UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНСТАНТИНЕСКУ УПРЕКАЕТ США И ЗАПАД

Говорят, что уже несколько месяцев кряду президент Румынии совершенно не читает первых страниц румынских газет...

Автор: Васыль Твердохлиб

Говорят, что уже несколько месяцев кряду президент Румынии совершенно не читает первых страниц румынских газет. Не читает принципиально, хотя еще совсем недавно все было совсем по-другому: каждый день, где-то после полуночи, он целый час просматривал почти всю бухарестскую прессу, а потом еще час, по свидетельствам жены, не мог уснуть, раздраженный прочитанным. По словам самого Константинеску, румынские газеты гоняются прежде всего за скандалами, в них маловато серьезной информации, особенно экономической, а читатели покупают их лишь затем, чтобы найти там, как «президент споткнулся на лестнице или уронил зонтик».

Конечно, Эмил Константинеску немного утрирует. В румынской прессе, как и в любой другой, очень много скандалов и чернухи, но почти в каждой солидной бухарестской газете на первой странице сохранилось то, что когда-то в советской прессе называлось передовицами, с которыми здесь, как правило, выступают очень известные публицисты, писатели и аналитики и в которых очень много горькой и нелицеприятной правды о сегодняшних бухарестских властях, в том числе и о президентском дворце Котрочень, о румынской транзиции и о самих румынах.

Понимаю разочарование и огорчение президента Константинеску. Какой еще глава государства будет спокойно читать такой вот, например, пассаж: «Мельницы румынской транзиции перестали работать вхолостую. Они начали перемалывать человеческие судьбы. На их камень не попадает только тот, кто может спастись. А могут немногие. Больше здесь не существует общих решений, а спасение становится исключительно индивидуальной привилегией. Парадигмой этой жестокой правды становится мужчина в конце плотины с мертвым ребенком на руках». Эта цитата из передовицы газеты «Адэвэрул» - самой нелюбимой у власть предержащих, но самой читаемой во всей Румынии. Она написала о той страшной катастрофе, которая произошла недавно в уезде Хунедоара в низовье реки Рыул Маре, где оползни и стихия воды унесли жизни семнадцати людей. Туда не сумели вовремя добраться спасательные службы, опоздали и высокие государственные комиссии, но там побывал на вторые сутки после катастрофы президент Константинеску. И увидел то, что вряд ли смогут передать самые скандальные и смакующие грубый натурализм жизни газеты, ибо там были беда, отчаяние, проклятия и слезы.

Произошло так, что именно после того, как румынский президент побывал в самом горниле этой беды, ему пришлось выступать перед членами постоянно действующей комиссии Румыния-США, и увиденное и пережитое на месте катастрофы определенным образом трансформировалось в том выступлении.

Наблюдатели отмечают, что впервые почти за 10 лет официальный Бухарест, с таким рвением и самозабвением стремящийся в НАТО, так резко отозвался о своем партнерстве с Вашингтоном и другими западными государствами. На небольшую порцию критики с американской стороны относительно того, что в Румынии очень медленно идет процесс приватизации, а привилегии для зарубежных инвесторов ликвидированы, Константинеску ответил куда более жесткой критикой США и их западных союзников по отношению к Румынии. Несомненно, что это определялось «человеческим срезом», который, по словам Константинеску, «иногда забывается» при подготовке определенных проектов, тогда как «жизнь все равно напоминает о себе довольно брутально».

«Для меня неудачей есть то, что жизнь людей в Румынии ухудшается». И, продолжал президент, если не учитывать этого, могут провалиться любые планы. Иногда эти планы и проекты не только не стыкуются с «человеческим срезом», но и даже сами между собой. Последний тезис Константинеску объяснил на примере необходимости в Румынии новых инвестиций и в то же время эффективного сотрудничества с Международным валютным фондом. Первые предполагают создание налоговых и таможенных облегчений для зарубежного инвестора, но их не разрешает МВФ с его приматом строгого бюджета и точно установленного, как правило, минимального дефицита этого бюджета. И потому получается, что очень сложно достичь макростабилизации экономики, заключив договор с МВФ, или реструктуризации производства, заключив договор со Всемирным банком.

Разочарованным остался румынский президент и тем, что происходит после завершения войны в Югославии. С первого же дня официальный Бухарест поддержал военные действия НАТО, проявляя такие понимание и солидарность, которые трудно было найти даже у отдельных союзников США по блоку, но в итоге оказался в проигрыше. «Каждый день в Бухарест приезжают ответственные представители из НАТО и Европейского союза и говорят нам, что во время конфликта мы вели себя как страна - член НАТО, но никто не предлагает гарантий безопасности и не говорит о компенсации потерь, причиненных нам принятым эмбарго... Нас похлопывают по плечу и поздравляют, в то время как наши потери растут со дня на день. Война закончилась, но мы продолжаем платить по ее счетам».

Президента Константинеску, конечно, понять можно. В то время как торговля Румынии с членами Европейского союза и другими европейскими странами составляла 88%, по причине войны, а точнее, разрушенных мостов на Дунае, сегодня она ограничена только соседними странами - Украиной, Молдовой и Болгарией. И это тогда, когда статистика говорит, что инфляция и дефицит бюджета продолжают расти, уровень жизни падает, а... президентские выборы уже через год.

Кстати, о будущих выборах. Многие румынские аналитики усматривают в критике президентом Константинеску США и их европейских союзников именно приближение выборов. Но вряд ли стоит усматривать в том, что он сказал на заседании комиссии Румыния-США, какую-то электоральную пристрелку. Его просто по-человечески потрясло горе, которому посмотрел в лицо, и разочаровали визиты в румынскую столицу господ М.Олбрайт, Х.Соланы, Й.Фишера и В.Кларка. Да и прозвучавшая критика - это не столько критика, сколько упрек униженных и оскорбленных.