UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАЗУИСТИКА

ОНА ЖЕ - КРЮЧКОТВОРСТВО Чем беднее живет народ - тем выше накал политической борьбы... То, что произошло в пятницу в крымском Верховном Совете, многие люди назвали «казусом»...

Автор: Николай Бобровица

ОНА ЖЕ - КРЮЧКОТВОРСТВО

Чем беднее живет народ - тем выше накал политической борьбы...

То, что произошло в пятницу в крымском Верховном Совете, многие люди назвали «казусом». Я посмотрел в словарь синонимов и там значилось - «казуистика - т. е. крючкотворство (устн.)». Это слово было вполне применимо к итогам этого парламентского дня уже хотя бы потому, что в результате бурных дискуссий, начавшихся еще накануне, так никакого решения принято и не было. Но уже сам проект еще не принятого решения произвел эффект разорвавшейся бомбы. В том-то и дело, что смысл проекта был вовсе не в том, что было написано черным по белому и за что депутаты проголосовали. Они тоже поняли все слишком поздно...

Поняв смысл происходящего и волевым путем раньше времени закрыв заседание, председатель Верховного Совета Крыма Василий Киселев вышел из зала и вошел в лифт, чтобы подняться в свой кабинет на шестом этаже, белый, как мел. Через какие-то минуты ему предстояло объяснить этот «казус» Президенту Украины. Стремясь в свое время попасть в это кресло, бывший председатель агрофирмы «Колхоз «Дружба народов» сам ощущал, что политика в Крыму - это подковерная борьба, но он вряд ли предполагал, что такая...

«Вот за что вы проголосовали!»

«Это бурлящий процесс, который сейчас вздыбит обстановку во всех управленческих структурах Крыма, - заявил после закрытия заседания лидер Компартии Крыма Леонид Грач. - Это повлияет на общественное настроение. Все вокруг Крыма будут смотреть на него ошалевшими глазами потому, что он этого заслуживает». Не новичок в политике, Леонид Иванович сказал, что «этим депутаты взорвали ситуацию с правительством, а сами разбежались по кустам…»

Привыкший относиться к политике серьезно, Леонид Иванович часто высказывает недоумение по поводу того, что дебаты депутатов в зале заседаний все чаще можно назвать не работой, а потехами. Грач считает, что Киев может сказать крымским депутатам: «Успокойтесь и доживите эту зиму. Вы и так голодаете и замерзаете». «Но эти слова, даже если и будут произнесены, они вряд ли будут услышаны», - считает он.

Около года работы крымского Верховного Совета - это бесконечная череда внутренней борьбы за смещение одних лиц и назначение других. Из заседания в заседание разгораются споры о смене то спикера, то главы правительства. Деловые, экономические и социальные вопросы если и встречаются в повестке дня, то все меньшими вкраплениями. Это вряд ли доставляет удовольствие рядовым избирателям, поэтому практически забыта трансляция заседаний по радио, все чаще смысл заседаний состоит в том, что одни пытаются перехитрить других.

«Это определенный результат нарастающего кризиса в парламенте, - пояснил корреспондентам ситуацию премьер-министр Аркадий Демиденко. -Дело в том, что в крымском парламенте нет явного большинства. Он разделен на две почти одинаковые группы, которые имеют те или иные претензии к членам правительства. Поэтому предпринимаются попытки совершить отставку правительства неконституционным путем».

Премьер-министр считает, что «и премьер-министра можно отправить в отставку, но по согласованию с Президентом Украины. Это нормально. И нужно, чтобы чисто организационные намерения не смешивались с юридическим казусом». Эту ссылку Аркадия Демиденко на президентский «зонтик», раскрытый над ним совсем недавно из-за явной тенденциозности посягательств депутатов на эту должность, можно понять. Правительство само представило в парламент проект постановления, в котором первым же пунктом предлагалось «в наименовании и тексте Закона слова «правительство Крыма», «премьер-министр», «вице-премьеры» в соответствующем падеже заменить словами «Совет министров Автономной Республики Крым», «председатель», «заместители председателя» в соответствующем падеже». Несколько недель пылился этот проект в парламентских кабинетах, но стоило депутатам, уставшим от безысходной дискуссии по Конституции, проголосовать за этот пункт (71 голос!), как попросил слова депутат Борис Кизилов и... вот она - бомба!

Он зачитал проект постановления, согласно которому «Верховный Совет постановляет:

1. Упразднить высший орган республиканской исполнительной власти - правительство Крыма, как противоречащий Конституции Украины, Конституции Автономной Республики Крым и закону «О Совете министров Автономной Республики Крым».

2. В связи с упразднением правительства Крыма считать прекращенными полномочия всего состава правительства Крыма (премьер-министра, вице-премьеров и членов правительства) с момента вступления в действие настоящего постановления...»

Не постановление,

а мечта революционера!

Этого никто, кажется, не предполагал. Но никто - только в одном лагере депутатов. В другом как раз наоборот - все голоса были подсчитаны и разложены по полочкам. В одномоментно загудевших кулуарах распространялись сведения, что одним были обещаны звания, другим - ходатайства о закрытии как раз кстати открытых уголовных дел, третьим - квартиры, четвертым - просто деньги. Кому и кем - не уточняется, однако по всем кабинетам пронеслась «информация» - за ними больше чем 49 голосов. «Вот за что вы проголосовали!» - сказал, выходя из зала, один из депутатов...

Хотя для аналитиков создавшаяся ситуация вряд ли была внове. «Ситуация совершенно казуистическая с точки зрения права,- подчеркивал Леонид Грач. - Она создает возможность толкования под самыми различными углами зрения». Все как бы вспомнили, что «столкнуть» нынешнее правительство Верховный Совет пытался уже не раз. И искал ту или другую возможность, не заботясь о благовидном прикрытии. В частности, в декабре прошлого года, заслушав вопрос о бюджете, депутаты получили проект постановления «выразить правительству вотум недоверия» даже без ссылки на формальные причины. Помешал, однако, совсем неожиданный ход депутата Татьяны Рябчиковой, которая предложила выразить вотум недоверия... самому Василию Киселеву. Аркадий Демиденко, комментируя тогда ситуацию, сказал журналистам, что, по его мнению, «за инициированием вопроса отставки правительства стоит бывший премьер-министр Крыма Анатолий Франчук, который не скрывает своего желания вновь возглавить правительство автономии и ссылается при этом на возможную поддержку Президента Украины». Так это или нет - покажет дальнейшее развитие событий. Вполне вероятно, - и скорее всего! - что это только один из возможных сценариев развития ситуации. Но то, что группа депутатов, в которую входит и Борис Кизилов, пытается возглавить крымское правительство «своим» человеком, - святая и естественная правда. Кому же на их месте после столь сокрушительного мешковского фиаско «республиканских» политических сил автономии этого не хотелось бы? Какому «республиканцу» не хотелось бы вновь почувствовать уже забытую сладость мешковских указов: НАЗНАЧИТЬ МИНИСТРОМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ!.. Да и бывший Совет министров - вспомните! - Мешков таким же росчерком пера тоже «упразднил». И вот все возвращается на круги своя...

И сейчас, ночью, когда пишутся эти строки, вполне естественно, что где-то, готовясь к будущей среде, когда вновь возобновится сессия и депутаты возвратятся к обсуждению так неожиданно прерванного триумфального шествия республиканской власти по просторам полуострова, «мозговой центр» крымских «республиканцев» «расставляет» своих людей на посты министров. В принципе, можно даже предположить, куда кого будут предлагать, но опережать события - дурная примета. Другой «мозговой центр» где-то под покровом той же ночи вырабатывает меры противодействия, пытаясь сохранить за собой пошатнувшиеся кресла... И это было бы нормально, если бы все это делалось для того, чтобы народ жил лучше. Но тут не до народа...

Конституция:

не мытьем,

так катаньем...

Леонид Грач, комментируя итоги этого дня, «выразил огорчение» по поводу того, что депутаты «бросили на полпути главный документ - Конституцию, о ней забыли». Итак двухдневное обсуждение двадцати неутвержденных статей пятой (уже!) редакции крымской Конституции может оказаться всего лишь прелюдией для низложения правительства. Депутатов при этом не смущала явная непроходимость нового варианта Конституции через Верховную Раду Украины. Они утвердили статью 7, из которой вытекает, что Севастополь входит в территорию автономии. Они нигде не заменили слово «закон» словосочетанием «нормативно-правовой акт», имея тем самым намерение и дальше, вопреки Конституции Украины, принимать свои законы. Они так сформулировали положения о «республиканских символах» (напомню - это флаг, герб и гимн), чтобы можно было обойти положение украинского законодательства о том, что крымские символы применяются только совместно с государственными символами Украины. Они заложили в Основной Закон положение о межбюджетных договорах и внесли в перечень своих полномочий «определение основ информационной политики», а также право приостанавливать на территории Крыма действие «нормативных актов органов исполнительной власти Украины»...

И еще создали много других «закоулочков», чтобы просто прикрыть все те же старые «мешковско-республиканские» положения Конституции от 6 мая 1992 года. Она с тех времен не сильно и поменялась. Просто стала хитрее...

Депутаты не скрывали личной заинтересованности в содержании статей Конституции. При обсуждении вопроса о депутатском иммунитете стоило кое-кому высказать сомнение в его целесообразности, как раздалась реплика: «Вы что же хотите, чтобы депутата Круглова завтра взяли под белы ручки и...» Споткнулись депутаты, однако, на пункте 3 статьи 107, который определял основные параметры избирательной системы на полуострове. Одни были за представительную систему - те, у кого были явные шансы пройти в будущий парламент по спискам партий, другие - те, у кого их не было, насмерть стояли за мажоритарную систему, надеясь пройти на будущих выборах по мелким округам. Из-за этого законопроект в целом никак не мог набрать даже половины нужного количества голосов...

Таким образом, не мытьем, так катаньем протянув в Конституцию «республиканские» черты, депутаты под вечер не скрывали своего пессимизма: зачем спорить - ее все равно не примут. Так и случилось. Одни предлагали так, без третьего пункта, и послать ее в Киев, другие высказывали намерение отстаивать свои принципы уже в самом законе о выборах...

Прав словарь: казуистика - она же крючкотворство...

А крымские татары пишут письмо в Киев...

И только крымскотатарская фракция «Курултай» не принимала участия в этом действе. По мнению ее депутатов, законопроект об изменениях в Конституции не отвечает их потребностям - он по-прежнему не изменяет положения в области языков, оставляя крымскотатарский, как и украинский, вне поля активного использования. Новые статьи Конституции, как и прежде, не гарантируют коренному народу, как и национальным меньшинствам, представительства в органах государственной власти. Конституция не меняет и качественные характеристики самой автономии.

Поэтому крымские татары по инициативе меджлиса на этой неделе начали сбор подписей под «петицией» - письмом в адрес Президента и Верховной Рады Украины. По мнению Мустафы Джемилева, за месяц ее подпишут примерно 100 тысяч крымских татар. Это обращение - прежде всего свидетельство недоверия многострадального народа к Верховному Совету и правительству автономии, которые, казалось бы, первыми, должны решать их проблемы. Но одни проблемы они решить не в силах, другие - откровенно не спешат, третьи - откровенно не желают...

А беды народа на виду - нет школ, не хватает рабочих мест, жилья, больниц, источников энергии. Похожи беды и остальных крымчан - бедность, безработица, задержки пенсий и зарплат, высокие цены. А депутаты Крыма только и научились, когда речь о жизни заходит, указывать на Киев. Да и до простой ли жизни им, пишущим уже пятую Конституцию для бывшей Крымской области? Выражение это не случайно - в Крыму конца 80-х и начала 90-х все было и серьезней, и солидней. Сейчас практически везде - шутовство. Так разве ради этого затевалась тогда и республика, и автономия?