UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЕЦ ОДНОГО РОМАНА

Закончилась юношеская любовь, прошли годы совместной жизни - и через положенный срок наступило взаимное разочарование...

Автор: Александр Макаров

Закончилась юношеская любовь, прошли годы совместной жизни - и через положенный срок наступило взаимное разочарование. Отношения перешли в фазу повышенного тона, сердитых окриков, еще чуть-чуть - и дело может дойти до хлопающих дверей и битой посуды.

Это в краткой и ясной для народа форме отображает нынешнее состояние сосуществования Украины и МВФ.

И если бы был у нас закадычный друг, можно было бы, сидя за столом на кухне, поздно вечером под бутылочку рассказать, как хорошо все начиналось, как жили не тужили и как прошла первая трещина.

Находившийся в США Президент, выйдя от Альберта Гора и придя к родной диаспоре, впервые обрушился на МВФ с критикой, чего раньше не позволял себе и запрещал всем подчиненным.

Причем критика - это еще мягко сказано, поскольку Л.Кучма заподозрил кое-кого в тайных симпатиях к коммунистам, обвинив этого кое-кого в том, что этот кое-кто «стоит по одну сторону баррикад с теми силами, которые хотят повернуть вспять, назад к Советскому Союзу, чтобы Украина пошла путем Белоруссии».

Что снова-таки в переводе на нормальный язык означает - кредит расширенного финансирования EFF общим размером $2,7-2,9 млрд., из которых $1,5 млрд. - в первый год находится под очень большим вопросом. А за ним как связанные вещи под вопросом находятся кредиты Всемирного банка, двухстороннее финансирование, еврооблигации и прочее.

Краеугольной точкой незаметно стало начало июня. Именно тогда в Киев вдруг засобирался заместитель директора-распорядителя МВФ Стенли Фишер, причем его миссия, ранее не анонсировавшаяся и относительно незаметная, была призвана дать информацию - есть ли шансы на оперативное завершение работы над программой для Украины.

С февраля 1997 года руководство МВФ терпеливо переносило обсуждение состояния экономики страны, надеясь на принятие бюджета и стремясь совместить это обсуждение с рассмотрением новой программы - того самого EFF.

К июню терпение руководства фонда лопнуло, и перед летними отпусками оно в любом случае вознамерилось обсудить состояние дел в Украине - с принятием решения по программе или без оного. Последнее означало бы, что второй европейский департамент всего лишь проведет обязательные ежегодные консультации с каждой страной - членом фонда и оставит Украину в покое без вышеназванных миллиардов.

И если в феврале 1997 года в Давосе Стенли Фишер был оптимистичен и ему надо было для полного успокоения и доклада на Совете директоров получить только бюджет, то в июне 1997 года аппетиты возросли.

На сегодняшний день действительно, как говорят все, 27 из 41 пункта меморандума МВФ и Украины согласованы.

Среди несогласованных осталась полная ерунда. МВФ, конечно, нужен бюджет. Правда, по его расчетам, скрытый дефицит бюджета еще в поданном правительством варианте составляет 1,4 млрд. грн., для чего надо найти какое-нибудь покрытие. Эксперты МВФ считают, что правительство чересчур оптимистично в оценках поступлений от НДС (парламент увеличил их еще на 140 млн. грн.). А тут еще бюджетная задолженность за первый квартал выросла на 600 млн. грн.

Стоит вопрос повышения тарифов на жилищно-коммунальные расходы. По-прежнему стоит, несмотря на почти демонстративный отказ правительства их повышать.

В режиме ручного управления доходами и расходами бюджета, говорят сотрудники фонда, дефицит бюджета на конец мая был превышен на 60 млн. грн. В общем-то, это немного, но есть опасения, что к концу июня он вырастет еще больше.

Требуется решить вопрос с льготами иностранным инвесторам. Фонд, в общем-то, не против их отменить, но категорически против того, чтобы делать это задним числом для тех, кто уже инвестировал свои средства, поверив сдуру в незыблемость законодательства. Логика простая и понятная - ребята, если вы начали играть с бизнесменом по одним правилам, не надо их менять, за такие вещи в цивилизованном мире бьют канделябрами.

Требуется подать в парламент до 1 июля в новом варианте законопроект о налоге на имущество. Отвергнутый ранее с гневом парламентом.

Надо принять закон о налогообложении доходов граждан, включив в него, между прочим, статью о налогообложении доходов по ОВГЗ.

Подать в парламент Таможенный кодекс, который мирно дремлет на рассмотрении в Минюсте.

Полная либерализация цен и условий экспорта угля.

Определение товарных позиций, по которым определяется минимальная таможенная стоимость, и публичное объявление, что она применяется только для проверки достоверности таможенных деклараций.

Снять ограничения на получение наличности со счета и отменить запрет открывать более одного счета в банке для юридических лиц.

И кое-что еще. В общем, пустяки.

Очень бы хотелось отделить, говоря об этом предмете, экономику от политики. Но снова не выйдет.

По некоторым данным, обострение позиции МВФ по отношению к Украине случилось в районе 10 июня, когда в Вашингтоне состоялось тихое и незаметное совещание с участием представителей МВФ и Всемирного банка по Украине, но без ее представителей. Совещание вел не кто-нибудь, а помощник вице-президента США Альберта Гора.

Знание этого факта напомнит нам, что МВФ - организация не слишком самостоятельная и в значительной степени зависящая от администрации США как ее главного спонсора.

А администрация, в свою очередь, определяет отношение к той или иной стране, выбор между кнутом, пряником, пистолетом и мидиями не только исходя из состояния реформ, но также учитывая другие факторы.

Все помнят о наездах американской прессы и конгрессменов на Украину перед визитом Л.Кучмы в США по поводу обид их инвесторов. Тогда Павел Иванович в один день их всех удовлетворил и, если бы потребовалось, перед визитом отца родного за океан отдал бы супостату завод «Большевик» да, может быть, часть «Азовстали» в аренду. Конгресс временно оттаял.

США применяют политику «двойных стандартов», говорят многие, и они правы. И не «двойных» - «тройных» и «пятерных». России позволяется многое. Россия может доводить уровень возмещения населением коммунальных расходов до 40% и планировать 80% на 2005 год и уже вовсю работает по программе EFF. Украина не может - от нее требуют 100% и немедленно.

Россия может находиться на полпути к украинскому уровню либерализации и внешней торговли, и ей опять это прощают и дают денег.

Но это Россия. Она может себе позволить вообще освободить население от квартплаты и жить на нефти, газе и лесе. Она, в конце концов, великая ядерная страна с непредсказуемым лидером, потрясения в которой пугают весь мир. Да и потом - не кто-нибудь, а украинские лидеры в свое время призывали не отталкивать Россию, а работать с ней, вводить ее в мировое экономическое пространство. Вот они и вводят.

А пока Украина бьется в растерянности со своими мертвыми еврооблигациями, в России их уже выпускает вовсю даже Иркутская область. И, кстати, идут туда те капиталы, которые могли бы быть инвестированы в Украину. На рынке внешних заимствований тоже, знаете, конкуренция, и это соревнование мы проиграли даже Екатеринбургу, и в этом вина только Украины и ничья больше.

Есть все основания думать о том, что резкий поворот США лицом к России и другим местом к Украине связан прежде всего с политическими оценками лидеров той или иной державы. При этом даже не имеются в виду президенты - они там думают прежде всего о правительствах, их политике и необходимости их поддержки.

Все прекрасно знают, что первые транши EFF, переоценки российских еврооблигаций делались исключительно под честное слово и доброе имя Чубайса и Черномырдина.

При этом реально делать в стране они могут меньше, чем говорят, но внешний имидж этих политиков крайне для них и их страны благоприятен. Чтобы, кстати, не создалось впечатление, что там только говорят, напомним, что рынок корпоративных бумаг в России уже давно сформирован и они благополучно котируются на мировых биржах - отчасти из-за инвестиционной привлекательности, отчасти из-за налаженного механизма их обращения.

Украина могла долго обманывать Запад, используя светлый образ Виктора Михайловича Пинзеника, к которому можно относиться как угодно, но недооценивать его уход нельзя.

Запад скорее весь одновременно повесится, чем поверит в честное рыночное слово Павла Лазаренко. Констатируем этот факт с прискорбием как для самого Павла Ивановича, так и, главное, для страны.

Запад понял, что премьер-министр в экономической жизни страны в последнее время начал значить все больше, президент - все меньше, а поступки премьера периодически всех приводили в шок. К тому же за его спиной не осталось людей, в которых Запад видел бы твердых сторонников форсированных темпов реформ.

Фигура Сергея Тигипко все еще остается размытой и неясной, а с другими руководителями Запад работал еще во времена Леонида Макаровича и знает, что они сделают, как скажут - могут копать, а могут не копать.

По поводу такого поведения Запада можно ругаться, можно его обвинять в скрытности и лицемерии, но это как погода - она может быть плохая, но тут уже ничего не поделаешь. Тем более, что ничего в поведении его не изменилось за последние 80 лет.

И о двойных стандартах, и о силе честного слова мы уже знали. Только когда первые кредиты давали под слово нынешнего президента сразу после его избрания, нас это почему-то не удивляло, а когда в нем засомневались - мы рассердились.

Можно обвинять Запад в непонимании условий в стране, под чем понимаются невыплаты зарплаты и засилие левых в парламенте. Насчет парламентов, у них там установка одна - исполнительная власть должна сама решать проблемы с депутатами - на то она и власть. Некоторым странам даже разрешается парламенты расстрелять, но только некоторым и не очень часто.

Доводы о невозможности повысить цены на жилье до выплаты зарплаты и пенсий в принципе могут обсуждаться, но все при этом знают о размере управленческого аппарата, о похороненной реформе правительства и органов исполнительной власти, о несобираемости налогов, о теневой экономике, о стоящей на месте приватизации.

Можно обвинять Запад. Но кого обвинять в том, что на дворе июнь, а бюджета нет, под который, напомним, в феврале можно было получить кредит без особых дополнительных условий, взять его и выплатить часть задолженности по зарплате?

История о том, как завалили бюджет, налоговую и бюджетную реформы - отдельная. И у каждого политика есть в ней свое место - и у президента, и у премьер-министра, и у спикера, и у Пинзеника.

Кого обвинять в том, что наше угольное министерство уже какой месяц не может договориться о втором транше кредита на реструктуризацию угольного сектора Всемирного банка объемом $150 млн., которыми, кстати, можно выплатить часть той же задолженности по зарплате шахтеров?

Теоретически сегодня можно махнуть рукой и заявить, что дороги наши с МВФ разошлись, «на Запад уехал один из нас, на Дальний Восток другой».

Практически это делать еще рано и уже поздно. Еще рано, потому что наша экономика пока ЕЩЕ слишком зависима от этого, в общем-то достаточно невзыскательного финансирования.

Уже поздно - потому что наша экономика УЖЕ слишком зависит от него.