Накануне визита Владимира Путина в Украину снова активизировался вопрос о создании международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины.
За почти два года переговоров его идею удалось значительно трансформировать. Если поначалу в России считали, что во время уже почти легендарной питерской встречи Кучмы и Путина она получила под свой контроль газопроводы Украины, то сейчас разговоры в Белокаменной о том, как «мы «продавили хохлов», уже стихли...
Если не произойдет какого-то очередного «прорыва в отношениях», Москве в Украине придется заниматься не управлением существующими трубопроводными системами, а постройкой новой. Речь идет о новом газопроводе Александров Гай — Новопсков (Луганская область) — Ужгород, предназначенном для экспорта среднеазиатского газа.
Намеченное на февраль очередное заседание совета участников консорциума должно определить, какой из вариантов его строительства предпочтительнее.
Существуют два варианта: проложить трубу диаметром 1420 мм стоимостью 2,2—2,5 млрд. долларов и пропускной способностью до 28 млрд. кубометров в год и менее амбиционный вариант — построить трубопровод диаметром в 1220 мм (пропускная способность — до 19 млрд. кубометров в год), что будет на 0,8—1 млрд. долларов дешевле.
Украина, естественно, хотела бы, чтобы труба была помощнее. Россия должна определиться в ближайшее время. ТЭО газопровода диаметром 1420 мм уже разработано. К 1 февраля должна быть завершена разработка ТЭО строительства газопровода диаметром 1200 мм.
Курирующий в «Газпроме» газоэкспортное направление заместитель председателя правления Юрий Комаров сообщил российской прессе, что «решение по выбору варианта будет приниматься на основе потребности рынка и с учетом экономических показателей, в том числе и объема инвестиций. Очень важную роль при выборе варианта будут играть потребности рынка».
Пока что определились с местом начала строительства. Это запад Украины, где, как заявил председатель правления НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко, будет построен дополнительный участок газопровода в направлении Богородчаны — Ужгород.
Фактически речь идет о прокладке новой трубы в коридоре существующего 182-километрового украинского участка, построенного в конце 60-х годов, экспортного газопровода «Братство». Украина считает, что уже на первом этапе строительства ежегодная пропускная способность до сих пор не востребованной в должной мере системы возрастет на 8 млрд. кубометров газа.
Это позволит, при условии поставки дополнительных ресурсов, по практически простаивающим сейчас (5,5 млрд. кубометров в год) газопроводам Торжок — Долина и Иванцевичи — Долина увеличить транзит российского газа в Европу. Ранее стоимость работ на этом направлении оценивалась в 200 млн. долларов.
Стороны подготовят проект межправительственного соглашения о гарантиях загрузки и строительства этого участка и до 15 апреля намерены передать его на утверждение правительствам Украины и России.
По словам Бойко, предлагаемый вариант «позволяет нам сказать, что мы в полной мере соблюли интересы Украины. Мы получили дополнительный ресурс в страну. Причем в короткие сроки начнем уже реализацию проекта. Протокол со своей стороны мы подписали, российская сторона парафировала, и, думаю, что подпишет».
Предполагается, что в ближайшее время в Киев приедут и представители немецкой стороны, участвующие в переговорах в рамках «формата трех». Представителям Германии уже направлена необходимая информация о проекте. От Германии ожидают и финансирования проекта.
«Газпром» наконец определился с тем, что обеспечит успех создания консорциума. По словам Комарова, необходимо добиться «больше транспорта на экономически привлекательных конкурентоспособных условиях (соответственно, больше дохода для Украины) с минимальным объемом новых инвестиций... На текущий момент мы можем констатировать, что украинская сторона выполняет свои обязательства по транзиту российского газа. Остались в прошлом проблемы с несанкционированным отбором газа. Но система требует значительных инвестиций в ее поддержание и дальнейшее развитие».
Кстати, о деньгах. Этим летом истекает последний срок реализации «Газпромом» права на покупку 16,3% газотранспортной системы Словакии. Контракт заключен еще в 2002 году, однако тогда необходимых 900 млн. евро у россиян не было… Сейчас вроде есть. Прошлый год был очень удачным, но очень высок курс евровалюты и явно придется переплачивать.
Сейчас о словацком опционе часто вспоминают как в Украине, прикидывая, сколько же в этом случае стоит 50% более мощной украинской системы, так и в Беларуси. Еще недавно «Газпром» был уверен, что Минск задешево (в идеале — за долги) отдаст свою газотранспортную систему. После серии провалов переговоров (в начале недели захлебнулись очередные) в Москве поняли, что «дешево и сердито» может и не получиться.
Заодно россиянам вскоре предстоит определиться еще с одним направлением транзита — по дну Балтики. «Газпром» должен предоставить правительству экономическое обоснование проекта Северно-Европейского газопровода. Можно заранее предположить, что его защита будет нелегкой. При мощности, равной минимальному варианту через Украину (19 млрд. кубометров в год), он минимум втрое дороже (5,7—6 млрд. долл.). И к тому же выводит газ на тот же самый немецкий рынок…
Так как стратегия «Газпрома» не предполагает формирования избытка транспортных мощностей (это выведет на рынок газа иных поставщиков), то реализация любого из проектов автоматически отодвигает выполнение другого. Пока что в смысле критериев эффективность/стоимость экономических альтернатив украинскому проекту не видно…
Так что, в конечном счете, все упрется снова в политику. Тем более что в Москве, кажется, поняли, что «протащить» консорциум в обход парламента не удастся. Столь привлекательная для россиян концессия лет на тридцать (начинали и вовсе с полувека) неизбежно предполагает «сложный процесс принятия политического решения в комплексе с рассмотрением в Верховной Раде Украины пакета законодательных документов, связанных с концессией». Обнаружилось и то, что «законодательство Украины требует серьезной доработки для того, чтобы можно было реализовать форму концессии применительно к украинской газотранспортной системе». О чем нашим российским друзьям, как помнится, с самого начала и сообщали…
Интересно, что в январе высокопоставленный представитель «Газпрома» впервые ответил на вопрос: что будет с консорциумом «в связи с возможным уходом с политической сцены Леонида Кучмы»? Юрий Комаров заметил, что «в бизнесе чрезвычайно важным является своевременность принятия решения, особенно когда это касается мегапроектов, к которым, безусловно, относится и создание международного консорциума. Решение по таким проектам принимается на основе экономической, рыночной и стратегической целесообразности. Полагаю, что персоналии играют важную роль при принятии решений по подобным проектам, но решения не будет, если в рамках проекта не обеспечивается баланс интересов сторон или если проект не обеспечивает конкурентоспособность по сравнению с альтернативными вариантами».
Золотые слова — «баланс интересов сторон» — хотелось бы, чтобы в Киеве их тоже приняли к сведению. Одной «дамбовой» истории и последующего прорыва в вопросе Азова, напоминающего капитуляцию, вполне достаточно. А внезапный прорыв в трубах редко радует хозяев.