продемонстрировало, насколько трудно лидеру КПРФ смириться с мыслью, что не он будет возглавлять левых на президентских выборах, тем более что сам-то Зюганов уверен, что левоцентристский блок обречен на победу. И он не будет во главе этого блока?

Главная проблема Зюганова - что он не может быть во главе этого блока. Зюганов - личность заведомо одиозная, коммунист

№ 1. И он не может быть левоцентристским кандидатом - только левым! Но в этом случае левоцентристского кандидата просто не будет - он превращается в «обычного» центристского выдвиженца и, скорее всего, даже не проходит во второй тур, так как во второй тур как раз и проходит левый кандидат вместе с кандидатом «партии власти» - возможно, правоцентристским… Лужкову (как и Селезневу, как и любому сильному левоцентристскому кандидату) крайне важно, чтобы Зюганов не выдвигался - это основное условие формирования левоцентристского блока…

Если об этом удастся договориться, то в России будет сделан первый шаг к двупартийной политической системе, в которой правоцентристы будут соперничать с левоцентристами, а либералы и популисты будут играть роль вспомогательных политических сил - что-то вроде свободных демократов или «зеленых» в Германии. Если же Зюганову все-таки очень хочется участвовать в выборах, тогда российская политическая система сохранит нынешнюю архаичность. По крайней мере, до следующих выборов президента. Ну и, конечно, придется забыть о левоцентристской идее - если левые не объединяются с центристами, то сколько левоцентристом себя не называй - знамя краснее не станет…