UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРОВАВЫЙ УИК-ЭНД В КОСОВО: «ЯЩИК ПАНДОРЫ» ОТКРЫВАЕТСЯ

После того, как в Боснии Дейтонские соглашения начали с горем пополам воплощаться в жизнь, большинство специалистов, занимающихся бывшей Югославией, обратили свои взоры на сербский автономный край Косово...

Автор: Михаил Соколовский

После того, как в Боснии Дейтонские соглашения начали с горем пополам воплощаться в жизнь, большинство специалистов, занимающихся бывшей Югославией, обратили свои взоры на сербский автономный край Косово. Именно здесь, по их мнению, находился возможный источник очередных конфликтов на Балканах. Такую же точку зрения разделяла и Контактная группа по Боснии, в которую входят представители ведущих стран мира, в том числе ООН и Европейского союза. Еще 25 февраля из Москвы, где проходила их встреча, последовало предупреждение, что проблеме Косово будет уделяться пристальное внимание. При этом в своем заявлении группа подтвердила обязательство выступать в поддержку уважения прав человека и осудила как «подавление силой ненасильственное выражение политических взглядов, включая мирные демонстрации, так и террористические акции».

Члены Контактной группы как в воду глядели. Все началось в первый день весны. В расположенном в Косово городке Ликошане из засады обстреляли колонну сербских полицейских, двое из которых скончались на месте от пулевых ранений. Под ответным огнем погибли пятеро албанцев, которых полицейские отнесли к числу террористов, устроивших засаду. Чуть позже нападению подверглась проживающая в том же селе семья сербских беженцев из Албании, их дом был обстрелян из автоматического оружия, и только чудом никто не пострадал.

Ответ из Белграда не заставил себя долго ждать. В воскресенье сербские силовые структуры начали «зачистку местности», результатом которой стали новые жертвы со стороны албанцев. Общее число их составило 16 человек, еще десяток был арестован, а количество убитых со стороны сербов возросло до четырех. Очевидцы описывали происходившее как настоящие бои с применением не только автоматов, но и ручных гранат и гранатометов.

В ночь на понедельник в Косово опять гремели выстрелы. В общинах Клина и Дьяковица террористы совершили нападение на дома, в которых проживали сербы и черногорцы, забросав их ручными гранатами и обстреляв из автоматов.

На следующий день в административном центре автономного края прошла десятитысячная демонстрация протеста против действий сербских властей. Несмотря на свой мирный характер, она была разогнана с применением слезоточивого газа и водометов. Вслед за этим последовало заявление МИД Сербии о том, что выступления в Косово «эффективно прекращены».

Вооруженные стычки албанцев с сербской полицией происходили и ранее, однако впервые они привели к таким потерям и с той и другой стороны. Соотношение погибших позволяет говорить о том, что в ответной операции было задействовано большое количество полицейских, возможно, с применением бронетехники. Похоже Белград решил раз и навсегда пресечь деятельность албанских террористов с помощью силы, забывая о том, что это чревато серьезными последствиями, и вот почему.

Дело в том, что, скорее всего, террористические акты - дело рук так называемой «Армии освобождения Косово» (АОК), вооруженной организации албанских сепаратистов, добивающейся отделения автономного края от Сербии и присоединения его к Албании. Эта организация совсем недавно взяла на себя ответственность за теракты, совершенные в Косово в январе-феврале этого года. Тогда в результате их был убит депутат местного парламента сербской национальности, сербский полицейский и албанец, лояльный официальным властям.

История возникновения «Армии освобождения Косово» неразрывно связана с историей утраты автономного края своей реальной автономности. В 1989 году, когда СФРЮ затрещала по всем швам, косовские албанцы также попытались выскользнуть из-под власти сербов. Избранное демократическим путем правительство края попыталось присоединить его территорию к своей исторической родине. В ответ на это Слободан Милошевич, стоявший тогда у руководства Сербии, ввел в Косово прямое президентское правление, вынудив правительство края спасаться бегством за границу. С того времени в Косово наблюдалось своеобразное пассивное сопротивление официальным белградским властям, которое со временем переросло в более жесткое противостояние.

Тогда-то и объявилась впервые «Армия освобождения Косово», однако ее деятельность особенно активизировалась в последние 11-12 месяцев. За это время в крае было совершено больше актов насилия, чем за все предыдущие годы. Сперва албанцы заявляли, что АОК является плодом творения сербских спецслужб, созданная исключительно с целью дискредитации сил, выступающих за отделение Косово. Теперь с этим мало кто согласен. Большинство верит в то, что армия все же существует. Более того, некоторые западные журналисты недавно даже встречались с представителями этой организации, и те им сообщили, что эскалация насилия непосредственно входит в их планы. По оценкам американской разведки, членов АОК - не более двухсот, однако создается впечатление, что они получают все большую популярность среди этнических албанцев, проживающих в Сербии. И это не удивительно - те, кто выступает за отделение Косово мирным путем, за минувшие годы достигли малозаметного прогресса в своих действиях. Кроме того, Армия недавно получила неплохую поддержку в виде вооружений и боеприпасов после того, как во время прошлогодних беспорядков в Албании были разграблены военные склады.

Само самой разумеется, что гибель в Косово шестнадцати гражданских лиц в результате неадекватных действий сербских силовых структур вызовет протесты среди мировых правозащитных организаций. Ведь последние неоднократно обращали внимание мировой общественности на систематические нарушения прав человека в этом регионе. Однако, похоже, Милошевич решил, что наступило время действовать «огнем и мечом» по отношению к АОК именно сейчас. Возможно, его вдохновили заявления полномочного представителя США в регионе Роберта Гилберта, который на прошлой неделе осудил проявления терроризма в Косово. Именно этим, возможно, и объясняется заявление президента СРЮ о том, что проблемы этнических албанцев, живущих на территории Сербии, могут решить только в самой Югославии. Милошевич этим категорично высказался против интернационализации конфликта.

Однако избежать международного вмешательства ему вряд ли удастся. На этой неделе акции протеста против неадекватных действий сербской полиции прошли во всех европейских странах, где имеется албанская диаспора. Наиболее непримиримо выглядит, разумеется, позиция Албании. Премьер этой страны Фатос Нано выразил поддержку политическим силам Косово и призвал населяющих его соотечественников «не попадаться на ловушки сербов». А албанский президент Реджеп Мейдани высказался за немедленное вмешательство в конфликт международной дипломатии.

Именно близость Албании к взрывоопасному региону должна заставить реагировать на происходящее ведущие мировые страны, если они не хотят получить на Балканах вторую Боснию. Кроме того, что Тирана может поддерживать албанцев из Косово политически, морально и материально, следует помнить, что в самой Албании внутренняя обстановка далека от спокойной. Недавние беспорядки, поставившие эту страну на грань распада, когда центральная власть практически не контролировала самовооружившееся население, привели к смене правительства. Но сегодня в Тиране опять проходят многотысячные демонстрации протеста против политики властей. Вмешательство в конфликт в Косово было бы идеальным отвлекающим маневром для албанского руководства в сложившейся ситуации.

Поэтому-то и реакция мировой общественности не заставила себя долго ждать. Европейский союз уже заявил о намерении предпринять активные шаги по установлению диалога между лидерами Косово и югославскими властями. Для этого в Югославию отбыла делегация ЕС во главе с государственным министром иностранных дел Великобритании Тони Ллойдом. С предложением о посредничестве между враждующими сторонами выступили Швейцария и Греция.

В свою очередь администрация США уже предупредила Белград о возможности введения против Югославии новых санкций в случае, если в этой стране будет продолжаться нарушение прав этнических албанцев. И американцы снова стоят перед непростым выбором - как найти золотую середину между осуждением терроризма и защитой прав человека. Но они вряд ли упустят возможность продемонстрировать миру свои дипломатические возможности по тушению очередного этнического пожара.

«Пороховой погреб» Европы опять готов взорваться. Однако на этот раз мир имеет уже достаточно опыта для предотвращения этого взрыва. Вопрос в другом - хватит ли ему для этого политической воли?