Он уходил из зала с видом обиженного на всех и вся человека, не понятого и не оцененного в своих высоких порывах, побив, пожалуй, все местные рекорды по частоте употребления слов «моральность» и «президент» на минуту выступления. «Вы хотели кризис? Вы его получили!». Он уходил, а зал сидел и молчал. Ни аплодисментов на прощание, ни выкриков злорадства, ни толпы поддерживающих единомышленников у выхода. Отмахнулся от журналистов, пообещав пресс-конференцию позже, да так на нее и не пришел. Отставку Анатолия Матвиенко с поста председателя правительства Крыма принимали без обсуждения. За — 88 из 93 депутатов, принимавших участие в голосовании. Всего пять месяцев назад его назначение поддерживал 61 депутат.
Кризис не состоялся. Уже через день очередное временное правительство автономии возглавил Анатолий Бурдюгов, лидер парламентской группы НСНУ, многолетний начальник управления Нацбанка Украины в АРК. Он получил рекордную поддержку в 90 голосов при минимально необходимых 51 из ста возможных! Единодушие депутатов легко объяснимо. Кандидатуру нового премьера спикер Б.Дейч согласовал с президентом до обсуждения в сессионном зале, представив на выбор Виктору Ющенко трех выдвинутых фракциями и группами претендентов: А.Бурдюгова, дважды экс-премьера С.Куницына (лидера КРО НДП) и первого вице-спикера В.Киселева, возглавляющего республиканскую ячейку Партии регионов.
Казалось, что шансы у лидера оранжевой фракции получить согласование президента бесспорны. Во-первых, давнее знакомство с В.Ющенко, во-вторых, Бурдюгов, рискуя должностью, был его верным соратником во время выборов, и еще до их исхода создал депутатскую группу в ВР Крыма (качественный состав — отдельная тема).
В-третьих, президент должен был чувствовать вину перед Анатолием Федоровичем. Еще полгода назад, когда решался вопрос со сменой крымского премьера, Бурдюгов был в числе самых вероятных претендентов. Но в финале затяжных соревнований и столкновений киевских лобби, жесткого давления на С.Куницына с целью вынудить его добровольно уйти с защищенного Конституцией АРК поста, непонятно откуда появилась кандидатура А.Матвиенко. Затем уже почти решенным казался вопрос назначения Бурдюгова на должность постоянного представителя президента в АРК. Опечатанный вакантный кабинет привели в рабочее состояние, подключили спецсвязь, Анатолий Бурдюгов стал появляться в представительстве, но указ так и не увидел свет. Говорят, пресловутое окружение убедило президента в ненужности такого конституционного института, как постпредство в автономии. Мол, достаточно, и правительства во главе с надежным человеком.
Однако совпадение отставки А.Матвиенко с утверждением в украинском парламенте Ю.Еханурова повысило ожидания С.Куницына и В.Киселева, надеющихся, что потребность в голосах их однопартийцев может сыграть решающую роль. По крайней мере, вице-спикер Киселев в переговорах с коллегами ссылался на звонок В.Януковича, который якобы уже имел с президентом беседу на его счет. Интересно, что невероятность ситуации, при которой, дав добро на возвращение Куницына, президент Ющенко, по сути , признавал бы свою ошибку, или, как в случае с Киселевым, Крым стал бы просто разменной картой в договоренностях с «донецкими», никого в крымском политбомонде не смущала и не удивляла. То есть от Ющенко вполне ожидали подобного шага. Но обошлось. Как-то враз решился и вопрос с назначением постпреда президента. Неожиданно для многих им стал министр экономики в правительствах Куницына и Матвиенко Владимир Кулиш. Говорят, он негласно помогал ющенковскому штабу во время выборов. Однако больше известен как выдвиженец и доверенное лицо Куницына. Во времена, когда экс-премьер был «начальником зоны» — свободной экономической «Сиваш» и Красноперекопска, В.Кулиш работал в руководстве ГАК «Титан». Среди крупных проектов, которые продвигались в последние годы при его непосредственном участии, — идея строительства частного порта на озере Донузлав, которая вслед за «преступным режимом», водившимся с Eural Trans Gas, была поддержана и режимом народным. Как говорят в Крыму, в лице Порошенко и Червоненко, сумевшими убедить в выгодности этого строительства и президента Ющенко.
Больших потрясений при формировании нового правительства автономии ожидать не следует. Учитывая, что правительство Матвиенко (за исключением трех вице-премьеров) фактически состояло из тех же людей, что работали и с Куницыным, и соответствовало раскладу сил в парламенте, который слегка изменился. Так что превращение правительства Матвиенко в правительство Бурдюгова может произойти легким движением депутатских рук уже на следующей неделе. Правда, придется учитывать роль во всей этой истории фракции партии «Союз» и их крымского партийного лидера — нардепа Льва Миримского, последовательно добивавшихся отставки А.Матвиенко. Вакансии в правительстве уже есть. Заместители Анатолия Матвиенко Валерий Ясюк, Вадим Гриб и Анатолий Скорченко, оставленные исполнять обязанности до утверждения нового состава Совмина, подали заявления об уходе. В.Ясюк на пресс-конференции заявил, что не согласен с оценкой работы правительства: «Четыре месяца мы работали и делали все для того, чтобы ввести соответствующую философию менеджмента правительства, профессионализма членов команды». А ответственный за инвестиции В.Гриб сказал, что ему «и радостно, и грустно. Грустно оттого, что Украина глобально проиграла в Крыму на сегодня на этом этапе тактически. Радостно оттого, что каторжный труд закончился и можно немножко отдохнуть и расслабиться». Оказалось, что Гриб в любом случае собирался уходить в отставку, но весной, чтобы создать фонд по привлечению в Крым иностранных инвестиций, «потому что госслужба душу не греет». Ну что ж, по крайней мере откровенно.
Чего нельзя сказать однозначно о других заявлениях А.Матвиенко и его сторонников, по-своему объясняющих причины отставки. Проанализировать их крайне важно, потому как с отставкой правительства у представителя нынешней власти заканчивается хоть и небольшой, но существенный период взаимоотношений автономии и центра. Наиболее самоуправляемой, как говорит президент Ющенко, территории, подавляющим большинством поддержавшей на выборах другого кандидата, но согласившейся на смену исполнительной власти по настоятельному требованию центра.
Так что же произошло? По версии А. Матвиенко — «попытка антиконституционного коррупционного переворота», заговор коррумпированных крымских и киевских политиков против профессионального и эффективного правительства.
Сводный вариант неофициальных комментариев крымских депутатов накануне сессии звучал так: «Он всех так достал своим самоуправством и безумными идеями, что проголосуют две трети парламента. И президент вынужден будет согласиться».
Итак, причины политические. Кто бы и как ни привязывал отставку теперь уже экс-лидера партии «Собор», входящей в БЮТ, к отставке Ю.Тимошенко и ее сторонников, следует принимать во внимание прежде всего тот факт, что смена правительства в Крыму зрела независимо от киевских событий. Просто они стали катализатором и мобилизатором событий крымских. В том смысле, что за досрочный отчет главы Совмина, с прицелом на отставку через признание работы неудовлетворительной, вслед за фракцией партии «Союз» высказались шесть парламентских комиссий и более трети депутатов.
С другой стороны, Анатолий Матвиенко был поставлен перед выбором: либо БЮТ, либо премьерство в Крыму. Как утверждает заместитель главы партии «Собор» В.Олийнык, это условие было выдвинуто Р.Бессмертным. И Анатолий Сергеевич, с длинными объяснениями о моральности своего выбора, приоритетности национальных интересов над партийными, выбрал кресло премьера. Но если бы оно не шаталось, кто бы угрожал ему отставкой, которую президент по Конституциям инициировать не может (это исключительное право ВР автономии)? Зато президент может процесс заморозить, не дав согласия на отставку или назначение нового предсовмина. И такая попытка была предпринята: достоверно известно, что В.Ющенко просил руководство парламента притормозить процесс хотя бы на неделю. Скорее всего, чтобы заняться Крымом, решив проблему назначения Ю.Еханурова. Возможно, так бы оно и было. Однако за два дня до сессии А.Матвиенко делает сенсационное заявление: в Крыму зреет антиконституционный заговор, «который ставит задачу кардинально поменять принципы осуществления властных полномочий в АРК, установить на месте конституционного Совмина закрытую теневую структуру, избранную из удобных для манипуляции людей». Матвиенко утверждает, что «путем попыток прямого подкупа части депутатов, путем шантажа ВС АРК насильно втягивается в этот переворот». Президента А.Матвиенко призвал «немедленно отреагировать на крымскую ситуацию и принять жесткие меры».
Понятно, что такие обвинения не могли не найти живой отклик в депутатской среде и Президиум разразился возмущенным заявлением. А вот президент не откликнулся.
И когда на следующий день народные депутаты от «Собора» отказываются поддержать кандидатуру Юрия Еханурова, А.Матвиенко, обвинив однопартийцев в измене интересам Украины и президента, заявляет о выходе из партии и обращается к В.Ющенко с просьбой принять его отставку с должности главы правительства автономии. Прекрасно зная при этом, что обратился не по адресу. Принять его отставку может только ВР Крыма, но при согласовании с главой государства. Однако заявление в парламент премьер подаст только в день сессии. И ни для кого не секрет, что не будь этого заявления — отставка Матвиенко все равно состоялась бы. Как говорит один мой знакомый, играть в многоуровневые шахматы дано далеко не каждому. Анатолий Матвиенко сам себя загнал в патовую ситуацию. На всех досках.
Теперь о «заговоре», участии в нем правоохранительных органов и новой философии правительства автономии. Еще в день назначения А.Матвиенко на премьерскую должность депутаты определили дату отчета — в октябре, так что ее «досрочность» в конце сентября весьма относительна. Основания назывались серьезные — многочисленные нарушения законодательства в работе правительства, превышение полномочий в принятых решениях по созданию межведомственной комиссии, которая лишила местные советы права самостоятельно распоряжаться землей территориальных громад, лоббирование интересов бизнес-структур и незаконное выделение земель на побережье. Последний скандал с «резервированием» шести с половиной тысяч гектаров земли на западном побережье Черного моря под многомиллиардный (9,5 млрд. долларов) инвестиционный проект оказался особенно громким. Инвестором было названо никому не известное ООО «Гольф-сити». Как расследовали журналисты — зарегистрированное по адресу обычной квартиры в Саках, с уставным фондом в 23 700 тысяч грн. и не имеющее ни копейки движения по счету, не говоря уже о каких-либо успешных проектах. Несмотря на разразившийся скандал и заверения премьера, что никто никому землю не раздает, в конце августа три поссовета выделяют «Гольф-Сити» более тысячи гектаров земли в прибрежной защитной полосе. Решение принимались во исполнение правительственного совещания, поддержавшего проект «Гольф-сити» и выдавшего на-гора целую обойму противозаконных распоряжений и рекомендаций рескомзему и органам местного самоуправления. В середине сентября межрайонные прокуроры опротестовывают незаконные решения поссоветов, прокуратура АРК вносит председателю Совмина протест на действия должностных лиц правительства по «Гольф-сити». А 19 сентября в уже упоминавшемся заявлении о готовящемся «перевороте» Матвиенко обвиняет правоохранительные органы Крыма в противодействии наведению порядка: «Наши… намерения сделать экономику автономии прозрачной, натолкнулись на жесткое сопротивление. Обращения в правоохранительные органы зачастую не просто глохнут, но бумерангом бьют по самому правительству». В ответ Прокуратура АРК распространяет заявление, в котором с недоумением сообщает, что за пять месяцев от правительства поступило всего девять обращений и все они в срок рассмотрены: по поводу погашения задолженности на пяти предприятиях, проверок финансовой деятельности отдельных предприятий. Еще было два поручения: проверить законность сноса деревянного домика для отдыха работников Совмина в пансионате «Карабах» и изучить ситуацию в ЖКХ г.Щелкино, поскольку там «неудовлетворительно организовано содержание зеленых насаждений, … не решается вопрос строительства городского кладбища». Также прокуратура АРК уверяет, что по поводу возможных коррупционных деяний или преступлений с участием должностных лиц СМ Крыма не обращался ни разу. Как и по поводу несогласия с решениями тех или иных правоохранительных органов автономии. Поэтому «наиболее вероятным объяснением фактических причин подобных надуманных высказываний в адрес прокуратуры АРК является именно принципиальная позиция, которую заняла прокуратура во время проверки законности ряда решений Совета министров АР Крым», говорится в заявлении и уточняется, что прежде всего речь идет именно об истории с «Гольф-Сити». Пока прокуратура ограничилась внесением протеста, который теперь уже будет рассматривать новое правительство. Хотя, уверяют юристы, есть все основания для возбуждения уголовного дела по фактам превышения служебных полномочий руководством правительства.
Очень многие в Крыму в связи с событиями вокруг правительства Матвиенко переживают разочарование. Оно сродни тому, что чувствуют сторонники новой власти во всей стране. Но есть и своя особенность. Была большая надежда, что с приходом не завязанного на сложные крымские расклады человека, не имеющего на себе метки причастности к новейшей истории полуострова, в основе которой — тугой политико-криминальный узел, не преследующего никаких бизнес-интересов в Крыму и не страдающего местным центропупизмом с сепаратистскими осложнениями, в автономии наконец-то наступит период покоя и созидания. Ожидания не оправдались. Увы, все как прежде. Правительство, сформированное из депутатов, которые сами себя будут контролировать.
Те же лица, те же правила игры и те же призы. Ценность которых может возрасти, если депутатам местных советов вернут неприкосновенность. Президент обещал. А вот романтизма будет меньше, чем при Матвиенко. Хотя он обещал вернуться!