UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИТАЙ НАРАЩИВАЕТ МУСКУЛЫ

Когда в январе 1991 года американские бомбы сыпались на Ирак, прямые репортажи CNN из зоны боевых дейс...

Автор: Михаил Соколовский

Когда в январе 1991 года американские бомбы сыпались на Ирак, прямые репортажи CNN из зоны боевых действий нашли благодарную аудиторию, детально анализирующую происходящее на расстоянии пяти часовых поясов от места событий - в Пекине. Для китайцев «Война в заливе» стала откровением и первым знакомством с тактикой и вооружениями ХХI века. Это знакомство не стало для них радостным - руководство КНР воочию убедилось в колоссальной отсталости хоть и многочисленной, но катастрофически неэффективной китайской армии. «Умные» бомбы, гибкие системы управления и контроля и безупречные высокоточные удары союзников привели руководителей КНР в состояние шока. Пекин срочно начал кампанию подтягивания Народно-освободительной армии Китая (НОАК) до мирового уровня. Любимым выражением министра обороны КНР стало «ограниченная война с применением высокотехнологического оружия», и Китай в настоящее время решительно прокладывает себе дорогу к обретению статуса сверхдержавы, активно закупая или похищая современные технологии производства вооружений.

Особенно активно ведет Пекин шпионскую деятельность по добыванию промышленных секретов в Соединенных Штатах. Совершенно секретный доклад, направленный в минувшем месяце конгрессменами США президенту страны, содержит предупреждение о том, что Китай создал грандиозную шпионскую сеть в Америке, которая на протяжении последних 20 лет занимается добыванием противозаконными способами промышленных технологий военного характера. Начав разбираться с обвинениями, выдвинутыми против американских компаний «Хьюз Электроникс» и «Лорал Спэйс», которые снабжали Китай чувствительными ракетными технологиями, специальная комиссия Конгресса обнаружила более серьезные проблемы.

Члены комиссии сравнили подход Пекина к добыванию американских военных технологий с пылесосом, который выкачивает все подряд секреты, какие ему только попадаются. Официальным разведорганом Китая является Министерство государственной безопасности. Однако шпионским ремеслом, кроме него, занимается дюжина других государственных организаций, каждая из которых выполняет свой объем разведывательной деятельности. Пекин использует для собирания секретной информации военного назначения также и компании, расположенные в Гонконге, и совместные китайско-американские предприятия.

Расследование показало, что Китай продолжает уделять особое внимание агентурной разведке. Китайские граждане, посещающие США с частными визитами, часто имеют попутную задачу собирать информацию в интересах разведслужб КНР. Имеются также случаи внедрения китайских агентов-кротов в международные компании, расположенные на американской территории, которые должны будут выполнить предписанное им задание, когда в этом появится необходимость.

По словам представителей ЦРУ, Китай в настоящее время использует любую возможность доступа к секретным американским технологиям. А таких возможностей с потеплением американо-китайских отношений в последнее время у Пекина появилось предостаточно. Китайские ученые, например, во время посещения в середине 80-х годов американских ядерных лабораторий ухитрились умыкнуть часть информации, связанной с созданием нейтронной бомбы, а также чертежи ядерных боеголовок для ракеты «Трайдент-2». Не нужно было быть агентом ФБР, чтобы заметить, как торговые атташе на ярмарках вооружений сгребали сотни демонстрационных кассет и пытались окунать свои галстуки в образцы новых химических веществ для того, чтобы в последствии эксперты смогли определить секретные формулы этих соединений. Случалось даже, что китайские агенты через подставных лиц приобретали на распродажах американского вооружения списанные образцы авиационной техники.

Добывая военные технические секреты с использованием шпионажа, Китай уделял большое внимание и приобретению современной техники вполне легальным путем. В последнее время НОАК пополнилась вооружениями из Франции, Бразилии, Израиля и России. При этом каждая из упомянутых стран считает КНР крупным потребителем своей военной продукции.

Не в последнюю очередь за счет выделения средств на техническую модернизацию вооружений наблюдается в последнее время рост военного бюджета КНР: только за последний год он увеличился на 13% - до 10,9 млрд. долларов. В ходе реорганизации вооруженных сил страны произошло уменьшение их численности на 500 тысяч человек (до 2,5 миллиона) и была произведена замена большинства вооружений

(в основном, производства 50-х годов). Так, Китай приобрел у России три многоцелевые подводные лодки «Кило-636», два эсминца класса «Современный» и 50 штурмовиков Су-27. На вооружение китайской армии были приняты 20 новых межконтинентальных баллистических ракет «Донгфенг-31», дальность полета которых позволяет доставлять ядерные боезаряды на территорию США. Пекин также уделяет серьезное внимание кибернетической войне, пытаясь получить возможность выводить из строя американские компьютерные системы, противоспутниковое оружие, коммуникационные линии и разведывательные спутники.

Все эти технологии требуют не только больших затрат в твердой валюте, но и разработку новой военной доктрины. Последнего китайское руководство не может выкрасть или купить. Однако участие в программах по обмену с военными ведомствами США и России дало возможность китайским военным получить неоценимый опыт альтернативного стратегического мышления.

Само самой разумеется, Китаю понадобятся еще десятки лет для достижения статуса сверхдержавы. Некоторые американские аналитики полагают, что КНР отстает от США не меньше, чем на 30 лет - практически непреодолимый разрыв. Амбициозные планы Пекина в отношении кибернетических войн или противоспутникового оружия могут выглядеть пугающе, однако они чрезвычайно далеки от воплощения в жизнь. Китайский ядерный арсенал, боеголовки которого в мирное время даже отстыкованы от ракет, создавался исключительно как оружие ответного удара. Даже с учетом ракет «Донгфенг-31», мощь стратегических ядерных сил КНР все равно составляет не более одной восемнадцатой от американской. Кроме того, имея достаточные возможности для защиты своей территории, Пекин не обладает способностью доставить значительное количество войск в удаленные на тысячи километров от него регионы планеты. Сегодня это под силу лишь американцам.

Вместе с тем, наращивание Китаем боевой мощи своей армии может существенно изменить баланс сил в Юго-Восточной Азии. Пекин явно не рассчитывает распространить свое военное могущество до залива Сан-Франциско, ему достаточно региона Южно-Китайского моря. Однако следует учитывать, что, желая вернуть традиционный для китайской средневековой империи статус доминирующей силы в Азии, КНР неизбежно столкнется с мощным американским присутствием в Тихом океане. Это не вызовет, конечно, войны между двумя странами, но однозначно приведет к напряженности в отношениях между ними. Пока что американцы закрывают глаза на демонстративное перевооружение Китая, Вашингтон более озабочен экономической экспансией китайских производителей на американском рынке. Пекин же продолжает делать свое дело, а значит в ближайшем времени следует ожидать прибытия на американскую землю новых шпионов, охотящихся за современными военными технологиями.