Переговоры, которые американский госсекретарь Мадлен Олбрайт провела в начале нынешней недели в Москве, сенсацией не стали. Мало того, многие средства массовой информации с мировыми именами их практически не заметили, ограничившись коротенькими сообщениями в разделе текущих новостей. Увы, те времена, когда весь мир, затаив дыхание, ожидал результатов встреч руководителей внешнеполитических ведомств двух могущественнейших стран на планете, давно минули. Обе стороны, участвовавшие в московских переговорах, прекрасно понимали сложившуюся ситуацию. При этом каждая из них должна была решить свои конкретные задачи.
Формально целью посещения Олбрайт заснеженной российской столицы было улучшение отношений с Россией и подготовка проведения ряда двусторонних встреч на высоком уровне. Между тем, американские официальные представители не скрывали, что в ходе этой поездки ей предстоит решить следующие четыре нелегкие задачи.
Во-первых, вопрос о разоружении. Сегодня - это самая сложная проблема в американо-российских отношениях. Речь идет о сокращении как стратегических ядерных, так и обычных вооружений, а также о пересмотре договора по противоракетной обороне. Как известно, Госдума России до сих пор не ратифицировала многострадальный договор СНВ-2, подписанный сторонами в 1993 году, и документ, разумеется, не вступил в силу. Американцы же не только рассчитывают на скорейшее одобрение российским парламентом данного соглашения, но и надеются на начало переговоров по договору СНВ-3.
Кроме того, расширение НАТО на Восток вызвало значительный дисбаланс вооруженных сил в Европе. Вспомним, что договор о европейских обычных вооруженных силах был подписан в 1990 году, когда на континенте формально существовали два блока. Теперь же, когда в Североатлантический блок стремятся практически все бывшие союзники СССР по ОВД, Москва требует от НАТО пересмотреть упомянутый договор и завершить этот процесс до официального приема Польши, Венгрии и Чехии в альянс.
Еще одним раздражающим фактором в российско-американских отношениях стало возможное увеличение военных расходов на разработку системы национальной противоракетной обороны, о чем на днях объявил президент США Билл Клинтон. Понятно, что этот план практически нарушает американо-российский договор по ПРО 1972 года. На предложение Вашингтона внести в него изменения Москва пока отвечает отказом.
Во-вторых, госсекретарь США надеялась снять напряженность в вопросе ядерного нераспространения. В связи с дальнейшим ухудшением экономической ситуации в России американцы опасаются, что российские предприятия готовы экспортировать военную технику и расщепляющиеся материалы в другие страны. Американцы уже наложили санкции на российские НИИ, которые обвиняются Вашингтоном в передаче чувствительных технологий Ирану, а сам Билл Клинтон выразил озабоченность в связи с этим в своем недавнем послании о положении страны. Россия, конечно, с возмущением отвергает все американские обвинения.
В-третьих, Олбрайт стремилась смягчить разногласия между сторонами по ключевым региональным вопросам. В последнее время при решении проблем «горячих точек», США не раздумывая применяют силу, вопреки позиции и интересам России. Так было в Ираке, так может случиться и в Косово. России остается только предупреждать Вашингтон о «недопустимости подобных шагов».
Наконец, еще одной целью посещения госсекретарем США Москвы было изучение возможностей по оказанию помощи России в преодолении ею экономических трудностей и предотвращении краха ее экономики. Американцы, разумеется, далеки от того, чтобы своими руками способствовать возрождению сильной России, тем не менее, они не хотели бы стать очевидцами «хаоса» в стране, напичканной ядерными ракетами.
В общем-то, госпожа Олбрайт совершила своего рода контрольный визит в Москву. Она явно хотела прощупать, насколько податливой еще остается Россия, можно ли продолжать давление на нее, и насколько сложна экономическая и политическая ситуация в стране. В Вашингтоне прекрасно понимают, что самая большая ошибка, которую сейчас может допустить Запад, - это слишком долго и слишком откровенно унижать Россию.
По сообщениям информационных агентств, обед, который дал российский премьер Евгений Примаков в честь Мадлен Олбрайт, прошел в теплой и дружеской обстановке. Однако ни это, ни оптимистические заявления министра иностранных дел России Игоря Иванова не смогли убедить большинство наблюдателей, что визит американского госсекретаря в Россию позволил в сколько-нибудь значительной степени преодолеть серьезные разногласия между Россией и Соединенными Штатами.
Тем не менее, в ходе визита госсекретарь США сумела встретиться с основными претендентами на пост президента России и с каждым из них провести беседу. Встречи эти, однако, судя по всему, прошли не в столь теплой обстановке как обед, поскольку все собеседники Олбрайт выразили, мягко говоря, недовольство политикой Вашингтона и не постеснялись высказать ей это в лицо. Председатель Государственной думы России Геннадий Селезнев, например, с укором сообщил госсекретарю о жертвах среди гражданского населения Ирака, Григорий Явлинский в свойственной ему манере поведал ей о негативном отношении России к попыткам Соединенных Штатов отказаться от договора об ограничении противоракетной обороны, а Юрий Лужков упрекнул Вашингтон в нежелании считаться с Россией.
Мадлен Олбрайт все же удалось переговорить по телефону с президентом Борисом Ельциным. И хотя инициатива беседы исходила с его стороны, это скорее было данью вежливости, ибо, по некоторым сведениям, американцы в качестве одной из главных целей визита считали личную встречу американского госсекретаря с российским президентом.
По итогам переговоров были подписаны два документа. Соглашение, касающееся коммерческих запусков американских спутников Россией с казахстанского «Байконура», окончательно сняло вопрос о возможном прекращении со стороны США сотрудничества в космосе. Совместное заявление по Косово отразило лишь те позиции, по которым у Москвы и Вашингтона нет разногласий.
Так что визит Мадлен Олбрайт в Москву не внес ясности в вопрос, каким образом все-таки будут решены главные проблемы отношений двух стран: расхождение в понимании иракской проблемы, разногласия по путям урегулирования в Косово, споры о продаже передовых технологий Ирану и, наконец, принципиальное столкновение из-за стремления Соединенных Штатов пересмотреть договор о противоракетной обороне.
Лейтмотив же тех немногих аналитических сообщений, посвященных пребыванию Олбрайт в России, которые появились в мировых масс-медиа, был на удивление однообразным - Россию американцы списали со счетов.
Действительно, произошедшую перемену в отношениях Вашингтона и Москвы трудно не заметить. В последние два месяца американцы неоднократно бросали вызов России: то бомбежкой Ирака, то угрозами Милошевичу, то санкциями против российских институтов, то предложениями о пересмотре некоторых старых соглашений. В прежние времена яростная реакция Москвы вызвала бы переполох на всем Западе, теперь отзыв послов и другие дипломатические жесты воспринимаются только как предсказуемое неудобство.
Многие соседи России сокращают оборонный бюджет - Россия больше не представляет для них опасности; ее деморализованная армия едва ли сможет защитить собственную территорию. Не случайным поэтому стало и недавнее заявление эстонского министерства обороны о том, что Россия больше не представляет угрозы национальной безопасности Эстонии, и угрозы Баку призвать американских и турецких военных разместить свои базы на азербайджанской территории.
И даже желание Вашингтона пересмотреть стратегическое соглашение с Москвой об ограничении систем ПРО не имеет никакого отношения к ядерному арсеналу самой России - у Америки теперь другие интересы и другие опасности. Россию, государственный бюджет которой в два раза меньше, чем у штата Техас, да и тот строится на кредитах МВФ, больше не воспринимают ни как серьезного противника, ни как серьезного партнера.