UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Лесок» за «дубом» референдума

Крымский парламент в среду обратился к президенту, премьер-министру и председателю ВР Украины с предложением придать русскому языку статус государственного...

Автор: Валентина Самар

Крымский парламент в среду обратился к президенту, премьер-министру и председателю ВР Украины с предложением придать русскому языку статус государственного. В установленном Конституцией Украины порядке, т.е. путем вынесения данного вопроса на всеукраинский референдум. Напомним, что во время предвыборной агитационной кампании крымские «регионалы» вместе с партией «Русский блок» проводили сбор подписей за проведение по этому же поводу референдума в автономии. И ВР Крыма даже приняла соответствующее решение, назначив референдум на 26 марта. Протест прокуратуры АРК не был удовлетворен и до сих пор длится судебное рассмотрение иска прокуратуры. То есть постановление парламента автономии о проведении референдума о придании русскому языку статуса государственного все еще в силе.

Теперь же, кроме всеукраинского референдума, крымские депутаты предлагают руководству страны закрепить за русским языком статус регионального в тех регионах, где он является языком большинства населения, утвердить госпрограмму развития и функционирования русского языка и языков национальных меньшинств Украины. Депутаты также одобрили проекты законов, предполагающих внесение изменений в 15 действующих законов Украины, касающихся судопроизводства, делопроизводства в органах регистрации актов гражданского состояния, фармацевтической отрасли и даже введения чрезвычайного положения — в части использования русского языка наравне с государственным.

Топ-новостью, конечно же, стал очередной призыв к проведению «языкового» референдума, хотя в обращении к руководству страны это предложение скромно вынесено на задний план. Идею охотно комментировали и дружно хоронили — как справа, так и слева.

— Президент Украины считает спекуляцией инициативу крымского парламента о проведении всеукраинского референдума относительно придания русскому языку статуса государственного, — заявил «Интерфаксу» первый заместитель главы секретариата Арсений Яценюк. Постпред президента в автономии Геннадий Москаль объяснил журналистам, почему референдум сегодня нереален — он невыгоден самим его сторонникам. Через три года начнутся новые президентские выборы, «и о чем мы будем говорить? Снова о придании русскому языку статуса государственного! Потом новые парламентские выборы. И о чем мы будем говорить? Снова о придании русскому языку статуса государственного. Если снять две темы — языковую и НАТО, — то о чем мы будет говорить, чем мы будем дурить избирателя и опилками ему забивать голову?» — считает Г.Москаль.

Нашеукраинец Борис Беспалый назвал призывы к референдуму не чем иным, как пиар-ходом, и посоветовал: «Если не можешь ударить, то не замахивайся». Социалист Виталий Шибко, заметив, что «иногда вопросы, которые на сегодняшний день являются принципиальными, специально политизируются», потому что политическая сила хочет получить дополнительные дивиденды, сделал неутешительный для инициаторов вывод: «на этом ничего они не выиграют, потому что это — авантюры».

И представитель фракции Партии регионов Тарас Чорновил, оговорив, что решение крымского парламента отвечает предвыборным обязательствам депутатов, был категоричен: для таких решений потребуются 300 голосов народных депутатов, а «реально их нет».

Здесь и можно было бы поставить точку. Но не все так однозначно. Складывается впечатление, что и журналисты, бросившиеся «работать» тему, и политики, ее комментировавшие, за большим дубом не заметили новую поросль целого леса. А именно: пакета законопроектов, которыми предлагается фактически уравнять русский язык с государственным без всякого референдума и имплементации его результатов путем внесения изменений в Конституцию. И поправки типа «Гражданское судопроизводство осуществляется на государственном языке или на языке большинства населения соответствующей местности» вряд ли кого-то введут в заблуждение, что речь идет не о русском языке, по крайней мере для юго-востока и крупных промышленных городов других частей страны.

Справедливости ради надо сказать, что в предлагаемых крымчанами изменениях практически нет ничего, что не было бы уже записано в Конституции Крыма, которая гарантирует широкое применение русского языка наравне с государственным. Более того, паспорт, при желании жителя автономии, следуя Конституции АРК, должны выписать еще и на крымскотатарском языке. Теперь же крымский опыт предлагается, по сути, распространить на всю страну. Замечания, что ВР Крыма не обладает законодательной инициативой, а потому парламент страны не может принять к рассмотрению прилагаемый к постановлению пакет проектов, абсолютно верны, но не существенны в данном случае. В конце концов, его может внести любой народный депутат от той же Партии регионов. Или КПУ.

Примечательно другое. На этой же неделе в ВР Украины были зарегистрированы четыре законопроекта, автором всех значится народный депутат Вадим Колесниченко, лидер севастопольской организации Партии регионов. Законопроекты «О региональных языках и языках меньшинств», а также предлагаемые изменения в закон о местном самоуправлении и законы о судопроизводстве, как сообщил «ЗН» Вадим Колесниченко, нацелены на решение двух проблем: «Мы ратифицировали Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, а порядок придания статуса регионального либо языка меньшинств и определение границ территории их использования не определен. Поэтому весенний «парад языковых суверенитетов» (объявление русского языка региональным областными и городскими советами. — Авт.) был за рамками действующего законодательства». Теперь же, очевидно, предполагается этот парад узаконить, ведь автор законопроектов предлагает наделить вышеперечисленными правами именно органы местного самоуправления. Угадайте с трех раз, каким из восьми будет региональный язык на всем юго-востоке? Внимательное же знакомство с предлагаемыми поправками к законам не оставит и тени сомнения. Даже там, где крымские депутаты предлагают использовать «язык большинства населения местности», В.Колесниченко прямо указывает — русский. Например: «Гражданское судопроизводство осуществляется на украинском языке… Сторона в деле имеет право... заявить ходатайство о рассмотрении дела на русском языке».

Не будем останавливаться на разности трактовки хартии и его ключевого термина minority language — «миноритарный язык», который в украинском законе о ратификации хартии переведен как «язык меньшинств» — «ЗН» неоднократно приводила точки зрения авторитетных экспертов Совета Европы и представителей политических сил страны относительно того, что есть региональный или миноритарный язык, который и призвано защищать ратифицировавшее хартию государство. Дискуссия известна и, судя по всему, будет продолжена. Потому что нет сомнения, что подготовленный предыдущим правительством законопроект о внесении изменений в закон о ратификации хартии, с новым переводом ее текста, не будет принят антикризисной коалицией.

По мнению народного депутата Украины Рефата Чубарова, законопроекты, внесенные В.Колесниченко, — «не что иное, как попытка в обход Конституции установить государственный статус для русского языка». «В советское время был такой штамп — «ползучая интервенция». Здесь речь идет о ползучей русификации, хотя подается под прикрытием заботы о других языковых меньшинствах. Прикрываясь хартией, Колесниченко предлагает, по сути, предоставить русскому языку исключительные права на территории Украины. Причем предлагаемые изменения в законодательство построены по принципу большевизма: больше прав имеет тот, кого больше, а хартия защищает те языки, развитие и сохранение которых находится под угрозой», — заявил Р.Чубаров в интервью «ЗН».

Вадим Колисниченко с такими оценками категорически не согласен: «Говорить о русификации в государстве Украина, где государственным является украинский язык, — нонсенс, поскольку он поддерживается государством и национально сознательными гражданами. А русский язык борется за свое сохранение в рамках своей среды. Мы же не говорим о расширении сферы влияния русского языка!» Вадим Колесниченко также сообщил, что в работе у него сейчас находится еще около 50 законопроектов, новых и предполагающих внесение изменений в уже действующие, регулирующие использование языков в различных сферах. Изумление и недоверие автора по поводу такой законотворческой работоспособности Вадим Васильевич не разделил, но и не убедил, что подготовка такого неимоверного количества проектов в сжатые сроки (работа, по его же словам, началась полтора месяца назад) ведется самостоятельно. А синхронное решение крымского парламента по той же теме и в том же направлении, говорит народный депутат, для него «большая загадка, хотя и соответствует программным целям Партии регионов». От ответа на прямой вопрос — какими же силами и умами обеспечивается такой объем работы по «языковому» вопросу и что означает этот тактический ход «регионалов»? — В.Колесниченко предпочел уйти.

А теперь представим себе ближайший год работы ВР Украины. Судя по количеству готовящихся «регионалами» законопроектов, «русскоязычный» вопрос обещает стать дежурным в работе украинского парламента. Принятие таких законов силами нынешней коалиции — весьма вероятно, но не факт, многое будет зависеть от позиции социалистов. Конечно, они могут быть ветированы президентом и тогда снова встанет проблема набора 300 голосов. Но это и неважно. Главное — процесс и его звучание.

Такого же мнения и Рефат Чубаров: «Это фронтальное наступление по сохранению постоянной напряженности в стране и усилению внешнего давления на Украину. Тема языка — это одна из сфер, где России не важно ее решение, но важно ее постоянное присутствие. В том числе и для того, чтобы в интересах России решались вопросы вступления Украины в НАТО и сохранения в Крыму Черноморского флота после 2017 года».