UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕОНИД ДЕРКАЧ БУДЕТ РАЗВОДИТЬ ГОЛУБЕЙ. А КОГО БУДЕТ РАЗВОДИТЬ ВЛАДИМИР РАДЧЕНКО?

Сказать, что 10 февраля вся Служба пела и плясала, мы не можем, потому что это будет неправдой. Пели и плясали лишь 9/10 личного состава Службы безопасности Украины...

Автор: Юлия Мостовая

Сказать, что 10 февраля вся Служба пела и плясала, мы не можем, потому что это будет неправдой. Пели и плясали лишь 9/10 личного состава Службы безопасности Украины. И произошло это с ними после того, как с Банковой прилетело известие об отставке председателя СБУ Леонида Деркача. Защитники Леонида Васильевича в Киеве и в Москве отрицательно отнеслись к подобному решению Президента. Основным аргументом был следующий: «Все познается в сравнении, на руках Деркача нет крови». Не будем спорить, поскольку у нас нет никаких оснований утверждать обратное, но давайте задумаемся, аргумент об отсутствии крови на руках является достаточным для того, чтобы в европейском государстве оставить человека руководить Службой безопасности? По всей видимости, нет. Поскольку мерилом профессионализма человека, находящегося на этом посту, не может быть исключительно момент причастности или непричастности к убийству журналиста. Дело в том, что Служба безопасности, руководимая Леонидом Деркачем, почти прекратила выполнять функции, вмененные ей законом и интересами страны. СБУ, призванная стать интеллектуальным щитом безопасности, превратилась… нет не в МВД, а в мусарню, со всеми вытекающими из этого последствиями — с прослушиванием депутатов, слежкой за бизнесменами и журналистами, использованием админресурса и т.д. Примечательно, что очень многие в Службе, особенно представители среднего звена, не стеснялись в выражениях недовольства по поводу необходимости осуществлять полицейские функции и работать на бизнес конкретной, справедливости ради замечу, не президентской, семьи.

Указ об отставке Леонида Деркача был подписан задним, а точнее, 10 числом — днем заседания СНБОУ. На самом же деле несколько дней после заседания шла борьба за формулировку указа: «В связи с переходом на другую работу» или «В связи с выходом на пенсию». В результате формулировка оказалась лаконичнее: «Уволить с занимаемой должности».

Пост №1 на Владимирской занял Владимир Радченко. Заметим, что первое предложение занять старую новую должность Владимиру Ивановичу поступило в районе Нового года. По нашим данным он отнесся к нему без особого энтузиазма. Последние два месяца нахождение Леонида Деркача на посту СБУ объяснялось скорее тем, что другой кандидатуры, кроме Радченко, Президент не мог найти. Момент переполнения чаши президентского терпения совпал с согласием Владимира Ивановича занять эту должность, что, собственно, и произошло. И в этой ситуации мы не можем не напомнить нашим читателям о том, что пост главы СБУ генерал Радченко покинул перед началом битвы за президентское кресло и покинул его именно потому, что всегда открыто заявлял о категорическом своем нежелании заниматься внутриполитическим сыском и выполнять полицейские функции. В апреле 1998 года он по собственному желанию написал рапорт и впоследствии стал одним из замов Владимира Горбулина. В течение трех лет Владимир Радченко не вел сколь-нибудь публичный политический образ жизни. Однако это не означает, что у него не было своего важного сектора работы (одной из составляющих было ВТС) и это не значит, что Владимир Радченко выпал из круга людей, с которыми доверительно общается Президент. Радченко — человек Президента и по этому поводу не может быть никаких сомнений, но у этого человека есть мораль и принципы, а у нас есть надежда, что эти качества нынешний глава СБУ не оставит за порогом здания на Владимирской. И потом Владимир Радченко до своего первого председательствования в СБУ был министром внутренних дел и поэтому ему должна быть хорошо известна разница между функциями, методами, задачами и ответственностью полиции и спецорганов.

Некоторые эксперты полагают, что назначение Владимира Радченко на пост главы СБУ усилит позиции его недавнего шефа — Евгения Марчука. Мы бы в свою очередь не стали торопиться с выводами, поскольку знаем, что в тот день, когда Евгений Марчук был назначен секретарем СНБОУ на место Владимира Горбулина, Владимир Радченко написал прошение об отставке. Отставка Президентом утверждена не была, но и особой теплоты во взаимоотношениях секретаря СНБОУ и его первого зама не наблюдалось. Так что считать Владимира Радченко клавишей, на которой сможет играть Евгений Кириллович, не стоит.

А чего же стоит ожидать от нового председателя? Вполне вероятно, что Службу безопасности ожидает целый ряд кадровых перестановок. Не исключено также, что Владимир Иванович попытается реанимировать то, что по инерции называется украинской разведкой. Это структурное подразделение Службы безопасности при предыдущем председателе растеряло практически все связи с любыми разведками, кроме российской. Регенерацией этих отношений Владимир Радченко, вполне возможно, займется в ближайшее время, поскольку противостояние, имеющееся в Украине, власти нужно выигрывать не только на внутреннем, но и на внешнем, в первую очередь — западном фронте. Есть основания полагать, что произойдет сокращение незаконной деятельности, направленной на прослушивание и слежку за участниками политических и экономических процессов. И в случае, если Владимиру Радченко придется достаточно долго оставаться на этом посту, вполне возможно, мы станем свидетелями качественной реорганизации СБУ как структуры.

Впрочем, для того, чтобы работать на перспективу, Владимиру Радченко предстоит грамотно решить главную нынешнюю задачу: как в условиях кассетного кризиса, давления Президента, привыкшего к ряду методов работы Леонида Деркача и отсутствия (после отставки Игоря Смешко) конкурирующих украинских спецслужб, — сохранить принципы, профессионализм и все еще незапятнанное имя.

Примечательно, что решать эту задачу доверенному лицу Президента придется в условиях широко распространенных в Службе антипрезидентских настроений.

Владимиру Ивановичу не позавидуешь. Хотя, с другой стороны, а кому сейчас хорошо?