Чердабаев Равиль Тажигариевич родился в 1940 году в Гурьевской (Атырауской) области, Республика Казахстан. В 1966 году окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности
им. И.Губкина, в 1975 году - ВПШ при ЦК КПСС, г.Москва.
Трудовую деятельность начал в качестве ученика слесаря авторемзавода, работал инженером-конструктором, начальником цеха, главным инженером завода. С 1968 по 1992 годы работал в комсомольских, партийных, советских и хозяйственных органах. Депутат Верховного Совета Казахской ССР двух созывов.
В 1993 году был назначен директором казахстанско-американского совместного предприятия «Тенгизшевройл», занимающегося разработкой, добычей и переработкой нефти. Проходил профессиональную подготовку в университете Бёркли (Калифорния, США) и стажировку в нефтяной корпорации «Шеврон» (Сан-Франциско, Сан-Рамон, США).
В 1994 году был назначен министром нефти и газа Республики Казахстан.
До назначения Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Украине более четырех лет работал акимом (главой администрации) Атырауской области, а также послом по особым поручениям МИД Республики Казахстан.
Доктор экономических наук, академик Международной академии минеральных ресурсов, Академии экологии Республики Казахстан, член-корреспондент Международной инженерной академии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета».
Женат, имеет четверых детей.
Восемь лет назад казахстанский народ во главе с президентом Н.Назарбаевым сделал выбор в пользу демократии и открытого общества и предпринял конкретные шаги по углублению политических и экономических преобразований. Сумев провозгласить свою независимость, казахстанцы сумели утвердить ее созидательными деяниями и за эти годы преодолели расстояние, на которое в иных случаях ушли бы столетия. Заложен прочный фундамент государственной независимости, в корне преобразована политическая и экономическая системы. В ходе такой эволюции изменились сами люди, обновились души, просветлилось сознание.
За прошедшие годы Казахстану пришлось впервые решать одновременно массу совершенно разноплановых задач. Это - строительство государственности, реформирование экономики, формирование совершенно нового мировоззрения. Большая часть реформ касалась сферы политического устройства и общественной жизни. Фактически заново пришлось создавать все основные политические институты независимого государства. Была принята Конституция страны, сформирована современная политическая система, основанная на плюрализме и многопартийности. На основе свободных выборов избран и успешно работает двухпалатный парламент. Обеспечены гражданские свободы, без цензуры и команд сверху функционируют независимые средства массовой информации, снят пресс идеологии с культуры и науки. Растут и множатся общественные организации, чей диалог с властью становится все активнее.
В качестве долгосрочной государственной программы принята разработанная по инициативе президента Н.Назарбаева Стратегия «Казахстан-2030», определяющая комплекс основных направлений развития нашей страны, в числе которых - укрепление национальной безопасности и внутриполитической стабильности, достижение экономического роста, улучшение системы здравоохранения, образования и социальной защиты, развитие энергетических ресурсов и инфраструктуры, а также совершенствование государственного управления.
В нынешнем году важнейшим событием для Казахстана стали выборы президента, имевшие исторический характер, поскольку впервые они были проведены на альтернативной основе с участием 130 международных наблюдателей, 6 тыс. отечественных наблюдателей от различных общественно-политических объединений, а также 250 журналистов из 22 стран. Предвыборная кампания и само голосование прошли в условиях, полностью отвечающих демократическим требованиям.
Опыт демократических президентских выборов будет использоваться и на предстоящих в текущем году выборах в парламент страны.
Главный внутриполитический итог восьми лет независимости - гражданский мир и межнациональное согласие, которыми общество ответило на взвешенную политику государства, направленную на гармонизацию интересов всех социальных и этнических групп. В настоящее время в Казахстане активно идет процесс возрождения национального языка, получившего статус государственного. Одновременно с этим оказывается помощь национально-культурным центрам, печатаются книги и газеты на языках народов, живущих на казахстанской земле, законодательно закрепляется полное правовое равенство всех жителей страны.
Большие трансформации произошли в экономической сфере. Усилия казахстанского руководства были направлены на построение качественно новой для страны современной системы рыночных отношений, развитие мощного частного сектора экономики. Их основой стала широкомасштабная приватизация, были проведены глубокие реформы на всех этажах здания экономики.
В результате в настоящее время частный сектор имеет долю порядка 75% в производимом валовом внутреннем продукте Казахстана. Около 80% всех хозяйствующих субъектов основано на частной форме собственности. Введение собственной национальной валюты - тенге - осенью 1993 года позволило заложить основы независимой финансовой кредитной системы.
Для привлечения капиталов в страну интенсивно формируется благоприятный инвестиционный климат. В частности, разработана законодательная и нормативная база деятельности инвесторов. И уже в 1997-98 гг. рост инвестиционных вложений составил более 11%. За период с 1992 по 1999 годы привлечено более 8 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. А соглашения, заключенные в последнее время по освоению нефтяных богатств Каспийского шельфа, обеспечат в ближайшие годы вливание в экономику республики 2 миллиардов долларов.
В результате проводимых экономических реформ насыщается потребительский рынок. Продолжается успешное развитие малого и среднего предпринимательства, как необходимое условие для создания нового высокоэффективного механизма хозяйствования, формирования основы среднего класса.
На селе осуществлен переход от государственной формы собственности к негосударственным. В республике уже более 60 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, порядка 3 тысяч производственных кооперативов, более 2 тысяч хозяйственных товариществ. На селе появились реальные собственники: выдано 2,5 миллиона государственных актов на право собственности на землю.
Важное значение придается социальной политике. Так, на социальные нужды ежегодно направляется свыше половины всех расходов государственного бюджета. Согласно президентскому заданию в республике осуществляется программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан, действует Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан.
В конце столетия, на переломе веков ярким символом нашей независимости стала новая столица Казахстана - Астана. В пользу необходимости переноса столицы можно отнести географические, транспортные, коммуникационные, экологические и другие объективные факторы.
Формирование и развитие внешней политики Казахстана неразрывно было связано с процессом становления его государственности, развития экономических реформ и создания демократической правовой основы казахстанского общества. Важнейшим шагом на пути определения и осуществления собственного внешнеполитического курса стали добровольный отказ Казахстана от ядерного оружия и обретение гарантий безопасности со стороны пяти ведущих держав мира. За прошедшие годы состоялось широкое международное признание нашей страны. Став членом крупнейших международных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ, ОИК, ОЭС и других, установив дипломатические отношения со 105 странами, Казахстан создал прочную основу международного сотрудничества. В этот период была в основном сформирована зарубежная инфраструктура казахстанской дипломатии - посольства, консульства, дипломатические миссии в 39 странах.
Проводя политику конструктивного взаимодействия и сотрудничества, Казахстан создал пояс безопасности и добрососедства по периметру своих границ. Наша страна не имеет какой-либо конфронтации ни с одним государством мира. Как евразийское государство, Казахстан в своей внешней политике приоритетным считает развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со странами Востока и Запада.
Казахстан последовательно выступает за создание структур безопасности на Азиатском континенте.
Особенность географического положения Казахстана и в целом Центральной Азии остро ставит перед нашей страной вопрос о выходе на мировые рынки, включая транспортировку углеводородов. Определение правового статуса Каспия имеет для Казахстана стратегическое значение. Наша страна заинтересована в надежном обеспечении экспорта своего углеводородного сырья через многовариантные нефтегазопроводы. Мы ожидаем скорейшей реализации проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) по строительству нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, считаем перспективным строительство нефтепровода из Западного Казахстана в Китай. Казахстан изучает возможности транспортировки нефти через порты Черного моря в Европу. Возрождая традиции Великого шелкового пути, Казахстан заинтересован в развитии и укреплении сотрудничества между странами на обширном пространстве Евразийского континента.
В данном контексте мы придаем особое значение отношениям с Украиной, занимающей важное геополитическое положение и располагающей значительным промышленным и научно-техническим потенциалом. Отрадно, что со времени установления дипломатических отношений между Казахстаном и Украиной взаимодействие наших стран, как независимых и равноправных партнеров, активно развивается. Знаменательными вехами в углублении двусторонних отношений стали визиты президента Н.Назарбаева в Украину в 1994 году и визиты президента Л.Кучмы в Казахстан в 1995 и 1997 годах, когда были подписаны важные документы о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, освоении космического пространства, развитии взаимной торговли. Сегодня между нашими странами создана обширная договорно-правовая основа для дальнейшего углубления отношений. Действует межгосударственная казахстанско-украинская Комиссия по экономическому сотрудничеству, третье заседание которой, прошедшее 21-22 июня т.г. в Киеве, выявило значительный потенциал двусторонних связей.
По итогам работы комиссии была подчеркнута взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества в нефтегазовой отрасли. С целью дальнейшего развития сотрудничества в этой сфере достигнуты договоренности об изучении возможности создания совместного предприятия по поставке, переработке сырой нефти и реализации нефтепродуктов на рынках Украины и в третьих странах, а также о возможности поставок казахстанской нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы. Обсуждены возможности привлечения украинской стороны к разработке нефтегазовых месторождений на территории Казахстана и участия казахстанской стороны в приватизации ряда украинских НПЗ. Рассмотрены возможности сотрудничества в сфере транзита казахстанской нефти через территорию Украины в страны Европы.
В рамках сотрудничества в области транспорта стороны достигли договоренности до конца нынешнего года обсудить вопросы о предоставлении льготных условий на сбалансированные перевозки по территориям двух стран, об увеличении объемов перевозок казахстанских транзитных грузов через морские торговые порты Украины, об использовании Казахстаном морских портов Украины, а также о подготовке специалистов в морской отрасли и участии украинской стороны в формировании казахстанского флота.
В ходе реализации договоренностей глав правительств двух стран о создании в Казахстане машинно-технологических станций (МТС), укомплектованных украинской сельхозтехникой и оборудованием, а также о возможном создании совместного производства по выпуску сельхозтехники комиссия поручила соответствующим министерствам и ведомствам двух стран оказывать содействие в осуществлении данного проекта.
В ходе работы комиссии обсуждены возможности урегулирования межгосударственных расчетов по результатам торгово-экономических отношений Республики Казахстан и Украины за 1992 год, а также развития взаимовыгодных кооперированных связей в рамках Ашгабатского соглашения об общих условиях механизма поддержки развития производственной кооперации предприятий, отраслей государств-участников СНГ.
По итогам подготовки и проведения третьего заседания комиссии можно отметить готовность к подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в таможенных делах, в области борьбы с нарушениями налогового законодательства, в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, о научно-техническом сотрудничестве и организации обмена опытом в области ликвидации последствий радиоактивного воздействия и лечения заболеваний, связанных с радиацией, а также о сотрудничестве между министерствами финансов и национальными банками двух стран.
Достигнутые на заседании комиссии договоренности имеют особое значение в контексте подготовки к предстоящему визиту в Украину президента Республики Казахстан Н.Назарбаева. Необходимость организации визита на высшем уровне обусловлена широкими перспективами двустороннего сотрудничества, механизм реализации которых отражен в Договоре об углублении экономического сотрудничества и Программе долгосрочного сотрудничества на 1999 - 2009 гг., соглашениях о военно-техническом сотрудничестве, о взаимодействии в таможенной, финансовой, налоговой сферах и других документах, готовящихся к подписанию в ходе визита.
В целом достигнутые казахстанско-украинские договоренности и подписанные соглашения создали прочную основу для перехода казахстанско-украинских отношений на новый уровень партнерства, предусматривающий тесное межгосударственное взаимодействие по всему комплексу сотрудничества. Процессы политических и экономических реформ в Казахстане и Украине близки по целям и содержанию и направлены на развитие экономик наших стран, повышение благосостояния наших народов.