Ситуация вокруг крымских ведомственных санаториев и пансионатов в последнее время накаляется все больше, и, как считают представители Фонда государственного имущества Украины, мирное разрешение многостороннего конфликта возможно только при наличии реальных механизмов введения в действие законодательных актов Украинского государства, которые регулируют отношения собственности. Есть надежда, что новая Конституция Украины упорядочит и правовые, и собственнические взаимоотношения между заинтересованными сторонами.
А вот взгляд на проблему со стороны Министерства здравоохранения Украины - субъекта, ответственного за развитие рекреационного отдыха, за сохранение необходимой санаторно-курортной базы. Распоряжением Кабинета министров Украины от 7 февраля нынешнего года создана межведомственная комиссия, целью которой является «изучение состояния санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на территории АРК». Комиссию возглавил заместитель председателя Фонда госимущества Александр Тимошенко. Члены комиссии выезжали в Крым, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и выяснить направления и перспективы работы по возрождению рекреационно-оздоровительного потенциала соответствующих учреждений автономии.
Комиссия собрала и проанализировала огромное количество материала, некоторые из обнаруженных фактов достойны опубликования. Как сообщил ведущий специалист Министерства здравоохранения Украины Александр Костюк, на территории Крыма находится 150 здравниц, пансионатов, домов отдыха, бывших пионерских лагерей, которые еще пять лет назад принадлежали советским республикам (до 70% - в собственности Российской Федерации). Теперь все эти здравницы в правовом отношении «зависли»: в результате - от их руководства не дождешься платы за пользование землей (а ведь не на российской-то земле стоят!), электроэнергией и т.п. Не выяснен правовой статус - а соответственно и обязательства - ведомственных санаторно-курортных заведений.
Однако нельзя сказать, что крымские здравницы сейчас пустуют. Например, специализированные - особенно детские - санатории работают со значительной нагрузкой, хотя финансирование со стороны того же Минздрава Украины мизерно и составляет не более 15-20% от потребностей санаториев. Это, кстати, вполовину меньший объем финансирования, чем получали крымские санатории минздравовского подчинения в прошлом году (40% от потребностей). Поэтому ничего из ряда вон выходящего нет в том, что руководство санаторно-курортных учреждений, пансионатов и домов отдыха вынуждено крутиться и на коммерческие сделки директоров здравниц (продажа путевок «налево» как для «чистого оздоровления», так и для обыкновенного отдыха) никто не обращает внимания.
Все юридические и платежные головоломки должен был бы решить закон Украины «О курортах», разработанный специалистами Минздрава, завизированный Кабмином, но у Верховного Совета пока что «руки не дошли» его принять.
Поэтому вышеупомянутая комиссия, возглавляемая А.Тимошенко, представила на рассмотрение правительственных институтов проект президентского указа «О приватизации и управлении санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями, расположенными на территории АРК». Министерские структуры одобрили проект указа, теперь его должна изучить и доработать команда Президента Украины. А.Костюк разъяснил цель документа следующим образом: «Для создания нормальных условий для развития санаторно-курортной отрасли в процессе реформирования экономики Украины министерства и ведомства должны разработать положения о возможностях приватизации санаторно-курортных объектов, об инвестиционных обязательствах, о возможностях привлечения иностранных и отечественных инвесторов...» Документ предполагает передачу объектов государственной собственности в Фонд коммунальной собственности Крымской автономии с возможностью последующей приватизации, продажи, смены профиля санаторно-курортных учреждений. Предложенный проект указа подтверждает и следующее положение: санаторно-курортные учреждения, находящиеся на территории Крыма и являющиеся подразделениями государственных предприятий и институтов, могут выступать как самостоятельные юридические лица и подлежать приватизации, создавая в процессе приватизации закрытые либо открытые акционерные общества. Представители Фонда коммунальной собственности АРК считают, что акционирование здравниц - дело перспективное: при отсутствии на территории Крыма больших промышленных предприятий граждане АРК смогут вкладывать приватизационные сертификаты в объекты санаторно-курортного и туристического профиля. Что касается объектов профсоюзной собственности на крымской территории, то для определения их ценности к экспертам Кабмина примкнут представители Федерации профсоюзов Украины.
Насколько быстро будет готов и подписан президентский указ? Пока ответа на данный вопрос, к сожалению, нет.