UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто в курсе о курсе?

Два года назад все предшественники Бориса Тарасюка на посту главы МИД наверняка ему завидовали: после оранжевой революции перед Украиной на международной арене открывались невиданные ранее возможности...

Автор: Татьяна Силина

Два года назад все предшественники Бориса Тарасюка на посту главы МИД наверняка ему завидовали: после оранжевой революции перед Украиной на международной арене открывались невиданные ранее возможности. Возглавить внешнеполитическое ведомство в столь интересный и перспективный период хотелось бы любому настоящему дипломату.

Планов было громадье — и в ВТО в том же 2005 году вступить, и ПДЧ у НАТО вскоре получить, и переговоры о вступлении с ЕС к концу 2007-го начать, и всеми уважаемым региональным лидером стать…

Сегодня Борису Тарасюку позавидовать сложно. Поскольку мало что в жизни может быть горше несбывшихся надежд и нереализованных амбиций. Потому что глубоко уязвленное самолюбие — не самое приятное чувство. Потому что вдвойне обидно, когда сдают свои…

Известный далеко за пределами Украины уважаемый дипломат, амбициозный политик и самолюбивый человек Борис Тарасюк был поставлен в унизительную ситуацию, за которой почти два месяца наблюдала вся страна — кто с праздным любопытством, кто с нескрываемым злорадством, кто с искренним сочувствием. Он боролся за право оставаться министром иностранных дел практически в одиночку — под насмешки идеологических противников и зачастую вызывая раздражение у тех, кто считается его соратниками. Боролся, пока ситуация не была доведена уже до абсурда: когда МИД перестал получать финансирование, когда один за другим стали отменяться как визиты самого министра за границу, так и визиты иностранных представителей в Украину, а недоумение наших зарубежных партнеров стало просто зашкаливать. (Кстати, многие из них говорили, что сложись подобная ситуация в их стране, Конституционный суд немедленно бы ее рассмотрел и принял бы решение по столь важному для имиджа государства делу в течение одного дня.)

Борис Тарасюк подал президенту прошение об отставке с достойным уважения аргументом — дальнейшая неопределенность со статусом министра иностранных дел наносит вред интересам страны и отечественной дипломатии. Почему он сделал это именно в минувший вторник, Борис Иванович пояснил тем, что 30 января Шевченковский суд столицы, согласно его надеждам, должен был принять какое-то решение по сути и прояснить ситуацию. Но суд вновь сделал перерыв в заседании — до 13 февраля.

Мы можем, конечно, ошибаться, но нам кажется, что Тарасюк решился на добровольную отставку еще по одной причине — он наконец понял, что один в поле не воин.

Еще на прошлой неделе информированные и влиятельные лица на Банковой с уверенностью утверждали: все решится на будущей неделе, причем независимо от решения суда — даже если оно будет в пользу Тарасюка, тот все равно напишет заявление об отставке и красиво уйдет. В принципе в секретариате президента планировали избавиться от Тарасюка еще перед визитом Путина, но тогда, вероятно, президент посчитал делом чести встретить российского президента в сопровождении именно Бориса Ивановича.

После этого Тарасюк продержался еще месяц, пока на Банковой размышляли, что же делать с ним дальше. В том смысле, как убедить его прекратить сражение и сохранить при этом лицо президенту в глазах все более разочаровывающегося в нем народа. Недвузначный сигнал из Брюсселя о переносе сроков проведения важной для нашей страны встречи Украина — «тройка» ЕС в случае, если до 30 января сохранится неопределенность вокруг министра иностранных дел, вероятно, ускорил развязку этой истории. И если Тарасюк при этом выглядел достойно (о чем свидетельствует большинство комментариев прессы и экспертов), и можно с уверенностью утверждать, вызвал всплеск сочувствия и симпатий оранжевого электората, то президент, без сомнения, опять проиграл. И в битве за полномочия, и в глазах электората. Представляя в феврале 2005 г. Бориса Тарасюка коллективу МИДа, Виктор Ющенко назвал нового министра «честным», «профессиональным» и «просто своим другом». Спустя два года президент оказался неспособен ни отстоять своего министра, ни защитить своего друга.

За эти два года мы ни разу не слышали от президента публичной критики министра Тарасюка, напротив, он неоднократно подчеркивал, что полностью поддерживает действия министра иностранных дел. «ЗН» никогда не было столь однозначно в своих оценках деятельности самого Бориса Ивановича и возглавляемого им ведомства. Мы не всегда были согласны как с выдвигаемыми МИДом идеями, так и с методами их реализации. На протяжении двух послереволюционных лет мы достаточно подробно освещали и успехи, и промахи нашего внешнеполитического ведомства. Мы можем во многом согласиться с многочисленными критиками деятельности Б.Тарасюка, если их критика справедлива. Но не стоит называть Тарасюка главной причиной холодных отношений с Россией и обвинять его в том, что Украина сегодня все еще не член ВТО, не подала заявку в ЕС и так и не подписала ПДЧ с НАТО. Это не его вина. Не нужно говорить, что внешняя политика двух последних лет была полным провалом. Это неправда. Сделано было немало. И достижений было бы значительно больше, если бы внешняя политика в который уже раз не оказалась заложницей политики внутренней.

Нам не хотелось бы уподобиться тем, кто сегодня, вдруг осмелев, спешит кинуть камень покрупнее вслед уходящему министру. О тех или иных недостатках Бориса Ивановича мы знали всегда. Но и большинство прессы, и в основном прозападно настроенное экспертное сообщество на многие из них были готовы закрывать глаза. Потому что уважали Тарасюка за наличие твердой внешнеполитической позиции и постоянную готовность ее отстаивать и видели в нем одного из немногих в высших эшелонах власти искренних и последовательных приверженцев европейской и евроатлантической идей. Кроме того, Тарасюк, в отличие от многих своих коллег по трем последним правительствам, не был замешан ни в одном коррупционном скандале и не был замечен в лоббировании чьих-либо бизнес-интересов. В рейтингах, проводимых различными СМИ, Тарасюк постоянно занимал высокие позиции, неизменно зарабатывая баллы по таким критериям, как профессионализм, патриотизм и порядочность. Он был очень открыт и дружелюбен по отношению к прессе, во время его руководства МИД стал не только внимательнее прислушиваться к мнению независимых экспертов, но и использовать предложения экспертного сообщества в своей работе. Тарасюк, как никто из его предшественников, колесил по стране, неутомимо неся европейскую и евроатлантическую идеи в широкие массы.

И все же сегодня мы не можем не упомянуть об одной черте Бориса Ивановича, не делавшей ему чести. Думаем, мы имеем на это моральное право, поскольку и писали об этом раньше, и говорили с Борисом Ивановичем на эту тему лично. Поскольку выслушали немало исповедей обиженных им его подчиненных. Тарасюк был очень жестким руководителем, очень часто не щадящим чувства и унижавшим достоинство окружающих его на службе людей. Поэтому, услышав новость об отставке министра, очень многие в МИДе и украинских заграничных дипучреждениях вздохнули с облегчением, и их, увы, значительно больше чем тех, кто огорчился…

МИД снова, затаив дыхание, ждет нового министра.

Возможно, когда этот номер выйдет в печать, его фамилия уже будет известна. Но на середину пятницы интрига по-прежнему сохранялась. В прессе уже обсуждались возможные кандидатуры, поэтому мы вкратце остановимся лишь на наиболее вероятных претендентах.

Насколько мы можем судить, сам Тарасюк, подавая заявление об отставке, предложил президенту кандидатуру своего первого зама Владимира Огрызко и, по нашей информации, Владимир Станиславович вскоре посетил президентский кабинет для прохождения собеседования. Пожалуй, из всех кандидатов только Огрызко будет отстаивать президентский курс так, как его отстаивал прежде Тарасюк, особенно в части евроатлантической интеграции. Потому что, на наш взгляд, он единственный из претендентов, кто искренне убежден в необходимости членства Украины в НАТО и способен последовательно бороться за достижение этой цели. Правда, многие предполагают, что дипломатический стиль Огрызко будет мало чем отличаться от тарасюковского, а его идейная близость с бывшим министром значительно уменьшает его шансы добиться расположения большинства Верховной Рады.

Стопроцентные шансы пройти через парламент — у советника премьера по внешнеполитическим вопросам Константина Грищенко. Однако очень и очень сомнительно, что президент внесет в ВР именно его кандидатуру. По иронии судьбы или же по сознательному выбору самого Константина Ивановича, экс-министр иностранных дел, у которого были весьма прохладные отношения с В.Януковичем в первую бытность того премьером и который не препятствовал своим подчиненным выступить в революционные дни с известным письмом дипломатов и всерьез раздумывал над тем, не выйти ли и ему самому на сцену Майдана, теперь стойко ассоциируется с командой Януковича. Комментируя кандидатуры на пост министра, народный депутат из фракции «Регионов» Анна Герман заметила: «Конечно, хотелось бы, чтобы на этой должности был кто-то из наших, например, Грищенко».

Но фаворитом нынешнего кастинга большинство комментаторов называют замглавы президентского секретариата Александра Чалого. Опять же по иронии судьбы или же по очень мудрому расчету Александр Александрович, которого летом-осенью 2004-го называли основным кандидатом на пост министра иностранных дел в случае победы на президентских выборах Виктора Януковича, сегодня курирует внешнюю политику в секретариате президента Ющенко. Красиво уйдя в отставку с поста первого замминистра иностранных дел по вопросам европейской интеграции весной 2004 г., пояснив свой шаг общественности «интеграцией Украины в ЕЭП и отсутствием у нее европейской перспективы», Чалый старался не светиться ни в одном из политических лагерей, предусмотрительно, впрочем, раскладывая яйца в обе предвыборные корзинки, и вскоре ушел в бизнес, заняв должность вице-президента в консорциуме «Индустриальная группа». Что не мешало ему активно участвовать в дискуссии о нейтральном статусе Украины, приверженцем которого он вдруг стал, и развивать идею европейской интеграции без членства в ЕС. Опытный дипломат и юрист, не понаслышке знакомый с нуждами украинского бизнеса, действительно мог бы стать хорошим министром. Кроме того, насколько мы можем судить, именно с ним хотелось бы работать большинству дипломатов на Михайловской, считающих его комфортным руководителем, заботящимся о своих подчиненных. Однако громогласная поддержка Чалого со стороны антикризисной коалиции становится уже просто неприличной и может сослужить ему медвежью услугу…

А вот к кандидатуре любимчика главы государства экс-министру экономики Арсению Яценюку на Михайловской относятся весьма скептично и настороженно. И дело не только в том, что он «чужак» в этой системе. Имевшие место ляпы как в публичных комментариях, так и за закрытыми дверями на переговорах с иностранными партнерами не позволяют кадровым дипломатам воспринимать Яценюка всерьез. Самому же Арсению Петровичу, с одной стороны, возможно хочется попробовать себя в новом деле на дипломатической стезе, с другой — очень колется, поскольку он хорошо отдает себе отчет в том, что добиться реальных успехов человеку Ющенко в команде Януковича будет весьма проблематично. А яппи Яценюк ориентирован только на успех.

Последний же из реальных кандидатов — глава миссии Украины при ЕС Роман Шпек так убеждает всех в том, что он вовсе не хочет быть министром, что в конце концов ему могут и поверить… Хотя Роман Васильевич, на наш взгляд, был бы хорошим министром. У него есть опыт работы в правительстве, а его познания в экономической сфере и многолетняя работа при ЕС весьма пригодились бы на этапе переговоров с Евросоюзом по поводу нового базового соглашения. И хотя он никогда не работал в системе МИДа, там его приняли бы достаточно благосклонно, во-первых, опять же благодаря семилетнему опыту работы в Брюсселе, а во-вторых, зная о его нормальном отношении к подчиненным. С прохождением через парламент у Шпека тоже никаких проблем не предвидится.

На ком остановит свой выбор президент, предугадать сложно. Все зависит от того, какими критериями он будет руководствоваться. То ли комфортностью общения с будущим министром, то ли его потенциальными возможностями сработаться с антикризисной коалицией, то ли способностью отстаивать прежний внешнеполитический курс, то ли пакетным соглашением, частями которого могут стать фигуры глав МИД, СБУ и Генпрокуратуры, то ли еще какими-то неведомыми нам соображениями.

Что же касается сохранения внешнеполитического курса, то мы убеждены, что он должен остаться прежним. Вот только методы его реализации, наверное, должны быть другими. Более гибкими, более дипломатичными и менее шумными. Во внешней политике должно стать меньше собственно политики и появиться больше экономики. Идея экономизации внешней политики отнюдь не нова, однако на нынешнем этапе ее снова следовало бы взять на вооружение. Украина подошла вплотную к переговорам о создании зоны свободной торговли с ЕС, и это очень важный и ответственный момент, требующий концентрации не только усилий, но и «мозгов». Конечно, было бы наивно полагать, что правительство Януковича пойдет на такой шаг, но в теории на данном этапе было бы разумно передать всю внешнеэкономическую сферу МИДу, создав там мозговой центр по продвижению экономических интересов страны и отечественного бизнеса.

Говоря о сохранении курса, большинство экспертов считает, что он не будет изменен. У нас же такой твердой уверенности нет. Разумеется, никто завтра не заявит об отказе от европейской или евроатлантической интеграции. Но ведь и при Кучме нашими стратегическими целями назывались полноправное членство в ЕС и НАТО. Эти цели снова могут стать лишь декларациями. Эксперты указывают на то, что внешней политикой по Конституции по-прежнему руководит президент и что он будет отстаивать свой курс. Но за последние полгода мы уже неоднократно наблюдали и то, каким образом и какими методами коалиция и правительство Януковича фактически корректировали этот курс и избавлялись от его защитников, и то, насколько беспомощным при этом выглядел президент.

Эксперты вслед за Януковичем утверждают, что в стратегическом видении будущего страны президент и премьер едины, разногласия наличествуют лишь в тактике. Однако, наблюдая происходящее в стране, очень трудно поверить в то, что Виктор Янукович искренне желает присоединения Украины к сообществу государств, в которых верховенство права — не пустой звук, разделение и баланс ветвей власти — реальность, а министр может добровольно покинуть свой пост только потому, что какое-то время бесплатно пользовался спутниковым телевидением…