UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто соберет картошку на красном поле?

Главная интрига, которую предвкушали в Крыму еще с парламентских выборов, не состоялась. Лидер местных коммунистов Леонид Грач, вопреки многочисленным и скандальным для КПУ заявлениям, в президенты не пошел...

Автор: Валентина Самар

Главная интрига, которую предвкушали в Крыму еще с парламентских выборов, не состоялась. Лидер местных коммунистов Леонид Грач, вопреки многочисленным и скандальным для КПУ заявлениям, в президенты не пошел. Не исключает, что будет выдвигаться в 2009-м, но новость эта уже мало кого интересует. Теперь остается наблюдать, как активно Леонид Иванович будет поддерживать Петра Николаевича в борьбе с преступным режимом или все-таки останется завсегдатаем новостийных программ подконтрольных АП телеканалов в темах важных и актуальных. Мало кто сомневается, что в первом туре президентских выборов П.Симоненко получит в Крыму наибольшую поддержку, спорить можно только о сохранении или снижении количества сторонников, которое зависит от демографии и качества ведения кампании. Последнее во многом будет определяться позицией в первую очередь Л.Грача. А она пока что особо не проявилась. В поддержку П.Симоненко выступило только движение «Наследники Б.Хмельницкого», основанное Грачом для защиты прав русских. Однако его главный союзник — партия «Русский блок», в руководстве которой лидеры пророссийских организаций автономии, выступил на стороне В.Януковича.

Основные оппоненты коммунистов — меджлис крымскотатарского народа — как и ожидалось, поддержали кандидатуру Виктора Ющенко. Окончательное решение еще должен принять национальный съезд — курултай, однако многими это уже воспринимается как формальность. Хотя курултай состоится только в середине сентября, что дает возможность меджлису продолжать переговоры с властью и не опасаться, что выдвиженцы меджлиса в исполнительных структурах окажутся под угрозой отставки. Попытка Партии мусульман Украины (с центром в Донецке) привлечь на свою сторону крымских татар ощутимым успехом, похоже, не увенчается. Особенно после того, как Президент наложил вето на закон о восстановлении прав депортированных по национальному признаку, с большим трудом принятый парламентом. Но, возможно, это тоже должно было стать предметом для торга.

Александр Мороз и Наталья Витренко в этот раз вряд ли могут рассчитывать на ощутимую поддержку протестного электората — организации их партий на полуострове давно отнесли к разряду маргинальных. Хотя Александр Александрович имеет «хорошую прессу» — количество явно рекламных материалов в местных СМИ уступает разве что действующему премьеру. Тем не менее, всеобщее внимание привлекают сегодня главные соперники, и за действиями их команд в Крыму наблюдать по-своему интересно. Здесь В.Януковичу и В.Ющенко придется бороться, в основном, за симпатии избирателей П.Симоненко. Поскольку общим местом стало утверждение, что исход выборов решат именно голоса левых во втором туре, крымский опыт тура первого может оказаться показательным.

Новую власть уже внесли в руководящие кабинеты: рядом с почти каноническими портретами Л.Кучмы некоторые начальники пристроили новые портреты В.Януковича. Нет, не повесили рядом на стене, Боже упаси, кто — на столе, кто — на полке книжного шкафа, но в ансамбле с действующим. «Пока так», — сказал, озорно улыбаясь, один волевой начальник, уверенный в победе премьер-министра уже в первом туре. Подписание соглашения лидерами крымских организаций уже известных партий и местных общественных организаций происходило в зале Русского академического театра, а форум демократических сил перенесли в зал Украинского музыкально-драматического. И не потому, объясняют устроители, что мероприятие планировалось с размахом, просто первый зал — более торжественный, а второй — вместительнее. Но ни одно, ни другое не смогли затенить натянутость в отношениях столпов объединения. В кулуарах новость номер один — назначение руководителем крымского избирательного штаба Виктора Януковича феодосийца Александра Бартеньева и воспринимается это как предвестник отставки Сергея Куницына.

В предчувствии победы людям присуще делить шкуру неубитого медведя, в Крыму же, в силу максималистской ментальности населения, шкура всегда больше похожа на одеяло, которое, как известно, не делят, а тянут на себя. Если в Киеве о том, кто будет украинским премьером при президенте Януковиче, говорят осторожно и единицы (а вдруг Леонид Данилович все-таки решил, что это его место в реформированной Украине без Кучмы), то вокруг кресла главы крымского правительства возня настолько явная, что этот предмет мебели под С.Куницыным то и дело покачивает. Именно эта должность видится в качестве платы за вклад в победу, а потому желающих руководить избирательной кампанией кандидата Януковича в Крыму оказалось немало.

На пути к главной штабной должности крымский депутат Александр Бартеньев — директор крупнейшего предприятия по обеспечению нефтепродуктами — а в просторечье — Феодосийской нефтебазы — проявил большую активность и неожиданно для многих обошел всех. Премьерские амбиции у Александра Владимировича наблюдались и ранее. Но в свое время Бартеньев сделал шаг, который принес предприятию сначала прибыли, а затем — неприятности: нефтебаза имеет контракт с «ЮКОСом», и теперь объемы перевалки нефти сокращаются с каждым месяцем. Деловые связи с опальным Ходорковским недоброжелатели Бартеньева называли главным препятствием на пути к успеху, но ему удалось заручиться поддержкой в Киеве. Правда, слухи о его будущем премьерстве в Крыму, говорят серьезные люди, сильно преувеличены.

Самый деятельный в попытках влиять на кадровый состав и работу штаба — вице-спикер ВР автономии Василий Киселев. Такое желание вполне можно оправдать тем, что Киселев возглавляет крымскую организацию Партии регионов. Но сторонники С.Куницына утверждают, что Василий Алексеевич давно и почти поверх ковра добивается все того же премьерского кресла. Для С.Куницына маневры вице-спикера — постоянная головная боль. Несколько месяцев назад скандал даже выплыл на публику. Местная организация НДП, усмотрев в требованиях депутатов «Русского блока» и коммунистов отставки С.Куницына режиссерскую поддержку вице-спикера, выступила с негодующим заявлением. Гасить пожар в парламентском большинстве пришлось Борису Дейчу, причем, прямо из больничной койки, к которой были призваны рассорившиеся лидеры местных организаций двух дружественных партий. Но усмирение отнюдь не означает примирения. По некоторым данным, до сентябрьской сессии Куницын, чтобы иметь опору в парламенте, сформирует фракцию НДП. И ответные ходы в виде фракций Партии регионов, СДПУ (о) не заставят себя ждать. И где окажется больше депутатов — до исхода выборов гадать сложно.

Как известно, по договоренности В.Пустовойтенко и В.Януковича, освященной заявлением В. Медведчука «Мы доверяем НДП», региональные штабы блока «Вместе ради будущего» должны формироваться на базе местных организаций народных демократов и с ними во главе. У нас нет подтверждений, как высоко ценилось кресло крымского премьера на переговорах Пустовойтенко и Януковича, во время которых были даны обещания сохранить за всеми руководящими членами НДП их должности (и — главное — как надолго?). Учитывая, что основная работа (а также средства, свершения и награды за победу) будет сосредоточена по вертикали от штабов С.Тигипко и А.Клюева, рискнем предположить, что Сергей Куницын не согласится с отведенной ему непонятной по функциям и уровню влияния на процесс ролью руководителя крымского штаба блока. Возможно, этим объясняется отказ премьера от интервью «ЗН» на этой неделе. Не исключено, что Куницын рассчитывает как-то изменить свое положение в разговоре с Л. Кучмой, который сегодня прибудет в Крым для встречи с В.Путиным в Ялте, отложенной на понедельник из-за аварии на шахте «Краснолиманская».

У С.Куницына, полагают его соратники, есть большой козырь: в пору парламентских выборов, когда Л.Кучма поддался на уговоры Л.Грача и отправил в отставку С.Куницына, назначив премьерствовать В.Горбатова, показатели провластного блока в Крыму оказались просто плачевными. «За едУ» проиграла не только коммунистам, что ожидалось, но и СДПУ(о), и блоку В.Ющенко, получившему 10 процентов голосов. Но у С.Куницына есть и большой минус: его не любят социал-демократы, которых не взяли во власть ни в парламенте, ни в правительстве, ни в местных администрациях автономии. При этом есть несколько обстоятельств, которые премьеру не под силу обеспечить или преодолеть. Во-первых, Януковичу необходимы будут договоренности с коммунистами, а отношения С.Куницына с Л.Грачем, в силу затяжной и беспощадной борьбы, стоившей каждому в свое время должности, нерукоподаваемы. Во-вторых, С.Куницын (впрочем, как и Б.Дейч) в силу своих моральных принципов ни за что не согласится лично участвовать в разворачивании сценария «маленькой победоносной войны», о возможности которого уже, кажется, сказали все, кому понятно, какой клубок конфликтогенных составляющих наверчен в полиэтничном Крыму стараниями власти и ее технологов за последние годы. Стоит вспомнить, как, невзирая на давление из АП, руководители автономии отказались повторить «донецкую» встречу В.Ющенко в Симферополе. Борис Давидович отбыл в Киев, а Сергей Владимирович, хоть и организовал альтернативный форуму «Нашей Украины» митинг пропрезидентских сил, фамилию Ющенко в своем выступлении в негативном контексте не упомянул ни разу. Конечно, ставки сейчас иные и страх оказаться на обочине после выборов может быть сильнее воспоминаний об афганских окопах, где, если верить премьеру, формировались его моральные устои.

Крым, вопреки присущему всем полуостровитянам центропупизму, на самом деле в человеческом измерении — маленькая деревня. Здесь все заметные люди знают друг друга как облупленные, а простые крымчане — знают их во всей красе и неприглядности. Так называемая региональная элита не меняется уже второе десятилетие, разве что к старшему поколению прирастают сыновья или зятья — тоже либо депутаты, либо чиновники. Возвышение жен — пока редкость, но прецеденты уже есть. За годы автономности Крыма колода рассыпалась и собиралась, и многие попеременно успели походить и во врагах, и в соратниках, поэтому проверенные годами связи — прочнее родственных. С этой точки зрения крымский штаб кандидата В.Ющенко, как это ни парадоксально, обладает значительным влиянием на людей, которые олицетворяют собой понятие админресурс. Вряд ли так было задумано, скорее сработали личные связи — но узнаваемые лица штаба — видные хозяйственники и руководители … еще советских времен. Штабом руководит Валерий Пробей-Голова, в крымском обкоме компартии курировал пищевую и перерабатывающую промышленность, возглавлял крымский филиал банка «Украина», был вице-премьером по АПК и ныне консультирует главу крымского правительства в качестве внештатного советника. А когда в команде «националиста и капиталиста» Ющенко в села и города приезжает бывший председатель Совмина Крыма багровских времен Борис Самсонов, как утверждают очевидцы, некоторые оппоненты впадают в оцепенение. Ностальгия — все-таки сильная штука в Крыму. Есть в штабе и бывший прокурор, и бывшие бойцы идеологического фронта, и профсоюзные деятели. Для завоевания доверия именно крымского избирателя — это конечно сильный ход. Все те же личные связи — от сельхозпроизводителей до банкиров — позволяют надеяться если не на прямую поддержку, то минимизацию усилий власти по задействованию админресурса. В подтверждение рассказывают о веренице ходоков из органов власти всех уровней в штаб Ющенко.

Однако недовольство комплектацией штаба из «бывших» и беспартийных со стороны лидеров местных организаций партий блока Ющенко нарастает. Созданный из них совет общественно-политических организаций своего рода — казан-базар, в котором должны перевариваться все противоречия, амбиции и отпугивающие чувствительный крымский электорат идеи и порывы. Размыванию лелеянного технологами оппонента образа В.Ющенко — друга крымских татар («экстремистов и исламских фундаменталистов») и украинских националистов («нашистов-бандеровцев») должна послужить широкая непартийная поддержка: Русским землячеством Крыма, ассоциацией ученых, женскими организациями. «Схема простая — каждый работает на своем поле, — говорит В.Пробей-Голова. — Ни одна партия не может приватизировать Ющенко, он — кандидат от всего народа». Технологически правильно, но опять же отодвигает на второй план людей, которые последние годы за идею и Ющенко стояли на площадях и терпели притеснения. Недовольство некоторых активистов вызывает и неожиданное для многих назначение руководителем крымского отделения движения «За Украину, за Ющенко!» бывшего председателя Гвардейской организации СДПУ(о) В.Невирко. Его выход из партии Медведчука в пользу Ющенко крымские нашеукраинцы эксплуатируют уже полгода. Очередным информповодом стал выход из партии руководителя евпаторийской организации эсдеков Глотова. На пресс-конференции показали больше ста партбилетов, которые сдали городские партийцы в знак протеста против поддержки В.Януковича. Однако лидер КРО СДПУ(о) Е.Фикс утверждает, что билеты никто не сдавал, Глотов их просто не выдал людям, за что и был исключен из партии.

Соцобязательства штаб Ющенко в Крыму взял просто стахановские: в первом туре получить поддержку как минимум 25 процентов избирателей, максимум — 33—35 процентов. То есть в 2,5 — 3,5 раза больше, чем получил блок В.Ющенко на парламентских выборах или почти столько же, сколько традиционно собирают коммунисты! И, как оказалось, на такой же рубеж — 35 процентов — нацелен и штаб В.Януковича. Каким образом и за счет кого намерены ющенковцы добиться такого успеха — неизвестно. Никаких технологий, утверждает В.Пробей-Голова, применяться не будет. «Мы вскапываем огород, сажаем картошку, мы ее поливаем, и, знаете, она обязательно уродится. Мы молим Бога, чтобы обещания Президента и премьер-министра о том, что будут честные и прозрачные выборы, исполнились», — по-селянски смиренно говорит Валерий Борисович. Как между молитвами будут упреждаться технологические вылазки противника — пока непонятно. Ведь позиция обороняющегося особенно уязвима в случае, когда против телелома нет приема. Будь-то братчики Корчинского в Керчи или неизвестные в футболках с символикой «Нашей Украины», собирающие подписи в поддержку кандидата Ющенко за деньги.

Тем не менее, успехи штаба нашеукраинцев, особенно в селе, в доверительных беседах признают даже самые непримиримые соперники: «Мощно работают. Мощно и чисто», — уважительно сказал скупой на похвалы начальник. В противовес разъяснительной работе сторонников Ющенко крымская власть бросила тяжелую артиллерию: из Киева выбиваются деньги на закупку угля для льготников, подведение в села воды и газа. Правда, пока одна рука раздает блага, вторая их отбирает. Пять лет удерживали цену на проезд в троллейбусах, а теперь, в разгар курортного сезона и за 100 дней до выборов, подняли. С крымскими татарами достигли договоренности о приостановлении до осени акций протеста на самозахватах. Как дальше вести переговоры, если свободной земли на ЮБК для репатриантов как бы нет, а в одну неделю появляются постановления крымского правительства о продаже почти 37 гектаров земли в Форосе авиакомпании «АероСвіт» под строительство рекреационного комплекса, ей же на 49 лет передается в аренду еще 30 гектаров земли. 18 га для строительства пансионата передается в аренду ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод». А еще 1,7 га все в том же Форосе разрешено продать некой фирме «Ист инвестментс». И, говорят, это только начало легализации того, что уже было застолблено. Таким образом, почва для новых волнений репатриантов, если они предусмотрены сценарием, уже подготовлена. И это одно из самых уязвимых мест в обороне В.Ющенко, поскольку большинство избирателей или не понимает, чего же хотят крымские татары, либо относятся к их борьбе как к посягательству на собственные права. Сам Виктор Андреевич по крымскотатарскому вопросу свою позицию четко не сформулировал, что дает возможность трактовать ее, как кому хватит фантазии. Например, что можно противопоставить слухам, которыми меня потчевал один влиятельный крымский политик, что «Ющенко пообещал татарам автономию»?

Таким образом, если даже предвыборная кампания В.Януковича в Крыму ознаменуется очередным парламентско-правительственным раздраем и это скажется на слаженности усилий его сторонников, то для В.Ющенко это не будет гарантией того, что картошку с крымского красного поля уберут те, кто ее сажал и поливал.