UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАНДИДАТЫ — О ВЕЧНОМ

Все-таки как изменчива жизнь. Казалось бы, еще совсем недавно мы прислушивались к свисту, с которым...

Автор: Юлия Мостовая

Все-таки как изменчива жизнь. Казалось бы, еще совсем недавно мы прислушивались к свисту, с которым многочисленные украинские премьеры падали с властного Олимпа, при этом наблюдатели не прекращали удивляться цепкости, с которой за премьерское кресло в соседней державе держался Виктор Черномырдин. Более двух лет назад в Украине появился свой премьерский «ветеран» - Валерий Пустовойтенко. За время его руководства Кабмином в России сменилось почти столько же премьеров, сколько в Украине за время пребывания на премьерском посту Виктора Степановича. И Черномырдин, и Пустовойтенко отличались от других коллег своей не только декларируемой, но и реальной преданностью президентам. Правда, Валерий Павлович по этому показателю Виктора Степановича обошел. Президент отплатил ему за это своеобразной неприкосновенностью. Но в то же время не стоит думать, что пребывание Пустовойтенко на премьерском посту было безоблачным и во всех отношениях приятным. Отравляли радость премьерствования перманентные войны с Александром Волковым, множественные недоразумения с Владимиром Горбулиным, нервы трепали неровные отношения с Николаем Белоблоцким, да и сам Президент без особого стеснения превратил Кабмин в громоотвод народного недовольства. Валерий Пустовойтенко все это сносил и сносит безропотно, не вынося сор из властной исполнительской избы. Хотя, вне всяких сомнений, в некоторых аспектах премьерской деятельности Валерий Павлович о себе не забывает. И это служит компенсацией...

В случае победы Кучмы на выборах служение Валерия Павловича Президенту будет продолжено, но уже сейчас ясно, что не на нынешнем посту. Не исключено, что он сможет занять место Николая Белоблоцкого и возглавить президентскую администрацию. Руководить же экономикой страны будет кто-то другой, не такой верный (второго такого нет), но зато более предприимчивый и соответствующий требованиям времени, а не предвыборной кампании.

До выборов же Пустовойтенко не покинет своего кресла, вне зависимости, выразит ли Верховная Рада недоверие нынешнему составу Кабмина или нет. В случае отставки Валерий Павлович будет назначен Президентом исполняющим обязанности. Громче всех о необходимости отставки сегодня говорит спикер парламента, вместе с тем сбор подписей за включение этого вопроса в повестку дня в парламенте не ведется. Но тема объективной и спекулятивной критики Кабмина как органа исполнительной власти и как одного из предвыборных штабов нынешнего Президента присутствует в парламенте постоянно. И по мере приближения к выборам претензии обоих видов к Кабмину будут расти. Именно поэтому основным кандидатам в президенты «Зеркало недели» на этой неделе задало следующий вопрос: «Как вы оцениваете деятельность правительства и какими могут быть экономические и политические последствия его возможной отставки?»

Юрий КОСТЕНКО

В конце 1994 года в статье, опубликованной в «Українській газеті», еще будучи министром экобезопасности, я дал четкую оценку действиям тогдашнего Кабинета министров. Оценка была приблизительно следующая: «Работая в правительстве, я не слышал, чтобы кто-то из министров говорил о формировании украинской экономики. Все правительства либо копировали действия России, либо пытались слепо следовать рекомендациям Запада. Но практически никогда правительство не делало шагов, которые были нужны Украинскому государству».

К сожалению, и сегодня, в сентябре 1999 года, эти слова не утратили своей актуальности. За восемь лет независимости власти так и не удалось сформировать украинскую национальную идею и выработать стратегию реформирования посткоммунистического общества и экономики в демократическое государство с высокоэффективной рыночной экономикой. Именно поэтому продолжается снижение производства, приходит в упадок сельское хозяйство, в ужасном состоянии медицинские учреждения, учреждения культуры. Украинская экономика страдает от коррупции, монополизма, отсутствия условий для честной конкуренции. Бюджет имеет миллиардные потери из-за льгот, предоставленных приближенным к власти коммерческим структурам. И ответственность за все это несет в том числе и нынешний Президент Украины.

Главная проблема нашего государства состоит в кадровой политике, которую проводили как бывший Президент, так и нынешний. Как и восемь лет назад у нас во всех структурах власти «успешно» работает бывшая партноменклатура. И проблема даже не столько идеологическая, сколько в том, что эти люди воспитаны и способны действовать только в условиях плановой командно-распределительной экономики и поэтому при любых условиях они будут пытаться воспроизвести именно такую ее модель. И именно поэтому и я лично, и народный рух Украины принципиально настаиваем на приходе к власти новых людей, новой команды, которая не «зациклена» на коммуно-социалистических идеологемах.

Через полтора месяца в Украине состоятся выборы. С избранием нового Президента Украины сменится как премьер-министр, так и состав правительства в целом. Поэтому поднимать сегодня вопрос об отставке Кабинета министров в зале Верховной Рады Украины, честно говоря, несерьезно. Такой шаг расценивают как циничное подтрунивание над гражданами нашей страны, которые и без того демонстрируют завидное терпение и всепрощение по отношению к власть имущим. Ведь властный хаос, как следствие очередных перестановок в Кабмине одних и тех же действующих лиц без принципиального изменения системы управления, то есть админреформы, привел бы к резкому ухудшению политической и экономической ситуации и отразился в первую очередь на простых людях.

Такая моя позиция не означает, что я собираюсь поддерживать этот состав Кабинета министров. Могу твердо обещать, что в случае избрания меня президентом Украины персональный состав Кабинета министров полностью будет изменен и реформирована вся система исполнительной власти.

Леонид КУЧМА

В деятельности правительства есть свои достоинства и недостатки. В последнее время оно допускало ошибки и порой даже грубые. Напомню в этой связи о бензиновом кризисе, который правительство обязано было предвидеть и, по меньшей мере, смягчить.

Однако нельзя не замечать позитивных сдвигов в экономике. Так, в августе отмечен значительный рост объемов производства, позитивная динамика погашения задолженности по зарплатам и пенсиям.

Сегодня правительству необходима поддержка со стороны законодательной власти. Выражение недоверия Кабинету министров, идея которого вновь выдвигается рядом депутатов, может нанести непоправимый ущерб экономике, а значит, и простым людям.

Это чисто политический шаг, инициаторы которого ставят перед собой цель - сорвать наметившуюся стабилизацию экономики перед президентскими выборами. Принцип известный - «чем хуже, тем лучше». При этом инициаторы этой отставки забывают, что в случае выражения недоверия правительству они вынуждены будут взять на себя ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране.

Евгений МАРЧУК

Результаты деятельности правительства В.Пустовойтенко, честно говоря, даже не хочется оценивать. И вот почему.

Девальвация гривни - при сплошном мажоре исполнительной власти. В результате потрескался и осыпается наш валютный коридор. Нужен ремонт? Конечно нужен, причем капитальный.

Скачок цен на нефтепродукты - при искреннем удивлении Президента и его соратников. И это в горячий период уборочной страды? Будем ли мы удивляться потом росту цен на продукты питания? Конечно, не будем. Ведь уже становится очевидным, что в некоторых регионах до 80% урожая останется на полях.

Правительство просто самоустранилось от управления экономическими процессами в стране. Оно превратилось в основной исполнительный орган государства по реализации «главной задачи» - продвижению Л.Кучмы на второй президентский срок. Исполнительная вертикаль, прочно укрепленная звеном госслужащих, в полном составе задействована в его избирательной кампании. «Злагода» между нынешним правительством и нынешним Президентом - налицо. Вот и задумываешься, к кому в первую очередь можно отнести слова Л.Кучмы - «у хлопців трошки щось не все гаразд».

Если рассматривать отставку правительства еще до 31 октября и прогнозировать возможные экономические и политические последствия такого решения, то, скорее всего, последствий никто не почувствует. Есть правительство или его не будет - людям легче не станет.

С другой стороны, замена правительства - а выборы нового президента предполагают такую процедуру - станет политическим результатом экономической деятельности нынешнего Кабинета министров.

Александр МОРОЗ

Отвечу кратко - неудовлетворительно. В данном контексте имею ввиду прежде всего социально-экономические показатели его работы, ликвидацию задолженностей по зарплатам и пенсиям, подготовку к зиме, состояние дел в базовых отраслях промышленности и многое другое. Несколько неуместно на этом фоне смотрятся победные реляции, содержащиеся в заявлении пресс-службы Кабинета министров от 9 сентября. Сопоставьте их с показателями, приведенными в выступлении нынешнего первого вице-премьера А.Кинаха на заседании этой организации от 17 августа. Что это? Правая рука не знает, что творит левая, или нечто другое? Это правительство в течение года оказалось не в состоянии подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады предусмотренную Конституцией программу действий. Это правительство допустило вакханалию на рынке энергоносителей в разгар уборочной страды, падение курса гривни, обеспечившее астрономические барыши кучки олигархов и снижение уровня жизни подавляющего большинства населения.

Это правительство должно отвечать за свои действия и будет отвечать.

Единственное направление, на котором Кабинет министров преуспел, - это антиконституционное вмешательство в избирательный процесс, превращение исполнительной власти по сути в один из главных избирательных штабов Л.Кучмы.

только руководитель избирательного штаба кандидата в президенты мог так прокомментировать анемичные действия власти во время июльской катастрофы: «Благодаря энергичным действиям Президента и правительства удалось весьма быстро снять напряжение на топливном рынке и обеспечить бесперебойный ход кампании по уборке урожая».

Исходя из всего этого фракция «Левый центр» будет добиваться отставки правительства.

Целесообразно ли это делать за полтора месяца до выборов? Исходя из узкополитических соображений - нет. Не сомневаюсь, что будет заведена старая пластинка о попытках левых дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, но тогда придется согласиться с тем, что сейчас у нас - сплошная стабилизация и процветание. Скорее всего Л.Кучма оставит этот Кабинет министров в статусе исполняющего обязанности, даже если парламент проголосует за отставку (что маловероятно). Это его дело. Президент и его правительство обязаны ответить за неуправляемость народнохозяйственного комплекса, аферы с топливом, игрища на валютном рынке, циничное грубое и противозаконное вмешательство в избирательный процесс.

Петр СИМОНЕНКО

Наша оценка деятельности Кабинета министров Украины определяется реальным социально-экономическим состоянием страны. К сожалению, ситуация с каждым днем обостряется, перерастая во всеохватывающую катастрофу. Исходя из этого, деятельность правительства оценивается нами резко отрицательно и депутатская фракция коммунистов в Верховной Раде Украины несколько раз инициировала вопрос об отставке правительства во главе с премьер-министром Валерием Пустовойтенко.

На основе анализа состояния дел, тенденций развития хозяйственного комплекса считаем, что нынешнее правительство работает не в интересах родного государства, не на благо Украины, а целенаправленно осуществляет оккупационную политику под диктовку Международного валютного фонда. В результате такой преступной деятельности до критической черты снизился валовой внутренний продукт, две третьих его находится в «теневой» экономике. Продолжается обвальное падение промышленного производства. В предынфарктное состояние перешла такая базовая отрасль, как энергетика. И уже сейчас правительственными решениями потребление регионами электроэнергии сведено к минимуму. А что будет зимой?

Производство сельскохозяйственной продукции уменьшилось наполовину, то есть фактически под угрозу поставлена продовольственная безопасность страны. Жатва этого года показала полную неспособность правительства навести порядок в аграрном секторе. Крестьяне отданы на грабеж коммерческо-мафиозным структурам, которые в период жатвы за один килограмм дизельного топлива отнимали от шести до десяти килограммов зерна. Сегодня ситуация катастрофическая. Вспахано только 4,6 процента площадей, отведенных под озимые будущего урожая.

Нынешний Кабинет министров еще ни разу не добился выполнения государственного бюджета, и бюджетный дефицит постоянно увеличивается. Финансовая система работает не на государство, а на обслуживание внешних долгов, которые растут и уже составляют 13 млрд. долларов США. Задолженность по заработной плате, пенсиям и стипендиям превысила 10 млрд. гривен, растет безработица. 80 процентов населения находится за чертой бедности, а правительство по указке МВФ поднимает плату за жилищно-коммунальные услуги до 100 процентов их фактической стоимости. Уничтожены системы бесплатного обучения и медицинского обслуживания. Не обеспечиваются другие конституционные права и свободы граждан.

Больно осознавать, но родная Украина, которая в недавние советские времена входила в десятку наиболее развитых стран мира, сегодня отброшена далеко назад, в эпоху «дикого» капитализма, феодализма и колониализма одновременно. По существу государство в своей «розбудові» подошло к критической границе, за которой начинается моральная и духовная деградация нации.

Наши предложения и предложения наших ситуативных парламентских союзников по предотвращению дальнейшего развала державы не набирают необходимого количества голосов и Кабинет министров продолжает свою бездарную деятельность по принципу «после нас хоть потоп». Многие министры, понимая свою случайность и профессиональную непригодность, неспособность наладить дело на порученном участке и в связи с этим неизбежность скорой отставки, самоустранились от своих непосредственных обязанностей, занимаются грубым политиканством, боятся посещать трудовые коллективы, зато они хорошо известны в коммерческо-мафиозных кругах на рынках энергоносителей, металлов, химической и сельскохозяйственной продукции. И если в составе правительства периодически все-таки проводятся некоторые кадровые изменения и перестановки на уровне вице-премьеров и министров, то в основном тасуется одна и та же колода персоналий, что практически не улучшает состояние дел.

Если говорить о возможной отставке правительства, то в этом нет ничего трагического. Во всем цивилизованном мире, во всех странах это нормальный демократический процесс, ведь любое правительство является временным и срок его полномочий, срок его действий, определяется прежде всего конкретными результатами его работы.

Однако нынешнее правительство Украины во главе с Валерием Пустовойтенко есть временным по своей сути, по характеру своей деятельности. Это правительство изначально работает без программы, утвержденной Верховной Радой Украины. Кроме того, по всем своим отчетам в парламенте оно всегда получало неудовлетворительную оценку. Премьер-министр Пустовойтенко и его правительство так и не смогли понять, что же происходит в стране, а поэтому не могут адекватно и эффективно влиять на процессы, они не в состоянии вывести страну из глубокого и затяжного системного кризиса.

Теперь правительство в соответствии с Конституцией так или иначе обречено на отставку после президентских выборов. Поэтому сегодня актуальной является прежде всего смена антинародного режима, смена политического курса в стране. Если же после известной даты 31 октября 1999 года все останется по-прежнему, то уже в начале следующего года нашу страну ожидает социально-экономическая катастрофа.

Будем надеяться, что до этого не дойдет, что мудрый и трудолюбивый народ Украины на президентских выборах правильно определится и обеспечит себе и своим детям счастливую судьбу.

Александр ТКАЧЕНКО

Деятельность правительства оцениваю как неудовлетворительную. И вот почему. Я думаю, что уровень работы правительства был оценен таким, если можно так сказать, уровнем проведения уборочной страды в стране. Ведь Украина по уровню производства хлеба определяет свое благополучие. Украина по уровню урожая определяется как таковая, ибо мало кто знает, сколько Украина выплавляет стали и сколько кораблей спускает на воду, а по уровню производства сахара, животноводческой продукции, по уровню жизни, быта людей Украину знают как страну, которая была и должна быть всегда житницей, образцом житницы в Европе. Если ее определять по этому приоритету, то определять по уровню организации работы на уборке урожая этого года. Я как председатель Верховной Рады и просто как специалист сельского хозяйства оценил бы уровень работы на «неудовлетворительно». Думаю, что это не только моя оценка, это оценка большинства, потому что такой организации, такого уровня производства хлеба и его заготовки, реализации и безответственного отношения со стороны правительства по координации этой работы еще никогда не было.

Я считаю, что правительство само себя подвело под такое радикальное решение со стороны (то ли это будет решение парламента, то ли единоличное решение Президента). Сегодня сентябрь месяц, месяц, который подводит итоги работы года в агропромышленном комплексе и закладывает базу следующего года. К осенне-полевым работам в агропромышленном комплексе Украина не готова. Подготовка энергетической базы к осеннему содержанию народнохозяйственного комплекса - ни к черту. Это относиться не только к плохой работе шахт или наших атомных и тепловых электростанций, которые работают сегодня практически на 50-60% своей мощности. Это относится к самой организационной подготовке, особенно в семи областях и в Крымской Автономной Республике. Там, где мне пришлось побывать за последние полтора месяца, мы везде, встречаясь с людьми, коллективами, чувствовали, что Кабинет министров практически потерял систему управления. Если же говорить о тех последствиях, о которых вы спрашиваете, то я думаю, что мы уже имеем тяжелые последствия. Сегодня надо было бы, на мой взгляд, Президенту четко определиться, кто в состоянии за такое короткое время, которое осталось до начала зимы, возглавить правительство, какую организационную систему управления включить в работу, чтобы это ощутили не только на уровне областей, но и районов, сел, заводов, фабрик. И если это не будет сделано со стороны Президента, то нас ждет не только холод, снижение производства промышленности, нас ждут призраки голодной зимы.