UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лед тронулся, г-да столичные заседатели!..

Публичное дистанцирование президента, премьера и спикера от проблем Киева до вчерашнего дня свидетельствовало не только о наличии неких кулуарных договоренностей с мэром столицы...

Автор: Инна Ведерникова

Публичное дистанцирование президента, премьера и спикера от проблем Киева до вчерашнего дня свидетельствовало не только о наличии неких кулуарных договоренностей с мэром столицы. Подобное молчание недвусмысленно намекало и на то, что как только разновекторные инвестиции мэра перестанут перекрывать падение рейтингов вышеперечисленных лидеров и политических сил (а они таки падают вместе с рейтингом одиозного градоначальника!), все подковерные проекты, связанные с Черновецким, сойдут на нет, обнаружив совершенно иные политические комбинации. Так, собственно, и произошло буквально в последние минуты верстки номера, когда Верховная Рада 362 голосами прииняла закон об установлении императивного мандата для депутатов местных советов. Сей факт совершил полный переворот в дальнейшем развитии событий в Киевраде, обозначив для оппозиционного «Демократического Киева» потенциальную возможность переформатировать большинство, переизбрать секретаря совета и профильные комиссии.

Согласно первым коротким комментариям лидеров политических сил, представляющих в столичном совете оппозиционное объединение «Демократический Киев», их юридические службы уже приступили к тщательному изучению юридических последствий принятого закона. Тем не менее в политической тусовке уже успели прозвучать фразы о том, что этот закон, как и любой другой, не имеет обратной силы. Потому, по словам ряда депутатов (в основном провластных фракций Киеврады), возобновить первоначальный количественный состав фракций БЮТ, НУ и Блока Кличко, которые в общей сложности насчитывали 70 депутатов, не удастся. Однако, если учесть, что многочисленные перебежчики к Черновецкому стали штрейкбрехерами в отсутствии какого бы то ни было закона на этот счет, то у «Демократического Киева» есть все шансы таки переформатировать большинство и заняться чисткой авгиевых конюшен, оставленных большинством Черновецкого. К тому же, по данным достоверных источников, разработчики закона учли в документе механизм обратного действия, вплоть до того, что ушедшим из фракций депутатам придется либо вернуться в объятия родной фракции, либо покинуть стены Киеврады. Их места займут следующие по списку. Таким образом, можем констатировать, что сегодня у «Демократического Киева» появилась феноменальная возможность реализовать на практике задекларированные в оппозиционной борьбе лозунги: земля и собственность столицы — по аукционам, тарифы — по экономическому обоснованию, работа совета — по регламенту.

С другой стороны, лидеры оппозиции по-прежнему убеждены в необходимости синхронизации процессов переформатирования совета и досрочного прекращения полномочий городского головы. Регистрация в парламенте законопроекта БЮТ о внесении изменений в законы о столице, местном самоуправлении и референдуме, а также заявления лидеров трех оппозиционных политических сил о подготовке к проведению столичного плебисцита указывают на реальную возможность получения законодательных механизмов для того, чтобы досрочно приостановить полномочия городского головы.

Однако, заметим, что, согласно существующему законодательству, первый подводный камень на пути местного референдума возникает уже в момент регистрации инициативной группы, завязанной именно на решении городского головы, которого в нашем случае и собираются лишить власти. Оптимист уточнит, что нежелание мэра регистрировать инициативную группу можно обжаловать в суде. Однако пессимист напомнит, что больших надежд на оперативность и объективность решений последнего в Украине мало. И все-таки, если инициативная группа зарегистрирована? Свидетельство о регистрации выдается вместе с законным предписанием в месячный срок собрать подписи 1/10 жителей города. Для Киева это 210 тысяч. Правила сбора подписных листов довольно строгие, и на этом этапе законодателю почему-то показалась логичной норма, наделяющая мэра очередным правом, — ликвидировать инициативную группу на этапе сбора подписей в случае двух допущенных нарушений. Третий камень преткновения — итоговое решение местного совета, в нашем случае о проведении референдума в части прекращения полномочий мэра и Киеврады. Однако, в связи с принятием закона об императивном мандате и возможном изменения расстановки политических сил в Киевраде, это препятствие, можно сказать, ликвидировано.

Похоже, что решительно настроенная столичная оппозиция разделилась во мнениях в части подготовки и проведения референдума. Оптимисты от оппозиции в ответ на возможные подножки столичного мэра готовят стачки, массовость которых вполне реальна на фоне столичной тарифной интриги, пессимисты параллельно продолжают разрабатывать многоходовые комбинации в парламенте.

Так, в стане радикально настроенной оппозиции сегодня представлены депутатская группа Бродского в виде Форума спасения Киева «Кияни», Блок Кличко, Форум спасения Киева Виталия Черняховского и ряд других общественных организаций. Готовых, по словам последнего, любыми средствами добиваться от мэрии решения о проведении референдума по отставке городского головы, в том числе и путем блокирования столичных дорог, пикетирования офисов и даже квартир представителей неустойчивого болота Киеврады из фракций социалистов и блока Литвина. Однако, несмотря на многочисленные громкие заявления радикалов, первое организационное собрание уже прошло в столице по инициативе никому не известной и недавно зарегистрированной политической партии «Великая Украина».

Этот политический проект родом из Северодонецка. Во главе — банкир Игорь Гекко с довольно неоднозначной биографией, опубликованной на украинских информационных сайтах. В 2002 году г-ну Гекко, баллотировавшемуся по мажоритарному округу в парламент, вменяли и двойное гражданство, и жизнь под чужой фамилией, и целый ряд теневых финансовых операций за рубежом. Исполнительный директор проекта Ирина Самарина, сидя в кресле шикарного офиса в центре столицы, отрицает всякую подобную «чепуху», указывая на «грязные методы ставленников Кучмы в борьбе с политическими оппонентами». Г-жа Самарина опровергает также какую бы то ни было связь партии с известными украинскими бизнесменами. «Мы ни под кем, — говорит Самарина. — Ни Пинчук, ни Коломойский, ни Ахметов не являются нашими хозяевами. Самый крупный учредитель — Игорь Гекко, собственность которого находится не в Украине. В ходе прошедшей избирательной кампании в Раду мы выступали за открытые партийные списки и такое же их формирование. Мы уже сегодня готовы представить в парламент законопроект о выборах в местные советы. Мы подозревали, что такая нечистоплотность в формировании списков породит много проблем. Киев оказался первым. Смещение Черновецкого и Ко для нас не самоцель, а скорее опыт политической борьбы и школа строительства партии в столице». Г-жа Самарина не без гордости отмечает также, что инициатива подготовки референдума принадлежит именно партии Гекко.

Местные политические игроки довольно осторожно отзываются о новичках. Наша Украина и БЮТ не ведут с ними никаких переговоров, подозревая в провокации, игре на стороне Черновецкого и желании сорвать проведение референдума. Бродский и Блок Кличко контактируют, «дабы быть в курсе происходящего, и пытаются объединить усилия».

Пока «свободные радикалы» определяются с тактикой выступления: группами или единым фронтом изучают досье новичков и вербуют добровольцев, «великие комбинаторы» от БЮТ и «Нашей Украины» пишут законопроекты и «разменивают монеты». Среди последних, по мнению лидера столичной фракции «НУ» Дмитрия Андриевского, голосование БЮТ в парламенте по преодолению президентского вето на закон о моратории на продажу земель сельско-хозяйственного назначения, а также вчерашнее голосование за законы о Кабмине и оппозиции. Г-н Андриевский не исключает, что именно ставка на большую игру в столице и желание провести императивный мандат и законопроект о внесении изменений в законы о столице, местном самоуправлении и референдуме, заставили Тимошенко голосовать вместе с «Регионами». Однако г-н Бродский, в свою очередь, убежден, что, несмотря на благородные порывы в столице, БЮТ совершил не очень благовидный поступок по отношению к украинскому крестьянству. «Это не та монета, которую стоило разменивать, — говорит Бродский. — Слишком дорогая цена, даже когда на весах — столица». В части же внедрения императивного мандата застрельщик оппозиционного движения в Киевраде настроен довольно оптимистично.

Представители БЮТ, в свою очередь, сегодня берут на себя смелость утверждать, что их позиция в корне изменила ситуацию не только в Киевраде, но и сделала надежду на референдум в столице не призрачной, а реально исполнимой в силу целого ряда причин. «Скажу вам честно, нашей фракции сегодня было бы очень выгодно дальнейшее сотрудничество «Регионов» с Черновецким, — говорит депутат Киеврады Александр Бригинец. — Стратегически выгодно. Рейтинг мэра падает, и автоматически тянет за собой политических партнеров. Однако уже сегодня стало ясно, что «Регионы» это прекрасно понимают. Сегодняшнее голосование за императивный мандат это подтвердило. Так что у законопроекта №2785 фракции БЮТ в парламенте тоже большие шансы».

Спасительный, по мнению Бригинца, законопроект действительно бьет по тем самым подводным камням, с которыми уличными методами собрались неистово бороться Бродский со товарищи. Так, закон о столице, по мнению БЮТ, должен обзавестись нормой, в которой указано, что решение о прекращении полномочий совета и городского головы может быть принято либо на местном референдуме, либо Верховной Радой, путем принятия постановления о проведении внеочередных выборов. Что касается референдума, то регистрацией инициативных групп, а также принятием решения о проведении референдума БЮТ предлагает заняться ЦИКу. В общем-то, эти основополагающие ноу-хау в сочетании с натиском радикалов Бродского таки могут окончательно выбить почву из-под ног мэра Черновецкого.

Уже сегодня можно предположить, что одним из решающих факторов продолжения «сотрудничества» оппозиции и коалиции в парламенте станет фигура возможного мэра столицы. Компромиссная, естественно.