Известный польский экономист Лешек Бальцерович редко дает интервью украинской прессе. Хотя сейчас его точка зрения была бы крайне интересна, особенно по завершении первых 100 дней нового правительства.
Профессор экономики неуловимо чем-то похож на хирурга. При всей своей внешней обаятельности он категоричен и неуступчив. Возможно, как в первые годы радикальных реформ, после которых польское общество разделилось: отца «шоковой» терапии и польского экономического «чуда» ненавидели в такой же мере, как и любили.
Во время интервью авторитетному украинскому еженедельнику пан Бальцерович однозначно отказался комментировать ситуацию в Украине. По-видимому, его имидж уважаемого во всем мире экономиста не позволил давать неквалифицированные оценки, не зная ситуацию в Украине в деталях. Как заявил он, «если вы собираетесь задавать мне вопросы по Украине, то я не собираюсь отвечать на них». В итоге мы сошлись на том, что обсудим уроки экономических реформ на постсоветском пространстве.
— Если несложно, сравните состояние Польши начала реформ 1999-го и Украины 2005 года…
— На мой взгляд, ваша страна сейчас находится в более выгодном положении, чем Польша в 1999 году. Украинскую экономику вообще нельзя назвать типично постсоветской. Уровень ее развития был выше, поэтому у нее больше шансов для прорывов.
Я внимательно слежу за развитием событий в Украине. Оранжевая революция — настоящий исторический факт. Однажды я собираюсь приехать в вашу страну, которую раньше уже посещал. Надеюсь, ваши власти воспользуются представившейся возможностью ускорить реформы в обществе, необходимые для быстрого и стабильного экономического развития. Это безусловная основа для будущего успеха Украины. Без экономического роста вы не сможете улучшить жизнь людей, укрепить геополитические позиции страны. Это также важно для внешней политики. Экономически успешная страна имеет гораздо больше влияние на международной арене.
В 1999 году Польша имела две основных проблемы — высокая (почти гипер-) инфляция и несовершенная экономическая система. Все это требовало радикальных перемен, снятия ограничений, реструктуризации и решительной стабилизации… Эти рецепты уже хорошо известны, в том числе в Украине.
В итоге в Польше тоже произошла своего рода мирная революция. Ею стали выборы, поставившие крест на монополии компартии и открывшие путь к демократии. Сама по себе революция 1999 года не обеспечила экономический рост. Но благодаря ей польские реформаторы смогли осуществить радикальные реформы. Напрашивается аналогия с оранжевой революцией, которую, кстати, восприняли в Польше с восторгом и воодушевлением.
— Каковы, на ваш взгляд, наиболее важные уроки для экономики переходного периода?
— Начнем с того, что страны бывшего соцлагеря, года два назад еще достаточно похожие друг на друга, постепенно становились разными. Мы наблюдали это различие, скажем, в темпах экономического роста. В Польше ВВП увеличился более чем на 40 процентов по сравнению с 1989 годом. А в Украине за этот период официально ВВП снизился.
Во-вторых, значительно отличается ситуация с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). В центральноевропейских странах с 1989 по 2003 год доход на душу населения составил более чем 1000 долларов (а в Чешской Республике — 3800 долларов). Большинство стран бывшего Советского Союза смогли привлечь значительно меньше инвестиций. Сейчас ПИИ в Украину составляют около 190 долларов на человека. Соотношение инвестиций в Польше и Украине составляет один к десяти.
В-третьих, различие не только в макроэкономических показателях. Средняя продолжительность жизни в России существенно снизилась, а в Польше, Чехии и Балтийских странах — увеличилась. Мы попытались понять, почему, и провели ряд научных исследований. Как выяснилось, лучших показателей добились страны с рыночно ориентированной экономикой, которые более активно проводили рыночные реформы.
— Какие конкретно?
— Во-первых, это меры, направленные на снижение и стабилизацию инфляции. Во-вторых, либерализация, которая позволяет создать прозрачную правовую среду для бизнеса. Поэтому и власти станут соблюдать законы и не смогут быть коррумпированными. В-третьих, усиление прав собственности. В-четвертых, критичным для предотвращения чрезмерных бюджетных расходов и высоких налогов является стабильность общественных финансов.
Научные исследования показали, что экономика развивается активнее, если она движется в направлении стабильного и конкурентного рынка. Тогда власти смогут быстрее улучшить ситуацию своих граждан. Впрочем, не надо питать иллюзий — реформы никогда не воспринимаются в обществе, как манна небесная. Они не всегда популярны. И нужно по-настоящему бороться за то, чтобы провести их мирным путем. На мой взгляд, атмосферу и настроение оранжевой революции надо обязательно использовать для ускорения реформ.
— Новое украинское правительство представило полтора десятка социальных программ. В результате многие обеспокоены выполнением бюджета-2005. Как в Польше решались социальные вопросы?
— Общий урок в том, что социальные выплаты должны производиться под строгим контролем. Только так можно избежать дефицита бюджета. К примеру, Балтийские страны и Словакия провели радикальные реформы именно при помощи снижения социальных расходов и налогов. В свою очередь, из-за высокой безработицы Польше предстояло серьезно поработать над усечением расходов и понижением налогов. В стране действовало много социальных программ, а высокими налогами пытались бороться с безработицей. Таким образом, у социальных затрат оказалось много как положительных, так и отрицательных сторон.
— Недавние попытки укрепить гривню вызвали в нашей стране неоднозначную реакцию. Поделитесь собственным опытом валютной политики.
— Безусловно, стабильность национальной денежной единицы всегда начинается с выбора монетарной политики. Можно, скажем, выбрать фиксированный курс, как недавно было сделано в странах Балтии (речь о привязке к евро. — Авт.). Или сделать, как в Польше: у нас была поставлена цель выйти на определенный уровень инфляции (т.е. мы перешли к таргетированию инфляции). При этом всевозможные инструменты монетарной политики задействуются таким образом, чтобы приблизить текущий уровень инфляции к некому целевому уровню.
Без сомнения, одним из наибольших достижений польских реформ стала независимость Национального банка Польши. Без нее в современном мире невероятно сложно добиться низкого уровня инфляции. Центробанк должен иметь возможность противостоять политическому давлению и при этом быть высокопрофессиональным.
— В Украине остро стоит вопрос о дооценке значительного количества приватизированных предприятий. Власть предпочитает уходить от раздражающего термина «реприватизация». Вероятно, в Польше также были недовольные ходом приватизации?
— Действительно, вопросы приватизации, как правило, остро обсуждаются в обществе. Всегда найдутся политики, которые будут критиковать ее ход. Но чем больше масштабы законной приватизации в стране, тем лучше для роста ВВП. Польша сумела приватизировать большую часть экономики, что оказалось одной из главных составляющих польского экономического «чуда». Удалось привлечь многих иностранных инвесторов, в частности в банковский сектор. Приватизация банков, скорее всего, вообще была бы невозможна без участия иностранных инвесторов, так как серьезного местного капитала недоставало. То же можно сказать о Чехии, Словакии, государствах Балтии: приватизация была, наверное, одной из самых важных реформ. Помимо средств, иностранцы привносили сюда ноу-хау, знания и опыт. Если страна отказывается от иностранного капитала, она лишается одного из факторов экономического роста.
— Всплеск эмоций в Украине вызвала ликвидация свободных экономических зон (СЭЗ). Каково ваше отношение к отмене привилегий для отдельных категорий бизнеса?
— Это — неизбежный шаг. Одно из условий вступления в Евросоюз — сокращение количества налоговых преференций и запрет СЭЗ. Это пришлось сделать и Польше. Считаю, вся страна должна быть свободной экономической зоной. Собственно, все экономически успешные государства идут по такому пути. Это обеспечивает привлекательную для всех бизнесменов среду, низкие налоги, эффективное управление, некоррумпированную судебную систему. Кое-кто в Польше протестовал против отмены льгот. Но в основном поляки понимали, что это необходимо для вступления в ЕС. Лучше бороться не за создание множества СЭЗ в стране, а за приемлемые для всех условия ведения бизнеса.
— Украина на пороге присоединения к ВТО. Как вступление в эту организацию повлияло на польскую экономику?
— Как правило, выполнение требований ВТО благотворно сказывается на экономическом росте страны. Большинство из них направлены на либерализацию экономики. Вступление в ВТО станет показателем реформ в стране. Рыночные реформы всегда хороши для общества. И если в этой связи вспомнить о ценах, то их установление должно быть всегда свободным. Фиксированные цены являются исключением. Либерализация — неотъемлемая часть любого свободного рынка.
Лешек Бальцерович, 1947 года рождения, профессор, отец польской «шоковой» терапии. С 80-годов в рядах «Солидарности». Вице-премьер и министр финансов в первом некоммунистическом Кабинете министров Тадеуша Мазовецкого. После ухода из правительства преподавал в высших учебных заведениях. Автор нескольких монографий об опыте польских радикальных экономических реформ. С 2001 года по настоящее время — президент Национального банка Польши.