UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНКРЕТНЫЙ ПРЕМЬЕР КОНКРЕТНОЙ СТРАНЫ

«Между идеей и реализацией у меня проходит немного времени…», — не так давно признался Виктор Янукович в интервью одной столичной газете...

Автор: Сергей Рахманин

«Между идеей и реализацией у меня проходит немного времени…», — не так давно признался Виктор Янукович в интервью одной столичной газете. 21 ноября 2002 года этот тезис нашел очередное подтверждение. Хотя и не слишком убедительное. 232 голоса — наверное, все-таки не тот результат, о котором мечтал амбициозный донецкий губернатор. Безоговорочной победу Виктора Федоровича не назовешь. Минимальный запас прочности был обеспечен в самый последний момент при помощи разнообразных ухищрений. К примеру, почему-то не покидает ощущение, что за «нашеукраинца» Александра Омельченко подал голос совсем другой человек. Имеющий такие же имя и фамилию, но не имеющий мандата члена парламента. А еще сдается, что за добрый пяток фракций «проголосовал» лично Президент.

Так что очередная победа, одержанная донецким «Шахтером» в политическом футболе, оказалась «договорной». Но как любят говорить тренеры, игра забывается — результат остается. Янукович подтвердил свое умение «играть на результат», умение, за которое его, собственно говоря, и приветил главный арбитр нации.

На реализацию операции «премьер Янукович» ушло и в самом деле не слишком много времени. Согласитесь, еще какой-нибудь месяц назад шансы областного вождя повыситься в классе не выглядели столь очевидными. Трудно было сыскать в законодательном собрании фракцию (кроме, разумеется, «Регионов Украины»), готовую безоговорочно подкрепить амбиции Виктора Федоровича. «Социально близкие» луганчане из «Народного выбора» до последнего момента не верили, что звезда Олега Дубины закатилась навсегда. И даже родные «донецкие» из «Европейского выбора» предпочитали Януковичу другого именитого эмиссара Донбасса — Николая Азарова. Не скрывали своего глухого раздражения (плавно переходящего в страх) по поводу премьерских устремлений крупного политического хищника народные демократы и «трудовики», не говоря уже об эсдеках.

Залогом будущего успеха стали поддержка Леонида Кучмы и «непротивление» Виктора Медведчука. О том, какими резонами руководствовались Президент и глава его администрации, «ЗН» подробно рассказало неделю назад. И все же на некоторых подробностях этого вынужденного политического романа мы остановимся еще раз.

Леонид Данилович демонстративно устранялся от публичной поддержки Януковича. Во многом, наверное, это было связано с желанием Кучмы проверить свою будущую опору в условиях, максимально приближенных к боевым. Президент неплохо информирован о том, как прима-губернатор страны умеет управлять. Теперь Виктору Федоровичу предстояло показать, как он умеет договариваться. Получилось это у него, мягко говоря, «на троечку».

Насколько можно судить из источников, близких к новому главе Кабинета, Янукович ни секунды не сомневался в успехе и даже ставил перед собой сверхзадачу — заручиться максимальной поддержкой депутатского корпуса, желательно, конституционной. Природная донецкая гордость не позволяла ему довольствоваться незавидной ролью подвешенного премьера «а-ля Кинах». В лояльность Мороза и особенно Тимошенко претендент верил слабо, а вот на голоса «Нашей Украины» и коммунистов поначалу рассчитывал. В многочисленных интервью он не стеснялся подчеркивать демонстративное уважение к указанным политическим силам, стараясь при этом не перегнуть палку и не накликать вящий гнев гаранта. Природный «водила» Янукович любит повторять: «при хорошей скорости человек должен «держать тормоза».

Однако поднаторевший в деле «реального решения конкретных вопросов» Виктор Федорович столкнулся с неожиданными для себя трудностями. Обитатели печерских холмов оказались не такими сговорчивыми, как это виделось с донецких терриконов. Янукович, ворвавшийся в переговорный процесс на крейсерской скорости, вынужден был притормозить раньше, чем этого ему хотелось бы. Первым «шлагбаумом» оказался Николай Азаров. В последнее время отношения между двумя земляками как-то не складывались, и Николай Янович не зело желал появления Виктора Федоровича на улице Грушевского. Убедившись, что должность главы ГНАУ не выставляется на предстоящие кадровые торги, главный мытарь страны приступил к организации глубоко эшелонированной обороны. По некоторым сведениям, первым делом Азаров (в компании с генеральным прокурором) предложил союз Виктору Ющенко. Источники свидетельствуют как минимум о двух встречах указанных политиков. Какие аргументы находил предводитель налоговиков для убеждения вождя демократов, неведомо. Но можно предположить, что Николай Янович мог заняться политическим прогнозированием. И мог обнаружить, что лучший для этой страны Президент — Ющенко. А лучший для этого Президента премьер — Азаров. Поскольку премьер Азаров никогда не станет конкурентом для Президента Ющенко. Ввиду своей непопулярности, непубличности и неамбициозности. Не говоря уже о такой мелочи как фамилия, носитель которой (в силу некоторых ментальных особенностей украинского народа) никогда не сможет собрать необходимого электорального урожая. А вот союзником премьер Азаров будущему Президенту Ющенко может стать незаменимым. Ввиду своей жесткости, исполнительности и опытности. Главе Кабинета, способному непосредственно влиять на такие важные государственные институты, как ГПУ и ГНАУ, будет по силам поправить финансовые дела своих друзей и умерить финансовые аппетиты своих врагов.

Надо думать, лидер «НУ» предложением заинтересовался, но окончательно в искренность визави, судя по всему, не поверил. Однако на процессе потенциального сближения «донецких» и «наших» вмешательство Азарова все же некоторым образом сказалось. Если верить полученным нами сведениям, Николай Янович оказался весьма масштабным и весьма энергичным переговорщиком. Явившись с заманчивыми предложениями в стан коммунистов, Янукович с искренним удивлением увидел, что там кто-то уже побывал до него. А тем временем по парламентским кулуарам ползли слухи о том, что на представителей целого ряда пропрезидентских фракций выходил некий таинственный и влиятельный доброхот, готовый по заслугам оценить смелость всякого, кто откажется голосовать за Януковича.

Есть повод думать, что господина Ющенко (прочем, как и товарища Симоненко) несколько покоробила методология покорения Киева «донецкими». Многочисленные эмиссары Януковича поначалу откровенно манкировали такими монументальными принципами, как «политическая субординация» и «фракционная дисциплина», предпочитая «выдергивать» рядовых членов «НУ» и КПУ и «работать» с ними напрямую. Позже «донецкие» спохватились и отправились с челобитной непосредственно к вождям, однако полного доверия и абсолютного взаимопонимания добиться не смогли.

Впрочем можно с высокой степенью уверенности утверждать, что при определении позиции «Нашей Украины», КПУ и (тем более) СПУ и БЮТ меркантильные соображения были второстепенным фактором. Демонстративный отказ оппозиционных фракций был свидетельством здорового политического прагматизма. Что бы ни говорил Янукович, какими бы посулами ни соблазнял, как бы ни играл на всеобщей нелюбви к Медведчуку, ни для кого не было секретом, почему донецкий губернатор оказался главным кандидатом в премьеры. На него пал выбор Президента, и худшего для себя выбора оппозиция придумать не могла. Взяв на себя сегодня, пускай даже крошечную ответственность за потенциального казначея власти на будущих президенстких выборах, противники режима серьезно рисковали своим политическим будущим. Посты, льготы и прочие мирские блага не могли служить компенсацией за практически неизбежное политическое банкротство.

Вот почему лидеры вышеозначенных фракций устояли перед искушением и отказались от весьма распространенной практики «слива» голосов. Решение о консолидированном голосовании выглядело единственно правильным, хотя далось оно вождям нелегко. Один из оппозиционеров, участвовавший в переговорах с «донецкими», на вопрос, что предлагалось за поддержку Януковича, полушутя-полусерьезно ответствовал: «Все». Как минимум две группировки в стане «Нашей Украины» достаточно активно подталкивали вождя к открытому альянсу с «донами». Ющенко устоял, хотя несколько раундов переговоров с Ахметовым и Януковичем выдержал. Поговаривают, что в ходе одного из них случился занятный эпизод: выслушав длительный перечень «разумных компенсаций» за будущую поддержку, Виктор Адреевич поинтересовался у Рината Леонидовича, что будет служить гарантией исполнения обещанного. В ответ вопрошаемый молча протянул свою руку. Рассказывают, что к аналогичному приему несколько раз в разных компаниях прибегал и Виктор Федорович. Базара нет: Донбасс порожняк не гонит…

То, что Ахметов обязательно подключится к процессу лоббирования земляка, было ясно сразу. «Терки» были забыты – слишком велик был куш, который отхватывали партнеры в случае успеха грандиозной политической сделки. Но несмотря на титанические усилия двух опытных делков, дело почти не двигалось.

Союзника «донецкие» обрели в первую очередь там, где меньше всего этого следовало ожидать: в стане объединенных эсдеков. О резонах Медведчука и партнеров «ЗН» уже писало. И все же рискнем предположить, что решение не препятствовать новому шахтерскому походу на Киев социал-демократам далось нелегко. Слишком опасными становились «донецкие» в случае взятия Кабмина. К тому же Виктор Медведчук, надо думать, без особого восторга воспринял свежую президентскую идею о перераспределении полномочий между двумя ведущими провластными группировками. Насколько можно судить, Леонид Кучма принял решение о начале масштабной подготовки к будущим выборам главы государства. Организационная работа будет разделена между эсдеками и «донами» примерно поровну. Кроме того, первые будут заниматься вопросами информационной, кадровой и технологической поддержки. А на вторых возложат ответственность за сбор необходимых средств. Есть основания думать, что Виктор Владимирович рассчитывал, что пост держателя казны достанется ему, но Леонид Данилович рассудил иначе. И скрепя сердце Медведчук президентскую волю выполнил. Именно желание главы государства видеть на посту конкретной страны конкретного премьера по большому счету и обеспечило Януковичу поддержку фракции СДПУ(о). Хотя чувствуется, что лидер партии до последнего момента искал возможность избежать неприятного для себя политического телодвижения.

Президент долго и пристально наблюдал за «свободным плаванием» своего протеже и когда понял, что пацан в натуре и утонуть может, бросил ему спасательный круг. Накануне голосования Кучма принял образ Яна Непомука (покровителя всех утопающих) и, собрав вождей верных ему парламентских отрядов, дал понять, что игры окончены. С заговорами имени Азарова, Кинаха, Пинчука, Пустовойтенко et cetera было покончено раз и навсегда.

При этом Леонид Данилович дал понять Виктору Федоровичу, что тот слишком уж настойчиво ищет дружбы с Виктором Андреевичем. И набравший было обороты Янукович опять с тоской вспомнил о тормозах. В одной из донецких газет довелось прочитать следующее: «Донетчане говорят: «Наш губернатор не привык повторять дважды». Точное определение. Но не полное. Еще говорят, что экс-донецкому губернатору не надо повторять дважды. После президентского окрика договор о политическом союзе между «Нашей Украиной» и «Регионами» (проект которого появился незадолго до окончания премьериады) был отложен до лучших времен. На приход которых в равной степени надеются и Янукович и Ющенко. Правда, светлое будущее двум видным политикам видится по-разному. Виктор Андреевич рассматривает «донецких» не только как тактических союзников в локальной схватке с эсдеками, но и как стратегических партнеров в грядущей президентской битве. А потому в глубине души вождь «наших» должен желать новому премьеру как можно быстрее сцепиться с Медведчуком, как можно раньше вызвать гнев Кучмы и как можно оперативнее вылететь из еще не нагретого кресла. Потому что в этом случае у «донецких» не будет иного выхода, как искать дружбы с Ющенко. А у страны не будет иного выхода, как искать нового Президента. Не дожидаясь окончания каденции старого.

В свою очередь, Виктор Федорович рассчитывает оправдать доверие патрона и со временем превратиться из распорядителя предвыборной кассы в ее главного потребителя. Янукович знает, что стареющий монарх еще не определился с преемником. Но знает он и то, что его имя значится в числе претендентов на вакантный пост. Но для того чтобы стать «папоизбранным», ему предстоит совершить немало подвигов. Наладить бесперебойное поступление средств в будущий избирательный фонд. Накормить «своих» — и тех, что уже обжились в столице, и тех, кто скоро явится в Киев вместе со своими планами, со своими амбициями, со своими любовницами и со своими журналистами. И при этом любой ценой поднять уровень жизни к старту избирательной кампании, дабы выбить «социальные» козыри из рук оппозиции, одновременно искусственно повысив рейтинг власти. Ах да, существует ведь еще необходимость выплатить в 2003 году по внешним долгам из бюджета 1,7 млрд. долларов.

Януковичу, если он хочет, чтобы премьерство не было самой крутой высотой в его карьере, необходимо ослабить влияние Медведчука на Президента и усилить свое влияние на парламент. И для выполнения этой двуединой задачи ему необходим Ющенко. Необходим сейчас, в момент вознесения. В то время как Виктору Андреевичу его тезка нужен потом. В момент падения.

На что может сегодня рассчитывать Янукович в высшем законодательном органе? На сдержанную поддержку фракций, которые в очередной раз «нагнул» Президент? На весьма условный договор, которым Кучма «подпер» своего ставленника в ночь перед голосованием? Слова о «солидарной ответственности парламента и правительства» и «пропорциональном представительстве политических сил в органах власти» – хорошее подспорье для дележа постов, но плохой фундамент для реализации масштабных и амбициозных планов. Реализовать которые сложно, не имея в союзниках «Нашу Украину», коммунистов и спикера. А, кроме того, имея в потенциальных противниках Медведчука, Пинчука, и, вполне возможно, Азарова. Хрупкая опора, выстроенная «под Януковича», может дать трещину в любой момент. Например, если выяснится, что всех желающих занять руководящие посты Кабмин просто не вместит.

Все, кто имел счастье лицезреть Виктора Федоровича в ходе его многочисленных встреч с депутатами, отдавали должное его умению держаться. Хотя от наиболее наблюдательных не укрылась нервозность соискателя премьерского кресла: трудно было свыкнуться с мыслью, что донецких денег и донецких авторитетов недостаточно для «обналички» 226 депутатских голосов. Легко можно представить, как г-н Янукович «обламывает» ходоков их «Народного выбора», робко пытавшихся выторговать кресло первого вице-спикера для не оправдавшего президентских надежд Олега Дубины. Для исконного «дона» Луганск навсегда останется не более, чем одной из провинций Донбасса. Но трудно представить такой же «конкретный» разговор с эсдеками. Скажешь слово поперек: и нет четырех десятков голосов. И то, что Президент «подсобит» — не факт. «Протащить» закон в Киеве – это вам не выборы в Донецке «сделать». Тут подход нужен. Человек, привыкший к «реальной» исполнительной власти, от парламентского сюрреализма и зачахнуть может. Легко ли будет масштабному (во всех отношениях) мужчине кланяться тем, кто на голову его ниже (во всех отношениях). Насколько будет предрасположен к поиску компромиссов человек, который единственным недостатком Президента считает недостаточную способность «более жестко ставить некоторые вопросы, более решительно»? Правда, Виктор Федорович как-то оговорился, что умеет «быть убедительным». Но, как нам кажется, в это выражение экс-губернатор горняцкого края вкладывал специфический смысл. Навыков убеждения «по-донецки», которыми в совершенстве владеет Янукович, может оказаться недостаточно для того, чтобы реализовать планы, которые он вынашивает. Выплата внешних и внутренних долгов, перестройка в топливно-энергетической, социальной и бюджетной сферах (в частности, запланированное переподчинение ГНАУ Министерству финансов) — решение всех этих проблем требует сил. Требует реального, а не бумажного (даже если бумага будет зеленого цвета) сотрудничества «реального» премьера с парламентом. Сотрудничества с реальным, а не ситуативным большинством.

Преимущество Януковича в том, что он имеет репутацию человека обучаемого. Недостаток в том, что времени на обучение у него мало. Для того чтобы премьерское кресло превратилось в президентский трон, нужны годы. Для того чтобы оно стало электрическим стулом, достаточно мгновения.