UA / RU
Поддержать ZN.ua

КВЕБЕК ОСТАЕТСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ СЕПАРАТИСТОВ

Однако единству Канады это пока не угрожает Квебекская партия (КП) во главе с Люсьеном Бушаром вно...

Автор: Максим Череда

Однако единству Канады

это пока не угрожает

Квебекская партия (КП) во главе с Люсьеном Бушаром вновь обеспечила себе большинство мест в Национальном собрании (парламенте) Квебека, получив от избирателей новый 5-летний мандат на правление в этой преимущественно франкоязычной провинции Канады. Согласно окончательным результатам выборов 30 ноября, КП получила 75 из 125 мест в парламенте, а ее главный политический соперник - Либеральная партия (ЛП) Жана Шарэ - 48 мест. Партии Демократического действия (ДД), возглавляемой 28-летним Марио Дюмоном, досталось одно парламентское место.

По итогам выборов в Национальное собрание в 1994 году, КП была представлена там 74 депутатами, ЛП - 45-ю, ДД - одним.

На нынешних выборах, в которых приняло участие 5,2 млн. избирателей, кандидаты КП получили большинство голосов в 68 избирательных округах, квебекские либералы - в 53. В ряде районов Квебека голосование было омрачено непогодой - снежными заносами и замерзающим дождем. В целом же, выборы прошли организованно и без происшествий.

Победу партии нынешнего премьер-министра Квебека, 59-летнего Люсьена Бушара предвещали практически все проведенные накануне выборов опросы населения. Эксперты, кроме того, утверждали, что Бушар находится в более выгодном положении, чем Шарэ, поскольку выборы проходили по округам, а франкоязычных округов в Квебеке больше, чем англоязычных. Лидер же квебекских либералов пользуется поддержкой, в основном, на западе провинции и в Монреале.

Вместе с тем, политологи ожидали более убедительной победы «пекистов» («Пэ-Кю» - так звучит на французском аббревиатура Квебекской партии) над либералами 40-летнего Жана Шарэ, пытавшегося убедить избирателей, что голосуя за его соперника, они говорят «да» проведению референдума, а значит - политической и экономической нестабильности.

Несмотря на то, что победа КП оказалась более скромной, чем прогнозировалось, она все же обернулась поражением для тех высокопоставленных политиков и бизнесменов, которые сделали ставку на Шарэ как лидера, способного свергнуть власть сепаратистов в провинции и ликвидировать угрозу расчленения Канады.

В случае более внушительного успеха, КП готовилась в очередной раз поставить на повестку дня проведение в провинции в скором времени очередного, третьего по счету, имеющего юридическую силу референдума в расчете на то, что большинство избирателей выскажется за провозглашение Квебека независимым государством.

Предыдущие два референдума сторонники отделения Квебека от Канады проиграли. В ходе последнего всеобщего голосования по этому вопросу в 1995 году, против отделения провинции высказались 50,6 процента его участников, за - 49,4. Однако на этот раз, боясь отпугнуть потенциальных сторонников сепаратизма, КП обещала в случае повторного прихода к власти в Квебеке, провести новый референдум о его суверенитете, только лишь предварительно создав в обществе «климат доверия». Кроме того, идеологи сепаратизма заявляли, что моделью отношений между Канадой и Квебеком в случае провозглашения независимости провинции, будут служить отношения между странами Европейского союза.

Увы, их надежды на абсолютную победу не оправдались: за кандидатов Квебекской партии проголосовало, по предварительным данным, всего 43 процента квебекцев, принявших участие в выборах. Кандидатам же либеральной партии отдали голоса 43,6 процента избирателей. Суммарно партии, выступающие с антисепаратистских позиций, получили 57 процентов голосов.

Такой расклад здесь расценивают как свидетельство того, что мандата на выход провинции из состава канадской федерации и на проведение с этой целью референдума правительство Бушара не получило. Политические обозреватели указывают на то, что значительная часть квебекцев отдала предпочтение Квебекской партии отнюдь не потому, что их прельщает затея независимого государства Квебек.

О том, что на сегодняшний день большинство квебекцев не настроено просепаратистски, свидетельствуют и последние опросы общественного мнения в провинции, в ходе которых 70 процентов опрошенных отвергли проведение референдума, а 53 процента заявили, что голосовали бы против отделения Квебека от Канады. Особое место здесь занимает позиция нового поколения квебекцев, которое не ограничивает собственные интересы достижением целей своих франкоговорящих родителей. Эти в большинстве своем двуязычные молодые люди не замыкаются в рамках исключительно французской культуры и имеют мощные амбиции по поводу своего будущего в мировом бизнесе.

Несмотря на то, что идею нового голосования о выходе Квебека из состава Канады не поддерживает большинство населения провинции, в массе своей оно удовлетворено деятельностью правительства Люсьена Бушара. Согласно опросам общественного мнения‚ экономическую политику его кабинета поддерживают 60 процентов опрошенных квебекцев. Главные же его «минусы» - это самые высокие в Канаде налоги и уровень безработицы, а также рост числа неимущих.

Ситуация более чем любопытна: c одной стороны, большинство квебекцев не хочет нового референдума, с другой - положительно оценивает пребывание у власти правительства Бушара. Местные политологи отмечают, что в обществе сложился удивительный парадокс. Он заключается в том, что избиратели, в целом, согласны с Жаном Шарэ в его критике Люсьена Бушара за провалы в социальной политике, однако хотят верить обещаниям лидера Квебекской партии. Он утверждает, что только его правительство способно добиться от Оттавы политических и экономических уступок для Квебека и за счет этого более эффективно защищать интересы провинции в рамках канадской федерации. Кстати, это, в свою очередь, опровергают представители федерального кабинета министров.

Выходит, победа КП на парламентских выборах в Квебеке поистине оказалась «пирровой». Это, разумеется, не означает, что сепаратистские круги откажутся от своей давнишней цели. Бушар уже заявил, что плебисцит состоится как только «будут обеспечены условия для победы», но не смог ответить на вопрос, когда, по его мнению, такие условия станут реальностью.

Результатом победы Бушара станет возрастание давления на премьер-министра Канады Жана Кретьена, который на протяжении всего периода пребывания на верхушке канадского политического Олимпа проводил жесткую линию по отношению к проявлениям сепаратистских настроений в близком ему Квебеке. На следующий день после оглашения результатов выборов стало известно, что «квебекский вопрос» в очередной раз будет предметом обсуждения канадского правительства на его ближайшем регулярном заседании. Накануне же проведения голосования Кретьен предупредил Бушара, что федеральные власти всеми возможными способами воспрепятствуют любой попытке возобновить сепаратистские действия.

В общем-то политическим лидерам Квебека грех жаловаться на невнимательное отношение центральной власти к их провинции. Сепаратистские тенденции здесь стали проявляться после десятилетий значительного прогресса в соблюдении прав франкоговорящих граждан провинции. Местная власть добилась права самостоятельно регулировать систему образования, здравоохранения и даже вопросы иммиграции в провинции. Строгие языковые правила закрепили особый статус французского языка в школах, ведение документации в бизнесе и даже отбор музыки для трансляции по радио. Кроме того, благодаря активной позиции квебекского правительства, в экономике провинции сегодня преобладают местные компании, возглавляемые франкоговорящими руководителями.

В то же время, федеральные власти в Оттаве продолжают накачивать Квебек финансовыми инъекциями, которые ежегодно превышают налоги, собранные в провинции, на 6-8 млрд. долларов. А квебекские политические лидеры с незапамятных времен получают почести в кабинетах представителей канадской политической элиты.

Однако, по мнению местных экспертов, несмотря на все эти знаки внимания, Квебек до сих пор не получил от англоязычной Канады того, чего он добивался более всего - уважения. Несмотря на безуспешные попытки проведения конституционных реформ, предпринятые политиками из Оттавы в последние 20 лет, франкоговорящая провинция так и не завоевала права получения особого статуса в Канадской федерации. А примеры последствий применения силовых способов борьбы с национальным сепаратизмом широко представлены в новейшей истории нашей планеты.