UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВ — УБЕЖИЩЕ ГРУЗИНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ

По сообщениям прессы, к 1989 году в Украине насчитывалось несколько десятков тысяч грузин. Ныне, после известных событий в Грузии, здесь проживает их около 500 тысяч...

Автор: Ипполит Гамсахурдия

По сообщениям прессы, к 1989 году в Украине насчитывалось несколько десятков тысяч грузин. Ныне, после известных событий в Грузии, здесь проживает их около 500 тысяч. Насколько точна эта цифра, я не знаю, но как грузинский беженец скажу одно: «В Украине наших много!»

Почему большинство грузинских эмигрантов поехало в Украину, а не в Россию? Главным образом потому, что с давних пор между нашими народами существовали тесные и добрые связи. Оживленные торгово-экономические связи Колхиды с Северным Причерноморьем еще в VI-IV вв. до н.э. подтверждаются как находками боспорских монет на территории Грузии, так и колхидской керамики и монет в Северном Причерноморье. В конце XI века между Грузией и Украиной устанавливаются и культурные связи. На это указывает один из интереснейших историко-литературных памятников эпохи Киевского государства - Патерик Киево-Печерского монастыря. Среди прибывших в Киев мастеров-живописцев были и грузины, которые привезли материал для мозаики. Грузины украсили мозаикой алтарь, стены и пол главной церкви Киево-Печерского монастыря.

Следующие известия источников о наличии связи между Киевом и Грузией относятся к середине XII века. Под 1153 и 1154 годами летописцы сообщают, что незадолго до этого времени овдовевший князь Изяслав Мстиславович женился на грузинской царевне.

Традиции продолжались. В 30-х годах нашего столетия известные деятели культуры Максим Рыльский, Мыкола Бажан, Константин Гамсахурдиа, Симон Чиковани и другие плечом к плечу боролись за укрепление грузинско-украинских взаимосвязей. Мыкола Бажан на украинский язык перевел поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а Константин Гамсахурдиа написал нашумевшее произведение «Фемида Украины».

В период печально известного голодомора (1932-1933) грузины пригласили своих приятелей украинцев, которые оказались в беде. И тогда на восток поехали голодные люди, которым грузины дали крышу, работу. Приехавших из Украины было много, около 40 тысяч человек, потомки которых поныне живут на берегах Восточночерноморья. Согласно переписи (1979 г.) количество украинцев в Грузии составляло 52 тысячи.

Я думаю, в те годы украинским беженцам более легко удалось урегулировать вопросы работы, прописки и жилья, чем нынешним грузинским беженцам в Украине.

В 1993-1994 гг. служба урегулирования вопросов беженцев была на Крещатике, куда мы ходили часто. Там нам говорили: приходите через пару месяцев. И так проходили и «пара месяцев», и «пара лет». В 1995-1996 гг. служба миграции была на Подоле, где с утра до вечера стояли измученные люди, от которых требовали заполнять какие-то бланки. Заполненными бланками пользовалась другая «служба», а дело беженцев буксовало на месте.

Я хорошо понимаю проблемы украинского правительства. Государству, которое месяцами не может рассчитаться с шахтерами, педагогами, медработниками, трудно в комфорте содержать беженцев, но выделить для них клочок земли и общежитие барачного типа, наверное, не составляет особых трудностей.

Недавно Кабмин утвердил Порядок предоставления беженцам денежной помощи и пенсий. По новому постановлению предусматривается выплата денежной помощи на приобретение товаров первой необходимости (17 гривен) и возмещение стоимости переезда к региональному пункту временного размещения.

Прочтут это письмо мои соотечественники и начнут кричать: «Ура!» Не надо торопиться, товарищи беженцы: в документе, который лежит у меня на столе, написано, что «Министерству финансов поручено ежегодно, начиная с 1999 года, предусматривать в проектах госбюджета денежную помощь и пенсии беженцам...»

Если сможете, дорогие украинцы, дайте бараки и работу беженцам, чтобы они не ходили с протянутой рукой, если это невозможно, скажите им откровенно: «Идите дальше!» Ибо откровенность и истина украшают человека!

Беженцы часто спрашивают, почему Кабмин с таким опозданием принял решение о предоставлении им денежной помощи (17 гривен) и пенсии. Да и то - это стало возможным благодаря давлению со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, отделу гражданства администрации Президента, Министерству по делам национальностей и миграции (ныне - Госкомнации), Киевскому миграционному управлению.

Постановление принято, но проблем еще много. Вот, например, присвоение гражданства. Было бы хорошо, если бы правительство Украины сняло некоторые ненужные барьеры. Человек, который пять лет прожил в Киеве и внес свой вклад в дело расширения грузинско-украинской культуры и экономических связей и который решил навсегда остаться в Украине, должен получить гражданство Украины.

Лично я доволен, ибо с первого дня моего приезда сюда для меня открыты двери всех редакций, без никаких осложнений был прописан в городе и был принят сначала в члены Союза журналистов Украины, а потом в члены Союза писателей. Я благодарен Украине и не просто так я написал в завещании о том, чтобы похоронили меня в украинской земле. Но до последнего пути мне еще далеко, хочу принять гражданство Украины и поработать на благо ее народа.