UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОСМОС НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВА

10 октября в 6 часов 28 мин. по киевскому времени украинский ракетоноситель «Зенит-3SL» успешно осущес...

Автор: Валентин Бадрак

10 октября в 6 часов 28 мин. по киевскому времени украинский ракетоноситель «Зенит-3SL» успешно осуществил первый коммерческий старт в рамках международного проекта «Sea Launch» («Морской старт»), вывев на орбиту американский телевизионный спутник «DIRECT-TV («Директ-ТВ») компании «Hughes Space and Communications» («Хьюз») весом в 3 тыс. 450 кг. На командно-сборочном судне и на морской платформе Odyssey ракету готовили к пуску 39 специалистов из Украины, в числе которых были генконструктор ГКБ «Южное» Станислав Конюхов и гендиректор ПО «Южмаш» Юрий Алексеев. Пуск с морской платформы, безусловно, доказал, что Украина входит в состав элитного клуба космических держав. Он обошелся компании-заказчику в сумму около 80 млн. долл., а сам проект «Sea Launch», по оценкам специалистов, стоит не менее 2 млрд. долл. Как известно, совладельцами консорциума «Sea Launch» являются «Боинг Коммершл спейс компани» (США), доля которой составляет 40%, ракетно-космический комплекс «Энергия» (Россия) - с долей в 25%, «Кварнер меритайм» (Норвегия), имеющий 20% и ПО «Южмаш»/КБ «Южное» (Украина), владеющие 15% акций. Финансирование осуществляется при помощи членов компании и кредитов, полученных от банков «Чейз» и «Кемикл Бэнк оф Нью-Йорк» и при участии Всемирного банка.

«Морской старт»

Нет никакого сомнения, что именно национальный космос сегодня является связующим звеном Украины со странами, владеющими высокими технологиями, а именно «Морской старт» наряду с появлением в прошлом году первого независимого космонавта, закрепил за Украиной имидж одного из самых амбициозных партнеров на мировом космическом рынке. То, о чем пока лишь мечтают отечественные самолетостроители и производители бронетехники, представители отечественного ракетостроения уже совершили - добились полноправного сотрудничества с наиболее развитыми странами мира. Жизнь показала, что ни одно отдельное государство не способно реализовать идею такого масштаба как «Морской старт». Пионером сумел стать большой бизнес - на все возрастающую потребность в более дешевых и эффективных запусках он отреагировал в апреле 1995 года созданием международного четырехстороннего консорциума «Морской старт». Минуло каких-то четыре года, и проект начал реализовываться.

Первым и, скорее всего, наиболее весомым успехом этого года стал удачный старт украинского ракетоносителя «Зенит 3SL» 28 марта в рамках этого пока что самого крупного международного проекта. Выведя на орбиту почти 5-тонный макет космического аппарата, «Зенит» реабилитировался за прошлогоднюю неудачу - аварию при пуске с космодрома Байконур в рамках другого международного проекта «Globalstar» («Глобалстар»).

Напомним, что проект «Sea Launch» предусматривает вывод спутников на орбиту из точки Земли, которая находится в 1400 милях к югу от Гавайских островов, что дает возможность ракете достичь наибольшей эффективности благодаря максимальному использованию эффекта вращения Земли. Пока что запуски с плавучей морской платформы являются единичными и не связаны между собой, однако в будущем проект сможет обеспечить до 6-7 пусков в год, считает Александр Мащенко, первый заместитель генконструктора ГКБ «Южное». И если на КБ чаще скромничают с оценками перспектив (или боятся сглазить), то зарубежные партнеры более откровенны: президент и генеральный менеджер компании «Sea Launch» Аллен Эшби как-то заявил украинским журналистам, что сегодня в мире не существует другой ракеты, кроме «Зенита», которая могла бы выводить спутники с платформы, расположенной в океане. К неоспоримым преимуществам украинской ракеты господин Эшби отнес возможность ее монтажа в горизонтальном положении и осуществление автоматической загрузки. Сама же компания уже получила от основного заказчика - компании «Hughes space» («Хьюз Спейс») 18 заказов на осуществление коммерческих запусков космических аппаратов, большинство из которых войдет в систему связи «Галактика», обслуживающую западное полушарие.

Еще прагматичные менеджеры из международной компании «Sea Launch» просчитали, из приблизительно 35 ежегодных запусков на рынке космических услуг 6-7 может проводить именно эта структура. Для Украины интерес повышается еще и от того, что деньги завод получает не за отгруженную продукцию, а согласно специальному графику платежей, предусматривающему авансовые проплаты. Последнее было особенно важно в начале работ по проекту, учитывая, что ситуация на заводе приближалась к критической. Можно с полным основанием утверждать, что именно этот международный проект вернул к жизни украинский ракетостроительный гигант. Сейчас, кроме отработавших двух ракет, еще три находятся у компании «Sea Launch», а наличие более десятка контрактов на следующие запуски не только свидетельствует о жизнеспособности проекта, но и дает основания говорить, что ближайшие 2-3 года отрасль будет загружена работой. Если же говорить о конкретных прибылях украинской стороны в проекте, то 15-процентная доля Украины не означает, по крайней мере пока, что участники проекта ГКБ «Южное»/ПО «Южмаш» уже сегодня получают именно столько денег за каждый пуск - еще по меньшей мере несколько лет украинская сторона будет выплачивать взятые под проект кредиты. Украина уже в начале текущего года получила 70 млн. долл., что позволило ГКБ «Южное» и НПО «Южмаш» произвести 6 ракетоносителей «Зенит-3SL»

Идея космических запусков с плавучего космодрома на экваторе давняя. По мнению первого заместителя гендиректора Национального космического агентства Украины (НКАУ) Эдуарда Кузнецова, такие старты как минимум на 30% экономичнее, чем с космодромов на суше, например, с Байконура. Поэтому привлекательность этого международного проекта состоит, прежде всего, в возможности выведения на орбиту более тяжелых космических аппаратов при одинаковых расходах. По подсчетам ГКБ «Южное», в настоящее время геостационарные аппараты имеют тенденцию к увеличению веса, так что возможность осуществления экономичных пусков с океана становится еще более актуальной.

Не обошлось, правда, и без проблем. В прошлом году Госдепартамент приостанавливал продвижение проекта из-за того, что американский «Boeing» («Боинг») не обеспечил должной защиты технологий от партнеров. В срочном порядке пришлось усовершенствовать нормативную базу, последняя точка на которой была поставлена лишь накануне коммерческого запуска. Речь идет о подписании министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком и госсекретарем США Мадлен Олбрайт двух документов - Меморандума о взаимопонимании между правительствами Украины и США, о сотрудничестве в аэрокосмической отрасли и межправительственное соглашение о защите технологий, связанных с украинскими ракетами-носителями, ракетным оборудованием и техническими данными для проекта «Морской старт». Говорят, что последнее соглашение далось Украине не без боя - для американцев это было первое соглашение, в котором их обязывали охранять ракетные технологии другой страны, в данном случае, Украины. Но с другой стороны, тот факт, что соглашения не удалось подписать этой весной, вместе с аналогичным документом относительно защиты спутниковых технологий, вызывает некоторые опасения, что, по меньшей мере, для США украинские ракетные технологии уже не являются секретом.

Глобальная коммерциализация космоса

И все же, США и Россия сегодня наибольшие партнеры по космосу. Сегодня Украина участвует уже в трех крупных международных космических проектах: «Sea Launch», «Globalstar» и «Днепр». Последний предусматривает совместную с РФ модернизацию для коммерческих пусков межконтинентальной баллистической ракеты СС-18 («Сатана»). Как считает генконструктор ГКБ «Южное» Станислав Конюхов, выход на международный коммерческий рынок стал практически единственной возможностью продолжить работы традиционной тематики.

Только от выполнения работ для российского космоса отрасль сумела заработать в прошлом году 170 млн. долл. Например, мало кто знает, что системы управления для российских РН «Протон» изготавливаются в Украине. Продвигаются и новые проекты з Западом: совместно с итальянской фирмой «Фиат-Авио» разрабатывается крупный проект «Циклон-4», предусматривающий разработку на базе украинской ракеты «Циклон» новой трехступенчатой ракеты. После проведения предварительных исследований возможных мест строительства стартового комплекса выбрали бразильский космодром Алькантара. Несмотря на существующие определенные проблемы, связанные с режимом контроля за ракетными технологиями, украинская сторона надеется на успешную реализацию этого перспективного проекта.

Не менее интересен проект использования трех украинских стратегических бомбардировщиков Ту-160, которые согласно договору СНВ-1 должны быть утилизированы для космических запусков с воздуха. Примечательно, что первое предложение о необходимости дать новую жизнь бомбардировщикам поступило как раз от американцев - частная компания «Platforms International Corporation» («Плэтформ Интернэшнл Корпорэйшн») внезапно заявила о желании закупить три самолета Ту-160 для использования их в качестве летающих платформ для выведения на орбиту искусственных спутников. По предварительным данным, в случае, если официально США одобрят проект (для этого, возможно, будет необходимо пересматривать договор), Украина планирует получать 20% от дальнейших доходов корпорации «Orbital Network Services Corporation» («Орбитл Нэтвок Сервисис Корпорэйшн»). Это тем более интересно, что в Украине нет собственного космодрома. Во-вторых, появится возможность проводить и скрытый запуск.

Может зарабатывать Украина и на создании космических аппаратов. По мнению Э.Кузнецова, страна, которая создала в свое время около 400 спутников, может создавать их и сегодня, причем, в том числе и разведывательные. Например, большинство российских спутников находится в критическом техническом состоянии - из 127 российских спутников, находящихся на орбите, более чем у 90 истек срок эксплуатации. А почти три года эксплуатации национального спутника «Сич-1» подтверждают, что украинский потенциал не иссяк.

И все же, пуски остаются наиболее прибыльной частью космических услуг. По оценкам экспертов, к 2000 г. мировой рынок продукции, полученной с использованием космических средств, возрастет в 4-6 раз. Один только рынок услуг по запуску спутников в течение 1997-2006 гг. может составить около $33 млрд., из которых $21 млрд. приходится на геостационарные спутники. Совместно с РФ Украиной создана международная космическая компания «Космотрас», реализующая упомянутый проект «Днепр». 21 апреля с.г. был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя «Днепр» с космическим аппаратом английской фирмы SSTL. Сегодня МКК «Космотрас» ведет переговоры с рядом фирм мира, которые могут стать заказчиками на запуск космических аппаратов систем связи и дистанционного зондирования Земли в 2001-2007 гг. Так, генконструктор ГКБ «Южное» упоминает среди них такие, как «Motorola» («Моторола»), «Boeing» («Боинг»), «Lokheed Martin» («Локхид Мартин»).

Действительно, космический «пирог» имеет фантастические размеры, и можно только гордиться, что Украина причастна к разделу этого «пирога».