UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМ: БОРЬБА И ЕДИНСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ

2-я сессия III курултая крымских татар и «круглый стол» «Крымская власть и меджлис: возможен ли диал...

Автор: Николай Семена

2-я сессия III курултая крымских татар и «круглый стол» «Крымская власть и меджлис: возможен ли диалог?» - эти события послужили хорошим поводом для обсуждения проблемы, о которой многие в Украине начали забывать…

Форма автономии как соглашение трех сторон…

Наиболее «пугающим» пунктом в программе крымскотатарского национального движения является объявленная им его конечная цель - создание крымскотатарской национальной государственности на земле, где этот народ сформировался и является коренным. С первого взгляда кажется, что это положение несет скрытую угрозу стабильности в стране и благополучию других национальностей. На самом деле, эта угроза может материализоваться только в случае длительного нерешения проблем народа, грубого игнорирования властью его прав и интересов. Это обострит протесты, требования, активизирует национальное движение, которое хотя и декларировало свою приверженность ненасильственным методам борьбы, будет вынуждено ужесточать позицию. С другой стороны, при успешном диалоге крымских татар и власти, противоречия будут сглаживаться, разрешаться. Сейчас уже обе стороны, кажется, поняли, что стабильность в Крыму, везде признаваемая как бесспорное достижение и абсолютная ценность, имеет свою цену -для власти и для крымских татар. Обе стороны поняли, что придется чем-то существенным поступаться для того, чтобы сохранить социальный мир и наращивать благополучие. Кто и чем должен поступиться и чем уже поступился?

Крымские татары, как видно, отложили на неопределенный срок (может случиться, что и насовсем) требование материальной компенсации за утраченное во время депортации имущество. Которое, согласитесь, выглядело бы вполне законным - будучи выброшенным из своих жилищ, народ юридически не перестал быть их собственником - советское государство в 1944 году настолько не заботилось о законности акции, что даже не приняло никакого акта об отчуждении - конфискации или покупке! - домов и другого имущества, принадлежавшего крымским татарам до 18 мая 1944 года. И хотя весь материальный ущерб от депортации национальным движением скрупулезно подсчитан, но пройдет, видимо, немало времени, когда сумма помощи, полученная народом от нынешнего государства, хотя бы сравняется с суммой ущерба, понесенного в 1944 году. Если народ будет нормально обустроен, органически интегрирован в экономическую, политическую и социально-культурную систему, то вопрос о компенсациях утратит смысл.

Власть также поняла, что цена стабильности в Крыму с ее стороны состоит в том, чтобы учитывать и по возможности разрешать актуальные потребности народа сегодня. Другое дело, что разные ветви ее относятся к этому делу по-разному. В бюджет закладываются деньги на обустройство, открываются (хотя и со скрипом) национальные школы. Уже 5,5 процента состава власти состоит из крымских татар, хотя доля их в населении Крыма составляет почти 12 процентов. Создание консультативного Совета по делам крымских татар при Президенте страны явилось формой признания меджлиса и его роли как высшего представительного органа народа. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что не все крымские татары разделяют такую оценку. С другой стороны - не все представители власти оправдывают такой шаг Президента. В первую очередь это касается Верховной Рады Крыма, которая, будучи избрана населением Крыма, не признает меджлис, избранный крымскими татарами. Но создала при себе Совет крымскотатарских аксакалов, которому никак не удается добиться признания.

Рефат Чубаров заявляет, что считает этот шаг крымского спикера Леонида Грача ошибочным, ибо он несет в себе потенциальную дестабилизацию политической ситуации. Не совершенным считают крымские татары и Совет при Президенте, ибо его члены назначаются Президентом, а не избираются народом, а это может привести к тому, что сегодня глава государства назначил одних, завтра, если эти не угодили, - других. Но сам факт говорит о том, что власть и меджлис научились находить консенсус.

Главным результатом диалога «власть-меджлис», по словам Рефата Чубарова, должна стать такая форма автономии крымских татар, с которой были бы согласны три стороны: во-первых, сами крымские татары, во-вторых, украинское государство, в-третьих, местное население Крыма. Только такой трехсторонний консенсус может гарантировать стабильность в стране. Но формы его пока даже не наметились и, надо сказать, при таком темпе и качестве диалога, наметятся пока не скоро. Мешают этому разногласия - как в среде самих крымских татар, так и между ветвями власти.

Полное согласие - недостижимый идеал

Пока нет никаких предпосылок к тому, что крымская территориальная автономия (как того хотят крымские татары) каким-нибудь актом власти будет превращена в крымскотатарскую национальную. Но с другой стороны нет и категорических возражений против того, что такой характер она будет приобретать постепенно, медленными шагами, по мере того, как будет «созревать» согласие трех упомянутых сторон.

Пока нет предпосылок и к тому, что обе ветви украинской власти придут к согласию в оценках крымскотатарского движения. Пока законодательная ее часть игнорирует меджлис, исполнительная ведет с ним диалог.

Должны разрешиться и противоречия в среде самих крымских татар. Главные из них - вопрос о лидерстве и формах национальной демократии. Движение «Миллет» отделилось от меджлиса на почве обвинения Мустафы Джемилева в авторитаризме - курултай убрал из своего регламента демократическое требование о том, что председатель не может возглавлять меджлис больше двух сроков подряд. А Мустафа-бей на этой неделе начал свой третий срок. Однако нельзя закрывать глаза на то, что, с одной стороны, Джемилев не перестал быть признанным национальным лидером и еще более ослабил состояние внутринациональной оппозиции, а с другой стороны нельзя не признать, что существование разных политических течений в народе является нормой и что это внутреннее дело самих крымских татар. Курултай принял решение рекомендовать соотечественникам на предстоящих выборах Президента отдать свои голоса за Геннадия Удовенко, движение «Миллет», видимо, будет призывать голосовать за Леонида Кучму. Дело самих 160 тысяч крымскотатарских избирателей за кого проголосовать. Тем более, что можно предположить: во втором - решающем! - туре выборов и те, и другие будут агитировать за одного и того же кандидата, поскольку обе части народа стойко не приемлют левых.

Вопрос о том, будет ли найдено согласие между меджлисом и движением «Миллет» сродни вопросу о том, соединятся ли два Руха. Кстати, на 2000 год намечено создание Всемирного конгресса крымских татар и у многих наблюдателей нет сомнения, что возглавит его Мустафа Джемилев. Практически нет у них сомнений и в том, что единство программных положений и задач обеих частей крымскотатарского национального движения скорее всего подтолкнет их к объединению.

Территория для… диалога цивилизаций?

Считается, что XXI век будет веком диалога цивилизаций. Примечательно, что применительно к Украине, славянская и тюркская, а иначе христианская и мусульманская, мировые цивилизации встречаются… в Крыму. Отсюда вполне очевидно, что со сменой тысячелетий перед Крымом встанет новый императив: его ждет участь территории для диалога цивилизаций. Причем, возможны два варианта: либо как в Чечне (не дай Бог!), либо как до сих пор в Украине (слава Богу!) При этом С. Цыкуренко, глава Крымского филиала Национального института стратегических исследований, подчеркивает, что по данным Таврического института комплексных социологических исследований, ситуация в Крыму развивается путем «от худшего - к лучшему»: если в 1993 году участниками событий, замешанных на национальной неприязни, были 13,7 процента опрошенных, то через год их количество уменьшилось до 8,8 процента. Количество свидетелей таких явлений сократилось с 45,8 до 19,6 процента. Часть людей, вообще не сталкивавшихся с такими явлениями, возросла с 36,5 до 68,4 процента. Ученые предполагают, что динамика этой характеристики сохраняется до сих пор и она имеет шансы сохраниться и в XXI веке. На полуострове практически отсутствуют и межрелигиозные трения, наоборот - создан межконфессиональный совет «Мир-дар Божий», в котором участвуют восемь религиозных объединений, сопредседателями которого избраны Муфтий мусульман и христианский Архиепископ.

Будут ли стороны и впредь столь же благоразумны и мудры? Одним Бог даст, другим Аллах поможет. «Процветание в единстве!» - написано на гербе Крыма, и вполне возможно, что этот лозунг имеет вполне конкретный смысл для вполне конкретных людей.