UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИШИНЕВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: КОАЛИЦИЯ КОММУНИСТОВ С ФРОНТИСТАМИ

На прошлой неделе в Молдове свершилось событие, не имеющее, кажется, аналогов в новейшей истории п...

Автор: Васыль Твердохлиб

На прошлой неделе в Молдове свершилось событие, не имеющее, кажется, аналогов в новейшей истории посткоммунистической транзиции: после падения правоцентристского правительства Иона Стурзы, которое было политической эманацией соответствующей правящей коалиции, и к власти в Кишиневе пришли коммунисты с фронтистами. Новую коалицию здесь называют «чудовищной», поскольку в ней объединились идеологические антагонисты, но самая хлесткая дефиниция принадлежит, конечно же, еженедельнику «Новое время», назвавшему вчерашнюю оппозицию, а сегодняшнюю власть «новым пактом Риббентропа-Молотова под руководством Лучински». Фамилия президента Молдовы упоминается здесь совсем не случайно: многие аналитики считают, что именно он инспирировал и ускорил отставку неугодного правительства и премьера, пользующегося на Западе имиджем реформатора. Благодаря радикальным экономическим мерам Стурзе удалось то, что не удавалось предыдущим премьерам, - добиться макроэкономической стабилизации и вплотную подойти к созданию условия для возрождения реального сектора экономики. Уже на следующий год планировались, например, рост заработной платы в бюджетной сфере и пенсий на 25-30%, а также расходов на образование, медицину, культуру. Такое развитие событий не устраивало, конечно, президента и не вписывалось в его собственную схему развития современной Молдовы, которая из парламентской должна была стать президентской республикой.

А самая большая фракция молдовского парламента - коммунисты Владимира Воронина - все время называла правительство Стурзы антинародным. Объединившись с фронтистами Юрия Рошки и пятью независимыми депутатами, покинувшими правящий альянс «За демократию и реформы», они и определили судьбу правительства, выразив ему вотум недоверия. В решающий момент к ним присоединились еще три депутата, ранее тоже принадлежавшие к правящему большинству. Таким образом, одновременно с падением правительства Иона Стурзы в молдовском парламенте создана новая диспозиция политических сил: к правящему большинству теперь принадлежат 40 коммунистов, 9 представителей Христианско-демократического народного фронта и 8 независимых, которых справедливо считают людьми президента, а в оппозицию перешли 17 депутатов Демократической конвенции, 19 представителей Блока «За Молдову демократическую и процветающую» и 8 депутатов Партии демократических сил.

Удастся ли Молдове в очередной раз выйти из очередного политического и экономического кризиса, возникшего после отставки кабинета Стурзы, и почему этот кабинет, достигший определенных успехов, все-таки не устоял? Ответы на эти вопросы еще впереди, но некоторые аргументы можно уже рассмотреть. С одной стороны, нельзя требовать от правительства, пребывавшего у власти всего лишь восемь месяцев, преодоления экономических и социальных недугов, копившихся годами. С другой стороны, проводя радикальные экономические преобразования, то есть то, что еще называют иногда шоковой терапией, нельзя забывать о ее социальных последствиях и пренебрегать политической поддержкой. Оппоненты Стурзы и коалиции, которую представляло его правительство, вполне резонно упрекали премьера в том, что капитализм в Молдове он начал строить, используя «тактику выжженной земли», вместо того, чтобы очень осторожно и внимательно разбирать завалы социалистической экономики. Под «выжженной землей» имелись в виду, естественно, дальнейший рост задолженностей по зарплате и пенсиям, закрытие школ, библиотек, академических институтов, переход фактически на платное медицинское обслуживание. Еще одна ошибка предыдущей коалиции и ее правительства состояла в том, что они недооценили политического значения такого важного феномена, как борьба с коррупцией и организованной преступностью. Фактически они отвернулись от лозунга Юрия Рошки о создании кабинета «чистых рук», а этого нельзя было делать, желая удержать коалицию и правительство у власти для проведения рыночных реформ. Выход фронтистов из состава альянса «За демократию и реформы» уже тогда означал конец правоцентристской коалиции, а правительство Стурзы напоминало сознательного самоубийцу. Дьяков, Снегур и Матей - лидеры правящего большинства - упустили из вида очевиднейшее: чтобы иметь возможность продолжать начатые реформы, надо очень тонко и внимательно заниматься политическим менеджментом, результатом которого становится парламентская поддержка правительства. За христианских демократов Юрия Рошки надо было бороться, несмотря даже на то, что это одна из наименьших парламентских фракций.

Что ожидает Молдову и ее парламент завтра, каким окажется новое правительство? Сегодня эти вопросы занимают многих политиков соседней страны. Аналитики, симпатизирующие правоцентристам, склонны считать, что коалиция коммуно-фронтистов недолговечна, ибо создана из идеологических антагонистов, которые смотрят в разные стороны: коммунисты с ностальгией вспоминают СССР и еще надеются на СНГ, а фронтисты - западники, они же унионисты, мечтают о воссоединении с Румынией. Незавидную судьбу предсказывают они и будущему правительству: воленс-ноленс, но ему все равно придется идти на переговоры с внешними кредиторами, дабы получить источники финансирования внешнего и внутреннего долга. А поскольку это состоится не ранее чем через полгода, надо будет или сократить на 30-40% бюджетные расходы, или возвратиться к эмиссии и «взорвать» инфляцию.

Более осторожно высказываются наблюдатели, являющиеся приверженцами коммунистов и фронтистов. Они уверены, что новое правительство будет ни коммунистическим, ни либеральным, ни христианско-демократическим, - это будет кабинет министров национального согласия, состоящий не из представителей политических партий согласно алгоритму, а из патриотов и профессионалов.

В минувшую пятницу президент Молдовы Петру Лучински своим указом назначил кандидатом в премьеры бывшего посла Молдовы в Российской Федерации Валерия Бобуцака. В 15-дневный срок он должен сформировать правительство и представить его состав и программу деятельности на рассмотрение парламенту.