UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каждый должен знать размер своей шляпы

В Крыму в Судаке успешно прошли Х Всеукраинские муниципальные слушания и сегодня ведется активная подготовка к Всеукраинскому собранию представителей местного самоуправления, намеченному на 23 апреля...

Автор: Борис Дейч

В Крыму в Судаке успешно прошли Х Всеукраинские муниципальные слушания и сегодня ведется активная подготовка к Всеукраинскому собранию представителей местного самоуправления, намеченному на 23 апреля.

Актуальность этой темы подогревают набирающие в Украине силу процессы всестороннего обновления жизни государства и общества. По этому поводу в среде политиков и актива местного самоуправления ведется немало жарких дискуссий и споров, лишний раз подчеркивающих высокую общественную цену реформирования основ местного самоуправления.

Дополнительную остроту в данную проблему внесло заявленное новым руководством страны проведение административно-территориальной реформы, которая напрямую затрагивает интересы как широких слоев населения, так и региональных элит, начиная от небольшого села и заканчивая городами-миллионниками.

Разумеется, Крым в этом ряду не стал исключением. У нас эта дискуссия практически сразу сосредоточилась вокруг его статуса, как Автономной Республики. Оценка и разброс мнений довольно широк — от «станем грудью на защиту» до «потерянной идеи». При этом как бы за скобки выносится то, что Крым по своему национальному и конфессиональному составу все же уникальный регион Украины, территория которого в случае дестабилизации обстановки автоматически становится полем столкновения различных геополитических сил как Запада и Востока, так и Юга.

Поэтому когда я слышу заявления о том, что национальных проблем на полуострове нет, то ясно отдаю себе отчет, что это либо политическое лукавство, либо полная некомпетентность в данном вопросе. Потому что если следовать данной логике и вспомнить советскую пропаганду, то у нас нет и секса, и мы единый (в зависимости от убеждений, следует поставить какой) народ.

Насколько мы еще далеки от единства, далеко за примерами ходить не надо — история Крыма
90-х тому ярчайший пример. «Мешковщина», когда за идеи блока «Россия» проголосовало фактически 80% крымчан, ряд массовых выступлений крымских татар, тяжелейшие условия для реализации основ украинской государственности на полуострове — все вместе ставило народы Крыма на грань межнационального противостояния, остановить которое удалось практически в шаге от пропасти.

В Крыму в эти годы сформировался целый отряд политиков и общественных деятелей, для которых подобные общественные настроения превратились в главный политический ресурс в борьбе за попадание во власть. Такого рода политическими спекуляциями они, попросту говоря, зарабатывали себе на жизнь.

Политическая и национальная стабильность в Крыму в последние несколько лет состоялась во многом благодаря наличию крымской Конституции, гарантирующей через автономию соблюдение прав народов, живущих на полуострове, и создание депутатского большинства, в котором объединились представители различных партий и национальностей. Именно через него искался баланс интересов как исполнительной и представительной ветвей власти, так и представителей различных народов, населяющих Крым.

Именно в Верховной Раде автономии сконцентрировались поиски ответов на вопросы, как снять озабоченность русской общины за будущее своего языка и культуры, бесконфликтно разрешить проблемы, которые справедливо поднимают крымские татары, начиная от наделения землей, возвращения исторической топонимики и до их представительства в органах власти. Наряду с этим не менее важно сохранить в Крыму культурное наследие других народов — греков, немцев, болгар, армян, в том числе таких малочисленных и по сути исчезающих, как караимы и крымчаки и др. И наконец, самое главное и сложное — окончательно определить как интегрировать весь этот многоликий, многоязычный, многоконфессиональный неповторимый крымский социум в формирующуюся единую украинскую политическую нацию, сделать так, чтобы представитель любой народности мог с гордостью сказать: «Я гражданин Украины!»

Именно в решении данного вопроса я вижу положительную, созидательную роль Конституции Крыма, определяющей его статус как Автономной Республики. Для того чтобы это понять, достаточно ответить на несколько вопросов. Что было бы в Крыму, если бы вместо воссоздания автономии был бы проведен референдум под крайне радикальными лозунгами, и кто и как смог бы потом развязать такой узел? Как могла бы развиваться политическая ситуация, если бы статус автономии не обеспечил в свое время представительство в Верховной Раде Автономной Республики Крым политиков, выражающих интересы крымских татар? Ведь благодаря этому фактору был найден, возможно, неустойчивый, но все же реальный баланс интересов. Именно он не позволил втянуть Крым в бессмысленное и жесткое противостояние, которое мы наблюдали на Балканах, Кавказе, Приднестровье.

То, что новому руководству Украины достались не воинствующие Абхазия, Осетия (как в Грузии), Чечня (в России), а относительно стабильный Крым — это во многом тот политический дивиденд внутренней политики Украины от наличия в Крыму статуса автономии. Даже не заглядывая далеко в историю, а оглянувшись на прошедшие выборы в Украине, давайте задумаемся — какой резонанс они могли бы иметь в Крыму, какое развитие могли бы получить у нас на полуострове идеи, прозвучавшие в Северодонецке, если бы они не были по сути, самортизированы пусть несовершенными, но все же уже действующими правовыми нормами, регулирующими статус Крыма? Не будь этого статуса, трудно предсказать в какое движение могли прийти тектонические силы, способные разбудить дремлющие политические процессы на полуострове.

В связи с этим не могут не вызвать беспокойства некоторые негативные тенденции, проявившиеся в местном политикуме в последнее время. То, что последние выборы вызвали к жизни и высвободили огромную энергию масс, наверное, никем не может быть поставлено под сомнение. Как и то, что на волне народного энтузиазма на местах, увы, появилась пена, представляющая собой те силы и тех деятелей, для которых кардинальные сдвиги в обществе — лишь повод с помощью уличной демократии реализовать свои карьерные аппетиты, которые в спокойной, демократической обстановке никогда и ни у кого не нашли бы понимания. Вчерашние активисты провластных партий (в том числе депутаты), резко «прозревшие» и развернувшие свою риторику на 180 градусов, с упоением клеймят бывших своих соратников в надежде, что их активность будет замечена и отмечена, а прошлые «достижения» в бизнесе будут амнистированы. И беда не в том, что они вообще появились, — таких деятелей всегда хватало в смутные времена перемен. Беда в том, что новая власть, имея дефицит кадров, особенно в регионах, где голосовали за другого кандидата, не находит ничего лучшего, как делать ставку на подобных политиков. Не думаю, что таким образом она укрепляет свои позиции и свой авторитет среди избирателей. Необходимость ротации кадров, тем более со сменой политических элит, ни у кого не вызывает сомнений. Тем более что такая необходимость за эти годы действительно назрела. Однако подав на места четкий недвусмысленный сигнал о том, что такая ротация будет проходить законно, прозрачно и демократично, власть не сумела ее организовать, согласно ею же и задекларированным критериям демократии.

В результате в Крыму уже более трех месяцев нет «государева ока» в лице Постоянного представителя Президента в автономии, нарушается законодательно закрепленная форма назначения и согласования отдельных руководителей. Появились десятки претендентов на роль руководителя Совета министров Крыма, которые буквально разрывают депутатов по интересам любыми способами, группируя их вокруг того или иного кандидата на руководящую должность. Отдельные из них при этом, как говорят в народе, плохо знают размер собственной шляпы...

Руководители райгосадминистраций, предвидя возможную смену властных персоналий, заняты не проблемами территории (посевной, подготовкой к курортному сезону, вопросами жизнеобеспечения населения и др.), а поиском более широкой спины, чтобы укрыться за ней от возможных потрясений. К сожалению, и часть чиновников из министерств и ведомств Совета министров Крыма затаилась в ожидании смены своего руководства.

Не вижу ничего страшного в том, что идет смена кадров, это объективный и закономерный процесс. Плохо другое — как идет этот процесс и то, что он затянулся уже на месяцы, а это так или иначе негативно сказывается и на общей обстановке в автономии. К примеру, на центральной площади Симферополя уже разбито три палаточных городка, в Евпатории был захвачен Гороно, в Керчи избили общественную активистку. На этом фоне, когда многие заняты в основном расследованием былых экономических нарушений, происходят массовые самозахваты земли под Феодосией в Тихой бухте, в Судаке, Партените, Ялте. Вновь почувствовали свою востребованность экстремисты разных мастей. Разброс призывов колеблется от «грабь награбленное!» до «защитим свои семьи, свои дома сами!».

Местная власть по сути деморализована, а у центральной не доходят руки до системной работы с кадрами на местах, при этом она принимает разных ходоков, которые зачастую не информируют, а дезинформируют ее о фактическом положении дел, пробивая свои политические «проекты».

Если учесть, что мы уже фактически вступили в предвыборный марафон 2006 года, то ожидать, что ситуация будет меняться к лучшему, наверное, более чем наивно. Слишком много политических сил горят желанием поэксплуатировать пробужденные народные ожидания, слишком многим деятелям на этой волне хочется реализовать свои несбыточные мечты и амбиции.

Кто-то может сказать — сгущаю краски. Это не так. Как человек, всю жизнь проживший в Крыму, для которого эта земля не просто территория, а малая родина, хочу донести достаточно понятную мысль. Вся жизнь — и политическая, и экономическая — проходит в регионах, а определяющие ее жизнь решения принимаются в центре. И очень важно и для центра, и для местного самоуправления всех уровней, чтобы механизм принятия этих решений вырабатывался во встречном направлении.

Именно поэтому хотелось бы, чтобы меня услышали все патриоты Украины, независимо от их партийного окраса и национальности — политически стабильный, экономически развитый Крым, в первую очередь, нужен государству Украина. И жизнь показала, что это не пустая мечта, а реальность. Но реальностью это может быть лишь тогда, когда и в Крыму, и в Киеве будет востребован потенциал мудрости и толерантности, гибкости и конструктивности, позволяющей выстраивать отношения таким образом, чтобы баланс самых разнообразных интересов превращал Крым не в яблоко раздора, а в прекраснейший уголок Украины, в котором миллионы украинцев и с Запада, и Востока забывают о своих политических разногласиях.