UA / RU
Поддержать ZN.ua

Козинский тупик

Двоевластие — явление само по себе взрывоопасное, чреватое множеством непредсказуемых последствий...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Двоевластие — явление само по себе взрывоопасное, чреватое множеством непредсказуемых последствий. Двоевластие же во время выборов — повод бить тревогу и применять чрезвычайные меры для его скорейшего устранения. Потому как конфликт противоборствующих сторон имеет все шансы перерасти в глубокий политико-правовой кризис. И если до недавнего времени равнодушие к проблемам маленького Козина со стороны властей предержащих еще можно было объяснить тем, что в Украине насчитывается несколько десятков сел, в которых ведется непримиримая война между главой сельсовета и местными депутатами, то теперь они просто не вправе не оценить уникальность сложившейся ситуации. На днях в районной газете «Обуховский край» было опубликовано сообщение о том, что Козинский поселковый совет сформировал территориальную избирательную комиссию. И, учитывая надвигающиеся на страну парламентские выборы, не было бы в этом ничего из ряда вон выходящего, если бы не еще одно сообщение о создании другой территориальной избирательной комиссии другим поселковым советом. Но тоже Козинским. И также 24-го созыва. Вы представляете себе эти выборы и их последствия?

История возникновения в Козине двух органов представительной власти вполне могла бы послужить сюжетом для пьесы театра абсурда. Интересна она еще и списком персонажей, задействованных в ней: глава государства и председатель сельсовета, генеральный прокурор и рядовые жители пгт. К тому же немало в ней участников, из-за кулис не выходящих, но незримо присутствующих на сцене. Их имена произносятся преимущественно шепотом, исключительно в неофициальных разговорах и в привязке к земельным наделам, обладателями коих они якобы являются. Именно земельный вопрос послужил первопричиной той патовой ситуации, в которой оказался небольшой поселок городского типа, расположенный в тридцати километрах от Киева. Вековой сосновый лес, заливные луга вдоль Днепра, чистый воздух и налаженная инфраструктура — чего еще можно желать для обустройства загородного жилья? До которого к тому же можно добраться за каких-то двадцать минут по ухоженной правительственной трассе. Плюс расположенные поблизости многочисленные усадьбы сильных мира сего, включая дачу самого президента. Очень удобно решать важные государственные и бизнесовые проблемы, не отлучаясь далеко за пределы своего местообитания. Просто по-соседски. Все это и обусловило стремительный рост рыночной стоимости козинской земли за последние два-три года. Одна сотка здешнего участка может потянуть на сумму от трех до пятнадцати условных единиц. Уж очень выгодным капиталовложением оказалась козинская земля: получаешь ее за гроши, минимально обустраиваешь — и становишься хозяином несметного богатства. При этом еще и растущего в цене.

На внеочередных выборах поселкового головы, объявленных летом 2003 года после смерти прежнего председателя сельсовета, победила местная жительница Валентина Горобец. Жители поселка, начавшие осознавать контраст между своим далеко не роскошным бытом и тем размахом, с которым шло освоение козинских земель их новыми соседями, отдали свои голоса г-же Горобец не в последнюю очередь потому, что она обещала удовлетворить их желание также поучаствовать в земельной приватизации.

Однако одним из первых распоряжений новоиспеченного мэра Козина была отмена более тысячи решений о выдаче земли, принятых прежним руководством поселка. При этом экспроприация коснулась как пришлых поселенцев, так и местного населения. Затем, когда скандал в Козине достиг своего апогея, главным козырем Валентины Ивановны и ее сторонников стал тот аргумент, что она-де — бесстрашный борец с представителями кучминского режима, стремившимися незаконными методами завладеть землей. «Она отказала Кучме, Пинчуку и Засухе, и к этому человеку должно быть определенное отношение», — заявлял чуть позже Виктор Ющенко, вовлеченный в конфликт, но так и не сумевший справиться с ролью независимого арбитра.

Однако, инициировав проверку КРУ и прокуратурой деятельности предыдущего состава исполкома, Горобец сама оказалась в центре внимания правоохранительных органов. Основанием для этого было как минимум то, что в прежнем поселковом совете она-то как раз и отвечала за работу, связанную с выделением земли. И хотя Валентина Ивановна утверждает, будто уголовное дело, возбужденное против нее в результате проверок, — плата за ее бескомпромиссность в борьбе против беззакония, у ее оппонентов на сей счет иное мнение. Так, секретарь Козинского поселкового совета Алексей Токарь убежден, что прокуратура копнула чуть глубже, чем предполагала Горобец.

Уголовное дело против Горобец было возбуждено прокурором Обуховского района по статьям, предполагающим наказание за злоупотребление властью или служебным положением, а также за служебный подлог. Одновременно было вынесено постановление об отстранении Горобец от должности. Основанием для этого стал установленный прокуратурой факт передачи козинских земель обществам с ограниченной ответственностью «Симинвест», «Лотос» и «ОК-Инвест», состоявшейся без решения поселкового совета, как того требует закон. «Составила, подписала и выдала заведомо неправдивые документы Козинский поселковый голова Горобец В. И.», — говорится в материалах следствия. Депутатов сельсовета стали вызывать для дачи показаний в прокуратуру, где они, по их словам, и узнали о происходящей за их спинами раздаче земельных наделов. С этого момента и началось длящееся по сей день противостояние между депутатами и поселковым головой. Пытаясь выяснить, кто прав, кто виноват в этом конфликте, можно потонуть в море взаимных обвинений. Горобец утверждает, будто поселковый совет собирался для утверждения решения о выдаче участков «ОК-Инвест» и «Лотос» и голосовал единогласно. Депутаты же говорят, что «на том заседании не было кворума, что председатель оказывала на них давление, а затем подделала подписи депутатов». Здравый смысл в подобных случаях подсказывает единственно верный путь: дождаться судебного разбирательства, в ходе которого и будет установлена истина. Но в реалиях отечественной действительности здравый смысл, увы, абсолютно беспомощен. Так, согласно информации одного из украинских изданий, в октябре 2003 года от Генеральной прокуратуры Украины в адрес Валентины Горобец поступает письмо (его фото опубликовано в этом издании) с просьбой о выделении 3,3 гектара земли в Козине. И это в момент, когда Горобец находится под следствием и отстранена от занимаемой должности. Как тут отмахнуться от утверждений Валентины Ивановны о том, что она стала жертвой борьбы за свои земельные интересы, ведущейся влиятельными лицами, бизнесструктурами и даже госорганами?

Но на жертву Горобец все же не тянет. Больше того, благодаря той кипучей энергии, с которой она отстаивает свою правоту, жертвой г-жи Горобец подчас становятся правовые нормы. Летом 2004 года восемнадцать из девятнадцати депутатов Козинского поселкового совета проголосовали за отстранение Валентины Горобец от обязанностей поселкового головы. Валентина Ивановна обжаловала это решение в суде, который оказался на ее стороне. Но этого ей показалось мало. И Горобец задалась целью свергнуть сельсовет. На пути к ее осуществлению стоял закон о местном самоуправлении, согласно которому прекращать полномочия местного совета и назначать его перевыборы может лишь Верховная Рада Украины. И то лишь в случае нарушения этим советом Конституции и законодательства Украины, что доказано судом. Нужно заметить, что подобных прецедентов история украинского парламентаризма не знает. Правда, есть еще один способ разрешения конфликта. О нем, по словам Валентины Горобец, ей рассказали в парламентском комитете по вопросам местного самоуправления. Там ей сообщили, что решение о переизбрании депутатов можно принять местным референдумом. Но чтобы он состоялся, необходимо соответствующее решение… местного совета.

Это не остановило козинскую Жанну Д’Арк. Недоверие депутатам поселкового совета было вынесено на собрании жителей Козина, организованном Горобец. Там же был создан некий комитет самоуправления пгт Козин, который назначил проведение выборов в новый сельсовет на 27 февраля 2005 года. Из трех тысяч избирателей поселка в выборах нового сельсовета участвовало лишь 239. Однако выборами, ввиду грубого нарушения всех законодательных норм, это назвать нельзя. О чем и говорится в специальном разъяснении Центризбиркома, изданном по этому поводу.

Но что там какие-то псевдовыборы в сравнении с произошедшим за месяц до них массовым побоищем, учиненным сторонниками Горобец и при ее непосредственном участии в главном административном здании Козина! Пытаясь помешать устроенной «распущенным» поселковым советом описи документов, г-жа Горобец повела отряд своих сторонников на штурм охраняемого милицией помещения. «Горобец В. И. в организованных ею массовых беспорядках принимала активное участие, сама наносила удары руками жителям пгт Козин и поощряла других лиц к активным насильственным действиям», — говорится в представлении прокурора Киевской области Юрия Гайсинского, направленном депутатам Козинского поселкового совета для дачи ими согласия на привлечение к уголовной ответственности Валентины Горобец. Теперь ей вменяется еще и организация массовых беспорядков. Кстати, согласие было дано. Но прокуратура почему-то обратилась еще и в районный совет, который прокуратуре отказал. Может, на то и был расчет: не очень-то и хотелось?

В качестве обвиняемой по этому делу в мае прошлого года г-жа Горобец попадает в СИЗО. И выходит оттуда через три дня после звонка президента Ющенко тогдашнему генпрокурору Пискуну. Этот эпизод был широко освещен в прессе, вызвав практически первую бурную дискуссию по поводу своеобразного понимания Виктором Ющенко закона и своего к нему отношения. Личное участие главы государства в урегулировании конфликта с задействованием в миротворческой операции секретаря СНБОУ, первого помощника президента, главы Киевской облгосадминистрации и приближенного к Виктору Андреевичу лица — Веры Ульянченко результатов не принесло. Помешала, как рассказывают очевидцы, заангажированность «голубых касок», лоббировавших интересы одной из конфликтующих сторон. И была этой стороной Валентина Горобец. Чем так мила сердцу влиятельных особ эта женщина, можно только предполагать. За весь период козинского конфликта на ее стороне выступали многие представители как исполнительной, так и законодательной власти. Впрочем, некоторые соображения на сей счет имеются.

Здесь самое место вспомнить о тех загадочных закулисных героях козинской эпопеи, о которых говорилось выше. Осведомленные лица причисляют к ним Виктора Пинчука, Петра Порошенко, Петра Ющенко, Богдана Губского, Степана Гавриша, Юрия Кармазина и других именитых особ. Присутствуют среди них и не столь публичные, но весьма влиятельные люди. По некоторой информации, интересы в Козине имеются у металлургического магната Юсефа Хареса, какое-то время пребывавшего в советниках президента Ющенко. А также — у израильских бизнесменов Вадима Авербуха и Офера Керцнера. Кстати, по тем же данным, именно они стоят за ООО «Лотос» и «ОК-Инвест». Официальных доказательств причастности этих людей к событиям в Козине нет. Но даже если это правда, весьма вероятно, что доказательства и не появятся. Не для того ли, чтобы спрятать концы, и создается в Козине и вокруг него ситуация руководимого хаоса? Ведь двоевластие — это, по сути, то же безвластие. И чем дольше оно продлится, тем надежнее можно замести следы не вполне законной деятельности, тем самым избежав громких разоблачений.

О позиции Киевского областного совета в отношении козинского конфликта «ЗН» решило узнать у губернатора Киевщины Евгения Жовтяка.

— Евгений Дмитриевич, наличие двух теризбиркомов фактически означает срыв выборов в Козине. Что по этому поводу намерена предпринять облгосадминистрация?

— Дело в том, что областная госадминистрация не наделена какими-либо полномочиями решать, какая из территориальных комиссий более легитимна. Эти вопросы могут решаться исключительно в судебном порядке при консультативной юридической поддержке со стороны Центральной избирательной комиссии. Что касается лично моей точки зрения, неоднократно подтвержденной судебными решениями, на сегодняшний день легитимным является поселковый совет, избранный в 2002 году. И председатель сельсовета, избранная на довыборах 2003 года после смерти предыдущего головы. Я считаю, что легитимной может быть только та территориальная избирательная комиссия, которая будет сформирована на заседании, совместно проведенном этим дуэтом.

— Но вы же понимаете, что это нереально?

— Если участники конфликта действительно думают об интересах громады Козина, а не руководствуются исключительно личными амбициями и обидами, они должны позаботиться о том, чтобы этот кошмар закончился 26 марта. И создать легитимную территориальную избирательную комиссию, решение которой затем признают обе стороны. Если они этого не сделают, конфликт будет продолжаться и после выборов. Тогда, очевидно, решение придется принимать Верховной Раде. У исполнительной власти нет полномочий решать подобные вопросы.

— Но вы уже обращались к парламенту с просьбой назначить перевыборы в Козине. Реакции не последовало.

— У Верховной Рады было тогда много других вопросов, которые она считала не менее важными для страны, чем ситуация в Козине. И до рассмотрения моего предложения парламентарии не дошли. А уже осенью предложение провести в Козине внеочередные выборы, тогда как через полгода должны были пройти выборы очередные, уже потеряло смысл. Центральная проблема, вокруг которой заварилась вся эта каша, — это проблема земли. Слишком высокая стоимость земли в этом месте и послужила причиной недееспособности отдельных органов власти: и поселкового совета, и тех органов, которые должны осуществлять наблюдательные функции, и судебных органов.

— Происходящее в Козине многие связывают с конкретными именами владельцев больших участков земли, расположенных в этой местности. У вас есть соображения по поводу того, кто именно воздействует на ситуацию в поселке, мешая разрешению конфликта?

— В сложившихся обстоятельствах мы можем это только предполагать. В связи с тем, что возбуждено несколько уголовных дел, практически вся документация изъята и находится в прокуратуре. Поэтому получить информацию даже ради праздного любопытства невозможно. В штате областной администрации нет человека, который непосредственно занимался бы земельными вопросами. Обязанность принимать решения о выделении земельных участков возлагается на кого-либо из сотрудников администрации в качестве общественной нагрузки. То есть вся документация готовится органами Госкомзема, передается в администрацию и после подписания передается на сбережение органам Госкомзема. Достаточно прокуратуре возбудить уголовное дело и при перевозе изъятых документов где-то их потерять — очень трудно отыскать следы. Хотя лично я убежден, что каждый гражданин должен иметь возможность получить информацию о том или ином участке земли из Интернета. К сожалению, пока до этого еще далеко.