UA / RU
Поддержать ZN.ua

Корпоративные газовые договоренности: слово за судом

На прошлой неделе получил продолжение так называемый «украинско-российский газовый вопрос»: появ...

Автор: Александр Чалый

На прошлой неделе получил продолжение так называемый «украинско-российский газовый вопрос»: появилась информация об обращении металлургических комбинатов (в частности Днепровского металлургического комбината, «Запорожстали» и Мариупольского меткомбината) в суды г.Киева с исками о признании недействительным Соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере, заключенного 4 января 2006 года между НАК «Нафтогаз України», ОАО «Газпром» и компанией «РосУкрЭнерго АГ».

Первые комментарии юристов о возможности положительного для истцов исхода рассмотрения их исков были довольно пессимистичны. В частности указывалось, что украинские суды, в которые поданы иски, не имеют юрисдикции для их рассмотрения, а также указывалось, что украинские меткомбинаты не имеют права на подачу соответствующего иска, поскольку не являются сторонами Соглашения от 04.01.2006.

Однако подобные выводы основаны на поверхностном юридическом анализе ситуации. Более глубокое и детальное изучение обстоятельств дела свидетельствует, что имеются все законные основания и возможности обжаловать в украинском суде правомочность Соглашения от 04.01.2006. Соответствующий анализ был сделан автором этой статьи в «Зеркале недели» №1 (580) от 14 января 2006 года («Украинско-российское газовое соглашение: путеводитель к сопротивлению»).

Отдельно нужно подчеркнуть, что аналогичная ситуация, с точки зрения права на иск, сложилась при обжаловании приватизации «Криворожстали», когда соглашение о купле-продаже последней было признано недействительным на основании иска лица, не являвшегося его стороной, но чей законный интерес был нарушен вследствие заключения этого соглашения. Украинские меткомбинаты потребляют природный газ, импортируемый в рамках и на основании Соглашения от 04.01.2006, а следовательно имеют законный интерес в том, чтобы условия импортных поставок природного газа были определены с соблюдением украинского законодательства.

Что касается сути дела, вероятно, НАК «Нафтогаз України», оспаривая иск, будет ссылаться на то, что он является самостоятельным хозяйствующим субъектом. И на собственный устав, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины, предусматривающий, что НАК «Нафтогаз України» действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления и самоокупаемости.

В этой связи нужно подчеркнуть важный аспект: самостоятельная хозяйственная деятельность НАК «Нафтогаз України», как и любого другого субъекта хозяйствования, должна осуществляться:

- с соблюдением действующего законодательства Украины и

- в соответствии с интересами государства и общества.

Соответствие коммерческих (хозяйственных) контрактов интересам государства и общества является вопросом политико-экономической оценки таких контрактов. В связи с этим необходимо лишь отметить, что несоответствие коммерческих (хозяйственных) контрактов интересам государства и общества может быть основанием для признания их недействительными по решению суда по представлению в том числе органов государственной власти (статья 207 Хозяйственного кодекса Украины).

С другой стороны, аксиомой хозяйственных отношений является то, что хозяйственные (коммерческие) контракты должны заключаться с соблюдением требований действующего законодательства Украины. В частности, пунктом 3 статьи 5 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что «субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования осуществляют свою деятельность в рамках установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства», а принцип свободы предпринимательской деятельности действует только в пределах «не запрещенного законом» (статья 3 Гражданского кодекса Украины) и «определенного законом» (статья 6 Хозяйственного кодекса Украины). Нужно также обратить внимание на пункт 1 статьи 203 Гражданского кодекса Украины, согласно которому «содержание правового акта (а контракт является двусторонним правовым актом. - А.Ч.) не может противоречить этому кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также нравственным устоям общества».

В этом контексте важно подчеркнуть, что частью национального законодательства, которому должны соответствовать хозяйственные (коммерческие) договоры, являются международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (статья 9 Конституции Украины, статья 19 Закона Украины «О международных договорах Украины»).

Учитывая изложенное, можно констатировать, что хозяйственные (коммерческие) договоры должны заключаться с соблюдением требований, установленных действующими для Украины международными договорами.

В связи с этим возникает важный вопрос: были ли соблюдены требования действующих международных договоров Украины со стороны НАК «Нафтогаз України» во время заключения в январе 2006 года Соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере с ОАО «Газпром» и компанией «РосУкрЭнерго АГ»?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Соглашению между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 года (в дальнейшем - Межправительственное Соглашение от 04.10.2001). Межправительственное Соглашение от 04.10.2001 было ратифицировано Законом Украины от 15.11.2001 №2797-III и вступило в силу 20 декабря 2001 года.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Межправительственного Соглашения от 04.10.2001, объемы транзита российского природного газа через территорию Украины, а также размер платежей в денежной форме и/или объемы поставок газа в счет оплаты транзита будут уточняться на основе ежегодных Межправительственных протоколов на соответствующий год.

Во исполнение вышеприведенного правительства Украины и Российской Федерации ежегодно заключали соответствующие Межправительственные протоколы (протоколы от 26.12.2001, от 01.07.2002, от 29.08.2003, от 02.07.2004), в которых определялись ставка платы за транзит по территории Украины российского природного газа на каждый год и цена природного газа, поставляемого в оплату услуг по транзиту. Кроме того, в указанных ежегодных Межправительственных протоколах прямо устанавливалось, что предусмотренные в них экономические показатели (цена на газ и транзитная ставка) и порядок расчетов должны быть перенесены (без каких-либо изменений!) в дополнения на соответствующий год к заключенному 21 июня 2002 года между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України» долгосрочному контракту об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 год.

Таким образом, законом Украины (Межправительственным Соглашением от 04.10.2001) предусмотрен порядок, согласно которому:

- установление ставки платы за транзит газа через территорию Украины, а также цены на газ, поставляемый в Украину, относится к компетенции Кабинета министров Украины;

- определенные на межправительственном уровне ставка платы за транзит и цена на газ должны быть закреплены со стороны НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» в дополнении к долгосрочному контракту между ними от 21 июня 2002 года.

Из вышесказанного четко вытекает, что:

- НАК «Нафтогаз України» не имеет права самостоятельно (без предварительного решения правительства Украины) определять ставку платы за транзит и цену на газ путем заключения хозяйственных (коммерческих) контрактов;

- цена на газ и ставка платы за транзит определяются Кабинетом министров Украины в ежегодном межправительственном протоколе, заключаемом с правительством РФ. Поскольку такой протокол на 2006 год не заключен, то ценовые параметры сотрудничества в газовой сфере, определенные в Соглашении от 04.01.2006 (отличающиеся от указанных в протоколе на 2005 год), должны быть согласованы Кабинетом министров Украины посредством принятия соответствующего постановления.

Указанные выводы подтверждаются тем, что, реализуя свое право на установление (согласование) цены газа, поставляемого в Украину в 2006 году при отсутствии Межправительственного протокола на 2006 год, Кабинет министров Украины 31 декабря 2005 года принял постановление №1308 «Об обеспечении баланса поступления и распределения природного газа в І квартале 2006 года». Этот документ по состоянию на сегодняшний день не изменен, и из него вытекает, что закупочная цена газа, поставляемого в Украину из Российской Федерации, должна составлять 50 долл. США за 1000 куб. м., а газа, поставляемого в Украину из Средней Азии, - 70,96 долл. США за 1000 куб. м.

Таким образом, заключая Соглашение от 04.01.2006 с ценовыми параметрами, не согласованными в установленном порядке с правительством Украины, НАК «Нафтогаз України» действовал вопреки порядку, определенному Межправительственным соглашением от 04.10.2001, а также вопреки постановлению Кабинета министров №1308 от 31.12.2005.

Наконец необходимо обратить внимание и на то, что, согласно постановлению Верховной Рады №3387-IV от 19 января 2006 года «О неквалифицированных действиях органов исполнительной власти по обеспечению потребителей Украины природным газом», Кабинет министров Украины обязан все отношения с Россией, Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном, касающиеся обеспечения нашей страны природным газом, урегулировать на основе межправительственных соглашений с последующей обязательной их ратификацией Верховной Радой.

Означенное дает основания сделать следующие выводы:

1) газовое урегулирование на основе Соглашения от 04.01.2006 не является окончательным;

2) окончательное урегулирование отношений в газовой сфере должно быть осуществлено на основе межправительственных международных договоров, которые будут подлежать ратификации Верховной Радой Украины. Предусмотренные в таких межправительственных договорах экономические параметры (в том числе ценовые) будут обязательны для НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром»;

3) Соглашение от 04.01.2006 не соответствует требованиям действующего законодательства Украины и на этом основании может быть признано недействительным в судебном порядке.

В заключение хотелось бы опровергнуть комментарии, появившиеся в последнее время в СМИ, о том, что признание недействительным Соглашения от 04.01.2006 ставит под угрозу обеспечение природным газом всей страны. Подобный вывод не совсем корректен с формально-юридической точки зрения. Соглашение от 04.01.2006 носит рамочный характер и предусматривает со стороны НАК «Нафтогаз України» заключение дополнительных контрактов для его практической реализации. Это означает, что признание недействительным Соглашения от 04.01.2006 автоматически не приведет к недействительности других контрактов, связанных с поставками газа в Украину.

Вместе с тем признание недействительным Соглашения от 04.01.2006 позволит:

- юридически «расчистить путь» к достижению окончательного межправительственного урегулирования, которое по всем параметрам действительно соответствовало бы интересам Украины;

- усилить позицию нового правительства Украины, если оно будет стремиться к отмене непрозрачных, неравноправных и несправедливых договоренностей от 04.01.2006.

Было бы ошибочным обеспечивать стратегические национальные интересы исключительно корпоративными договоренностями и ставить их в зависимость от корпоративной конъюнктуры.