UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда среди своих согласья нет…

Трудно отстаивать национальные интересы, когда в стране перманентный политический кризис, и между командами президента и премьерминистра идет борьба за властные полномочия...

Автор: Владимир Кравченко

Трудно отстаивать национальные интересы, когда в стране перманентный политический кризис, и между командами президента и премьер­министра идет борьба за властные полномочия. Особенно хорошо это видно на российском направлении украинской политики. В ситуации, когда в Украине существует несколько центров принятия решений, у другой стороны появляется возможность играть на противостоянии Грушевского и Банковой, и, используя пророссийское лобби, эффективно решать свои задачи. Усугубляет положение и отсутствие у обеих команд компромисса по кандидатуре министра иностранных дел.

Эти внутренние украинские «негаразди» вкупе с историей с «черными списками» и крымскими заявлениями Юрия Лужкова создали определенный фон для очередных украинско­российских переговоров: в Москве на истекшей неделе состоялось четвертое заседание подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота РФ и его пребывания на территории Украины украинско­российской межгосударственной комиссии Ющенко—Путин. Увы, изза сложившейся внутриполитической ситуации украинским дипломатам было достаточно сложно добиваться от россиян согласия на практические шаги по обсуждаемой проблеме. Заявление Виктора Януковича о том, что антрикризисная коалиция не поддержит кандидатуру Владимира Огрызко на должность главы МИДа, голосование в парламенте по президентской кандидатуре априори ослабляли переговорные позиции украинской делегации и отдаляли во времени решение этой задачи. Ведь нынешняя ситуация, сложившаяся вокруг и.о. министра, являющегося одновременно главой украинской делегации, для россиян еще один сигнал о том, что позиция по российскому ЧФ, отстаиваемая Огрызко на переговорах, может серьезно отличаться от взглядов прочих членов правительства, более озабоченных защитой российских интересов, нежели украинских. Равно как и сигнал о том, что именно на Грушевского могут решиться вопросы, которые представляют для Кремля наибольший интерес — модернизация вооружения российского флота, базирующегося в Крыму, и пролонгация сроков пребывания ЧФ РФ на территории Украины.

Тем не менее, вопрос о модернизации той части Черноморского флота, которая базируется в Крыму, российские дипломаты традиционно подняли и на прошедшей встрече. Впрочем, безуспешно. Во время заседания подкомиссии россиянам было в очередной раз четко заявлено: базовые соглашения не предусматривают перевооружение флота. Зато они предусматривают совместное использование Украиной и Россией находящихся на территории Крыма пяти объектов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО). И хотя о каких-то практических результатах говорить еще рано, все же здесь наметилось некоторое движение.

По словам Владимира Огрызко, в российской столице была достигнута договоренность о том, что дипломаты обменяются предложениями «по проекту соглашения по совместному использованию пяти объектов, как это и предусмотрено в базовых соглашениях». Что же касается тех 35 объектов НГО, которые нынче используются российскими моряками, то в Москве украинская делегация выступила со следующей инициативой: в рамках Плана действий Украина—Россия предусмотреть возвращение этих объектов нашей стране. Но иллюзий на этот счет питать не стоит. Ведь россияне полагают, что используемые Черноморским флотом объекты НГО они должны вернуть только по завершении сроков пребывания российского флота в Украине. И не похоже, чтобы в Москве были готовы в ближайшее время изменить такой подход. Показательна в этом отношении реакция Москвы на решения украинских судов, относительно передачи объектов НГО Украине: россияне не признают эти решения и не допускают на маяки судебных исполнителей.

Хотя при наличии соответствующей политической воли со стороны руководства России переговорный процесс может активизироваться. Нелишне будет вспомнить, что подвижки в переговорном процессе появились после начатого в 2005—2006 годах украинской властью планомерного политического и психологического прессинга на российский Черноморский флот. Так, украинские дипломаты долгое время добивались от своих российских коллег согласия на то, чтобы моряки-черноморцы убрали российские флаги с объектов флота в Севастополе и в других подразделениях, оставив триколор только над зданием главного штаба Черноморского флота. Сейчас с россиянами как будто достигнута договоренность о том, что на протяжении месяца стороны обменяются предложениями относительно того, на каких объектах могут быть вывешены российские флаги, а какие из них будут обозначены табличками.

В вопросе инвентаризации также долгое время казалось, что россияне не пойдут ни на какие уступки. И хотя главком ВМФ РФ Владимир Масорин и далее заявляет, что Россия не допустит проведения украинской стороной инвентаризации главной базы российского Черноморского флота в Севастополе, поскольку это, дескать, «носит деструктивный характер» и «поставит под сомнение ратифицированные соглашения», этот процесс, пусть и медленно, но все же продвигается. На прошедших переговорах в Москве обе стороны договорились о механизме инвентаризации имущества и земельных участков, временно используемых Черноморским флотом. Определено, что сам процесс будет состоять из нескольких этапов, которые, по прогнозу Владимира Огрызко, могут быть проведены в течение двух-трех месяцев. Правда, российские дипломаты теперь заговорили о необходимости согласования базовых принципов ее проведения.

Подобное предложение россиян нельзя расценить иначе, как попытку вновь потянуть время, как это происходило ранее, когда они предлагали украинским коллегам определить «философию процесса» инвентаризации. При том, что эти базовые принципы заложены в тех соглашениях, которые определяют статус временного пребывания Черноморского флота на территории Украины. Впрочем, тянуть время — давняя и излюбленная тактика российских дипломатов на переговорах по функционированию ЧФ России в Украине, хорошо знающих притчу об ишаке и падишахе.

По ряду соглашений украинские и российские дипломаты уже сейчас имеют практически готовые тексты. Например, об организации взаимодействия при осуществлении инспекционных мероприятий в местах дислокации Черноморского флота, а также по использованию радиочастотного ресурса Украины российской стороной. Тем не менее, как показывает десятилетний опыт ведения переговоров, это вовсе не означает скорого подписания документов. Ведь чем больше неопределенности, тем более сильные позиции занимает Черноморский флот в Крыму и тем больше у российских политиков возможностей влиять на политические процессы на полуострове в частности и Украины в целом. Тем более что позиции украинской делегации на переговорах уязвимы, опять-таки, из-за внутриполитических конфликтов.

Поэтому кажется сомнительным принятие в ближайшее время уже подготовленных проектов соглашений об упрощенном порядке прекращения гражданства Украины или РФ лицами из числа военнослужащих ЧФ или членов их семей, а также по урегулированию юридических вопросов и оказанию правовой помощи в уголовных делах. Последний документ, в частности, предусматривает четкое обязательство российской стороны не иметь на территории Украины судов, прокуратуры и других представительств правоохранительных органов, так как это противоречит Конституции Украины и не соответствует украинскому законодательству. Тем более, утверждает Огрызко, «по информации российской стороны, особо тяжких случаев нарушения законодательства РФ на территории объектов, арендуемых Черноморским флотом, на протяжении прошлого года зафиксировано не было. В основном это бытовые инциденты, которые не требуют в местах дислокации ЧФ постоянного присутствия правоохранительных органов России»…

В мае нынешнего года будет ровно десять лет с момента подписания базовых соглашений по российскому Черноморскому флоту. И поскольку украинский президент и далее подтверждает официальную позицию Киева — российский флот будет находиться в Украине до 2017-го, то в повестке дня уже сегодня стоит вопрос о подготовке соглашения о порядке вывода подразделений ЧФ России с территории нашей страны. Ведь, как показывает десятилетний переговорный процесс, россияне не торопятся с подготовкой документов. Посему работа по подготовке соглашения о порядке вывода частей российского флота с украинской территории обещает быть длительной и тяжелой. Собственно говоря, как и процедура самого вывода российского флота — это ведь не только корабли или морская авиация, но и береговая и социальная инфраструктура. И именно создание социально-бытовой инфраструктуры в новом месте базирования Черноморского флота является наиболее серьезной проблемой.

По словам российских чиновников, Москва готовится к развитию любого сценария. Поэтому россияне в течение трех последних лет в рамках федеральной целевой программы ежегодно выделяют более 1 млрд. рублей на создание пункта базирования Черноморского флота на северокавказском побережье России. Речь идет не только о Новороссийске, но и других местах на российском побережье Черного моря. Впрочем, как сообщил депутатам Госдумы первый вице-премьер Сергей Иванов, «это делается не для кораблей, которые сейчас в Севастополе базируются, а для тех кораблей, которые после развала Советского Союза у нас оставались без причала, без технического обслуживания, без береговых баз».

Очевидно, более четкая позиция российского руководства по строительству новой базы Черноморского флота России будет определена после получения четкого сигнала из Киева относительно дальнейшего пребывания российской базы. И не столько от президента Виктора Ющенко, сколько от премьер-министра Виктора Януковича. Но когда глава украинского правительства либо отмалчивается, либо делает неоднозначные заявления по срокам пребывания в Украине российского Черноморского флота, это дает россиянам надежду на то, что официальный Киев будет и далее благожелательно относиться к идее пролонгации соглашений по аренде базы в Севастополе.