UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАКОЙ БУДЕТ УКРАИНА В ДЕНЬ ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ?

Что ни говорите, а в нашей стране за десять лет изменилось многое. От денег до права свободно пересекать границы родины, от запаха в большинстве магазинов до потоков иномарок на улицах наших городов...

Автор: Ольга Черная

Что ни говорите, а в нашей стране за десять лет изменилось многое. От денег до права свободно пересекать границы родины, от запаха в большинстве магазинов до потоков иномарок на улицах наших городов. Право на труд для многих сменилось правом на отдых. От стихийных митингов мы перешли к гневоизъявлению за деньги. От колхозов откололись фермеры, от армии — боеспособность и ядерное оружие. В страну въехали несколько тысяч сотрудников зарубежных посольств, а из страны к ним на родину — более миллиона наших сограждан. За заработком. Словом, ветер перемен не пронесся через нашу страну бесследно.

Пожалуй, самые интересные изменения претерпели человеческие характеры и карьеры. Если в начале 90-х мы все были честными и не скрывали — кто за Союз, кто за независимость, кто за Сталина, а кто за Народную Раду, то сейчас роскошь правды себе могут позволить только самые бедные. Зато остальные за десять лет блестяще овладели словесной эквилибристикой и четко уяснили для себя, что система двойных стандартов в изречениях и поведении в нынешних обстоятельствах куда выгоднее и безопаснее. От советских времен подобная схема отличается лишь одним принципиальным моментом: семьдесят лет у нас была одна ложь на всех. В условиях же кланово-княжеской раздробленности долгое время каждый имел свою. Правда, в конце 90-х «золотое слово Святослава» было услышано практически всеми. И на сегодняшний день отдельно фальшивые декларации почти слились в одну, общую: «Наша цель — Европа и она неизменна, это наш приоритет, мы строим прозрачную рыночную экономику, мы обеспечиваем честную конкуренцию, свободу слова и гарантии прав человека».

Как здорово мы наловчились говорить то, что хотят от нас услышать на Западе, как хорошо мы научились делать то, чего от нас ждут на Востоке. Как мучительно сложно наши власти учатся совмещать свои интересы с интересами общества. Но другую власть нам пока взять негде. Точнее, даже не власть, а материал, из которого она будет строиться в будущем.

КАКОЙ УКРАИНУ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВИДЯТ ТЕ, КТО ОСТАВИЛ СВОИ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ НА ПРОШЛОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ? КАКОЕ МЕСТО В МИРЕ БУДЕТ ЗАНИМАТЬ ДВАДЦАТИЛЕТНЯЯ ДЕРЖАВА? КАКИМ БУДЕТ УРОВЕНЬ ЕЕ ЭКОНОМИКИ? КАКИМ БУДЕТ УРОВЕНЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД? И В КОНЦЕ КОНЦОВ КАКИМИ ОКАЖУТСЯ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ?

Отметим, что никто из отозвавшихся на наш призыв не поставил под сомнение существование самого Украинского государства. В каждом ответе есть много светлого, правильного и рационального. Поэтому было бы очень здорово перейти от десятилетия слов к десятилетию дел. В юбилейный день страну, которую мы увидим через десять лет, конструируют передовики капиталистического труда. Решение Опроса-2001 — в жизнь!

Николай АЗАРОВ,
председатель ГНАУ,
лидер Партии регионов:

— Я убежден, что ближайшее десятилетие станет для Украины периодом, чрезвычайно насыщенным событиями, которые окончательно определят ее как демократическое государство европейского типа, с эффективно развивающейся рыночной экономикой, приоритетом прав человека, гарантированным верховенством закона во всех сферах жизни. Полагаю, что нам удастся завершить политическую структуризацию общества и представительских институтов власти. Объединительный процесс, наметившийся сегодня, приведет к тому, что политический спектр страны составят лишь пять-шесть политических сил, четко очерченных идеологически и программно, которые и станут конкурировать между собой в борьбе за власть. Эти политические силы будут обречены представлять интересы основных социальных слоев общества, а не отдельных личностей или группировок. Следовательно, усилится эффективность власти.

Наверняка в течение ближайшего десятилетия будет сформирована в целом законодательная база государства. Думаю, она будет одной из лучших в Европе. Несомненно, подвергнется обновлению и Конституция. Однако страна будет по-прежнему оставаться президентско-парламентской республикой: учитывая реалии, необходимость присутствия в политической жизни общества сильного лидера — президента — сохранится. Впрочем, не исключаю, что за десять лет наметятся предпосылки к трансформации государства в парламентско-президентскую республику. Однако это — дело более отдаленной перспективы. Уже в ближайшие годы, на мой взгляд, будет существенно изменен характер отношений между центром и регионами. Власти на местах получат больше полномочий и финансовых возможностей. Естественно, возрастет и их ответственность за результаты административной деятельности, реализуемая с помощью государственных и общественных институтов, демократических процедур (свобода СМИ, выборы, суд и пр.). Полагаю, что в этих трансформациях будет максимально учтен опыт построения таких отношений, накопленный в ряде стран Европы (например, германская модель). Кардинальные изменения произойдут в системе отношений «государство—гражданин». Окончательно утвердится постулат, что государство — для человека, а не наоборот. Этому будут способствовать несколько определяющих факторов: формирование нового правового поля, смена поколений в политической сфере и во властных структурах, усиливающаяся интеграция Украины в европейское сообщество. Во внешнеполитической сфере в ближайшие десять лет Украине предстоит окончательно укрепиться в роли регионального лидера и равноправного члена всех европейских финансово-экономических и политических институтов. Однако внеблоковый статус будет сохранен, — при поддержании отношений т.н. особого партнерства со всеми военно-политическими блоками, которые будут существовать к тому времени. Очевидно, будет достигнут и устойчивый баланс интересов в отношениях с соседними государствами, что позволит Украине преодолеть ее восприятие как страны, являющейся потенциальным источником возникновения проблем для европейского сообщества. Вообще внешнюю политику Украины спустя десять лет будут отличать куда больший, нежели сегодня, прагматизм, доминирование национального интереса над идеологемами и политическими пристрастиями отдельных сил или личностей. Полагаю, что к тому времени научимся мы и надлежащим образом заботиться о соотечественниках, находящихся за рубежом. В соответствии с изменениями во внутриполитической сфере, значительная составляющая внешнеполитической деятельности будет перенесена на уровень регионов, институтов гражданского общества, отдельных граждан. Ожидаю также, что в течение этих десяти лет нам удастся не только осознать место Украины в мировом интеграционном процессе, но и разработать действенный механизм, который позволит использовать позитив и максимально защититься от негатива, который несет с собой глобализация.

В экономике нам удастся восстановить потенциал, существовавший в 1990 году (в объемах производства, стоимостных показателях), однако произойдут существенные структурные преобразования. Особенно интенсивное развитие будет происходить в сферах авиакосмической промышленности, биотехнологий, компьютерной техники, химии, фармакологии, металлургии, в агропромышленном комплексе, в области финансов и инвестиций, в т. н. сфере обслуживания. Полагаю, что на этом фоне значительно снизится острота проблемы занятости, ощутимо возрастет уровень благосостояния людей, их социальной защищенности.

Михаил БРОДСКИЙ, народный депутат,
лидер партии «Яблуко»:

— Через 10 лет Украина будет занимать место уже не в одной компании с африканскими странами, как сейчас, но еще и не среди ведущих европейских держав (подобное случится лишь лет через 30—50). Скорее всего, по уровню развития мы займем место где-то рядом с Польшей и Чехией. По географическому положению Украина останется на месте — и не в союзе с Россией и Белоруссией, и не в Евросоюзе.

Демократия будет на том уровне, на котором захочет наш народ. Учитывая то, что аппетит приходит во время еды, а желание во время процесса, народ Украины, познав вкус демократии, захочет поднять этот уровень до евростандартов. Но на этом не остановится. Думаю, что через 10 лет мы, украинцы, установим новые, украинские, стандарты демократии, и к ним будут стремиться даже американцы.

К 2011 году ситуация в экономике изменится к лучшему. Произойдет резкий рост производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это, в свою очередь, приведет к тому, что через 10 лет от нашего экспорта начнут задыхаться западные производители. К этому времени в Украине будут производить не только ракеты и танки, которые покупают на Западе, но научатся делать и утюги, телевизоры, автомобили, которые будут конкурировать с ведущими мировыми марками. Все люди станут значительно богаче.

А вот проблемы... Думаю, что через 10 лет в Украине наиболее актуальные сегодня проблемы все-таки будут решены. Нерешенными останутся, скорее всего, проблемы, характерные для развитых стран и носящие глобальный характер.

Владимир ГОРБУЛИН,
председатель Государственной комисии ОПК Украины:

— Меня не столько интересует место, которое Украина займет в мире через десять лет, и даже не уровень ее влияния на то, что в этом мире будет происходить, сколько степень ответственности, которую Украина в этой связи сможет себе позволить. Надеюсь, у нее наконец-то появится тот самый здоровый эгоизм, наличие которого напрямую связано с реальным, а не декларируемым местом любого государства в мировом сообществе.

В отношении демократии напомню, что подлинный, а не декларируемый уровень развития демократии определяется ее возможностями защищаться от самой себя, ибо настоящая демократия вовсе не означает социальное своеволие и правовой нигилизм. У нас нет другого выхода, как значительно продвинуться в этом направлении, если мы действительно стремимся стать одним из определяющих субъектов мирового развития.

Надеюсь, что и экономика наконец-то станет человечнее и в социальном плане — ответственнее.

Государственная независимость не должна быть предметом слепого поклонения или чванливой гордости. Главная задача, которая возникает на втором десятилетии независимости — переосоздание государства, превращение его в инструмент служения обществу, а не отдельным политическим силам внутри его. Отсюда основные проблемы: преодоление отчужденности между народом и властью, постановка во главу угла всей политической деятельности принципа личной моральной и правовой ответственности, возрождение у народа чувства собственного достоинства.

Мустафа Джемилев, лидер меджлиса, председатель Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, народный депутат Украины:

— Украина имеет огромный ресурсный и интеллектуальный потенциал, поэтому, видимо, можно было бы говорить об экономическом будущем нашей страны с большим оптимизмом. Но экономическое развитие, разумеется, зависит в первую очередь от политической ситуации в стране. Если политические силы, тоскующие по «светлому прошлому» и старающиеся втянуть страну туда опять, пытающиеся тормозить принятие или саботировать будущие реформы, направленные на рыночное развитие экономики, будут достаточно сильны, то вряд ли можно прогнозировать быстрое экономическое развитие. А если, не дай Аллах, эти силы станут превалировать, то нас точно ждет судьба Северной Кореи или кастровской Кубы с обилием тюрем и лагерей для недовольных и с карточками на продукты питания, независимо от наших ресурсов и иного потенциала.

И все же, думаю, Украина будет идти по пути интеграции с демократическими странами Европы и Азии, хотя и несколько медленнее, чем другие, тоже побывавшие в коммунистической орбите, европейские страны. Ведь даже многие коммунистические и иные ультралевые лидеры в Украине сами всерьез не верят в свою пропаганду и не думают о возврате к советскому строю, хотя бы по той причине, что в этом случае сами одними из первых могут попасть под «экспроприацию» или «раскулачивание». С Крымом несколько сложнее, поскольку есть несколько факторов, которые значительно отличают этот полуостров от других регионов континентальной Украины. В первую очередь его этнический состав. По-видимому, еще очень значительное время превалирующий на полуострове по численности этнос будет тяготеть к своей исторической родине, то есть к той стране, откуда этот этнос прибыл в Крым. Причем будет стремиться туда не в плане физического перемещения, а присоединения к России вместе с исторической родиной другого народа, который после долгих лет депортации возвращается обратно. Интенсивность этих устремлений во многом будет зависеть от того, насколько сильны будут в России позиции политиков типа Лужкова, Затулина и др. Это в свою очередь будет провоцировать осложнение как межэтнической ситуации в самом Крыму, так и между двумя соседними государствами. С другой стороны, можно ждать серьезных осложнений, если и далее будут игнорироваться права крымскотатарского народа.

В будущие 10 лет Украина, безусловно, должна и, видимо, будет проводить такую внешнюю политику, которая наиболее отвечает ее национальным интересам. В целом это, конечно, означает ориентацию на политику западных демократических стран, но не исключено, что иногда интересы Украины и России будут совпадать в том числе и в области внешней политики. А что означает на практике безусловная пророссийская ориентация — это уже хорошо известно. Надеюсь, что повторно наступать на грабли не будем.

А что касается проблем 2011 года, то, видимо, мы не сможем к следующему юбилею достичь должного повышения жизненного уровня всех граждан. Если не будет разработана и реализована концепция межнациональных отношений, то всегда будет присутствовать угроза конфликтов на этой почве. Здесь опять-таки в первую очередь речь идет о проблеме восстановления прав крымскотатарского народа. Если у нашего большого соседа не установится свободная от комплексов «старшего брата» демократическая система, то проблема урегулирования отношений с этой страной будет присутствовать перманентно.

Вряд ли к следующему юбилею будут решены проблемы, которые пока не под силу даже довольно богатым демократическим странам: проблемы экологии, безработицы, преступности и т.п. Но в целом есть основания верить, что следующий свой юбилей независимая Украина встретит в гораздо лучших условиях.

Анатолий ЗЛЕНКО,
министр иностранных дел Украины:

— Грядущие 10 лет станут, по моему мнению, определяющим для Украины.

Но, не в плане выбора.

За десять лет независимости мы не сбились на окольные пути, а четко определились со своим магистральным курсом — интеграцией в европейское пространство. Предстоит не менее сложный период воплощения сделанного нами выбора.

Главным стратегическим ориентиром для Украины в этом выборе вижу членство в Европейском союзе. Посредством возрождения своей европейской сущности Украина сможет окончательно утвердиться как государство и полноценно удовлетворить политические, экономические, духовные и культурные интересы своих граждан и соотечественников.

Уверен, что Украина существенно усилит свои позиции в Центральной и Восточной Европе. Объективные условия складываются таким образом, что геополитическое положение, человеческий и экономический потенциал не позволяют Украине быть рядовым статистом, а требуют превращения в активного участника процессов регионального сотрудничества.

Украина, по моим прогнозам, станет одним из надежных оплотов стабильности и безопасности общеевропейского политического, экономического и безопасного пространства, страной, которая будет привлекаться к принятию важных политических решений на европейском и мировом уровнях.

Я всегда удивлялся, почему мы априори ставим Россию и Европейский союз по разные стороны границы, существующей скорее в подсознании, нежели на самом деле. Сотрудничество с нашим самым большим соседом и стратегическим партнером Российской Федерацией мы рассматриваем как повседневную реальность и неотъемлемую составляющую нашего европейского выбора. Ведь умение жить в мире и согласии с соседями является одним из критериев вступления в Европейский союз. Кроме того, кто знает, не станет ли в течение следующих десяти лет Россия членом ЕС?

Что же касается СНГ, то, по моему мнению, если в рамках Содружества в ближайшее время не будет найдено действенных механизмов эффективного взаимодействия, прежде всего в экономической сфере, то эта структура на протяжении следующей декады может потерять свою дальнейшую перспективу.

У Айзека Азимова есть книга под названием «Фонд», в основу которой положена идея обусловленности общественных трансформаций объективными процессами.

Украинский народ — это народ, который мыслит ДЕМОКРАТИЧЕСКИ. Об этом свидетельствует вся наша история. И это же определяет закономерную и единственно возможную форму общественного строя для нашего государства — демократию. Все отличавшееся — наносное, неестественное для украинцев.

Убежден, что следующие 10 лет станут важным периодом укрепления наших традиций и новых достижений: укрепление демократических отношений и основ гражданского общества. И это не зависит даже от того, хотим мы этого или нет — это объективная обусловленность для Украины.

Вообще-то, как по мне, демократии не может быть много или мало. Она или есть, или ее нет.

Прогнозы же в сфере экономики — дело неблагодарное. Но больше всего хотелось бы, чтобы сбылись именно они.

Вижу в недалеком будущем Украину государством со стабильной рыночной экономикой, здоровой финансовой системой, сбалансированной налоговой политикой, соответствующей законодательной базой.

Имею основания надеяться, что на протяжении следующего десятилетия Украина займет достойное место в мире как промышленно развитая страна с собственными передовыми технологиями. Станет окончательно открытым для иностранных инвесторов, привлекательным и надежным экономическим партнером.

А главное, верю, что неизменным спутником высокого уровня развития национальной экономики станет подъем жизненного уровня украинских граждан.

Относительно проблем.

Трудно спрогнозировать внутриполитическую ситуацию в стране, но, на мой взгляд, возникает три вопроса:

Сохраним ли мы темпы экономического роста?

Будут ли успешными наши реформы?

Хватит ли нам политической воли, чтобы быть последовательными в реализации намеченного?

Наше будущее зависит от утвердительного ответа на каждый из перечисленных вопросов.

Думаю, что десяти лет нам вполне хватит, чтобы не только успешно решать проблемы, являющиеся актуальными сегодня, но и научиться справляться с теми, которые будет диктовать жизнь в будущем.

Хочу надеяться, что в Украине будет воспитана национальная элита — политическая, управленческая, бизнесовая как в центре так и в регионах, которая будет работать как единый организм, единое целое.

В сфере международной жизни нерешенными, скорее всего, останутся проблемы обеспечения глобальной безопасности — как в политическом, так и в экономическом, военном, экологическом измерениях.

Дисбаланс в социально-экономической сфере между разными регионами планеты, организованная преступность, международная наркоторговля, терроризм, латентное распространение технологий изготовления оружия массового уничтожения, нерешенность межэтнических, межконфессионных вопросов — эти и другие вероятные проблемы будут представлять в будущем угрозу для национальной безопасности каждой страны, если не объединить усилия всего международного сообщества для их преодоления, не действовать взаимоответственно и настойчиво.

Виталий КОНОНОВ, народный депутат,
лидер Партии зеленых Украины:

— Бушующая волна глобализации подхватит и Украину. За десять лет наша страна еще больше приобретет признаки информационного общества, в котором место любого государства будет определяться его возможностями в мировой информационной сети, а не устаревшими геополитическими расчетами суверенных государств.

В постиндустриальном мире принципы демократии будут пересмотрены и, по всей вероятности, за 10 лет в Украине воспримут потребности демасификованного общества, — это когда «власть-идол» трансформируется во «власть-менеджера», нанятого налогоплательщиками.

Уровень экономики за 10 лет — это не бездушное ВВП на душу населения, а реальные изменения качества жизни индивидуума: доступ к реальным знаниям, к чистому воздуху и воде, продуктам питания, медицине, необходимому количеству энергии.

За следующие 10 лет не удастся решить проблемы:

— окружающей среды;

— ядерной энергетики;

— противостояния Восток—Запад (будет идти дискуссия вокруг нейтралитета Украины);

— омоложения власти;

— гендерного равенства;

— ксенофобичности украинского общества.

Александр Мороз,
народный депутат,
лидер Социалитической партии:

— Прежде чем давать четкие ответы на заданные вами, нужно отметить один принципиальный момент: будущее Украины, украинского народа зависит, в первую очередь, от того, изменится ли в Украине система власти. Для нормальной, цивилизованной жизни нам крайне необходима не только демократическая форма организации власти в стране, но, главное, — демократическая сущность этой власти. К сожалению, при сохранении нынешнего режима, мутировавшего в нечто, устрашающее даже его апологетов, можно надеяться только на то, что к 2011 году с политической карты мира исчезнет независимое государство Украина. Однако я верю в наш народ, его мудрость и силу. Будучи по натуре реалистом, уверен в славном будущем Украины, ее граждан, когда каждый человек будет чувствовать, убеждаясь на практике, что его мысли, позиция, интересы что-то значат.

В грядущем десятилетии наша страна должна занять достойное место среди процветающих и могущественных государств мира как по уровню жизни, так и по своей значимости на мировой арене. Дилемма «Россия или Европа» спекулятивна по своему содержанию. Европа не НАТО и ЕС, не безвизовый режим и общая валюта, а стандарты жизни, среди которых на первом месте — конституционность, демократия и права человека. Обеспечить эти стандарты у нас, в Украине, — наша основная задача. Тогда сами собой отпадут все споры о векторах развития. Тогда люди будут уважать свое государство, будут верить власти. Тогда к нам будут ближе и Запад, и Россия. Только тогда у нас будут силы и возможность вести независимый, самостоятельный политический и экономический курс, не оглядываясь с опаской по сторонам, в ожидании очередных внешних оценок и санкций. Не знаю, будет ли это к 2011 году. В середине 90-х Украина уже упустила свой шанс утвердиться в Европе и мире. Нельзя повторять абсурдных ошибок. Во всяком случае, я и мои единомышленники сделаем все, чтобы достойное место Украине было гарантированно.

К 2011 году достичь уровня экономического расцвета вряд ли удастся. Разрушить, уничтожить можно быстро, но построить что-то качественно новое за 20 лет невозможно, тем более, когда нет тщательно разработанной стратегии. Эта стратегия, по Конституции, называется «Основы внутренней и внешней политики». Проект этого Закона, подготовленный социалистами, вот уже несколько лет блокируется Банковой.

Кроме того, «избранным» очень тяжело будет отказываться от специфических, льготных условий ведения своей бизнес-деятельности, что в свою очередь тоже будет тормозить процесс становления. Ведь этих «избранных» нужно отучить от доминирования субъективных желаний над объективными потребностями общества. И сами они властью быть не должны. Поэтому реабилитационный период национальной экономики будет довольно длителен, и к 20-летней годовщине независимости нашего государства она достигнет состояния стабильного роста.

Естественно, это случится только после смены действующей системы власти.

На мой взгляд, не может быть высокого или низкого уровня развития демократии. Демократия или есть, или ее нет. Сама по себе она предполагает довольно высокие стандарты законной организации общественной жизни, выдвигает жесткие требования ко всем участникам демократических процессов. Так вот в том, что Украина реально станет демократическим государством гораздо раньше, чем через 10 лет, я не сомневаюсь. Смогут ли некоторые вынести испытание демократией — вопрос к ним.

Морально искалеченный, озлобленный народ — вот самая острая и болезненная внутренняя проблема, которую мы не сможем решить на протяжении довольно длительного периода. Можно отстроить заводы, фабрики, школы, обеспечить высокий уровень социальной защиты, но возродить человеческое достоинство, искоренить в народе насаждаемый нынешней властью рабский дух — крайне деликатная и сложная задача. Ведь сегодняшней власти для укрепления своего положения необходимо затурканное, забитое, запуганное, обездоленное население, которым может управлять даже посредственность. И она, власть, наш народ таким и делает — последовательно, методично и, надо признать, к сожалению, очень успешно. Но так дальше продолжаться не может. По моему твердому убеждению, в Украине каждый человек имеет право осознавать свою значимость, уважать и быть уважаемым, быть уверенным, что его будущее и будущее его семьи можно обеспечить здесь, на его Родине. Ведь мы все вместе должны нести ответственность за нашу, уже новейшую историю. Это — наше с вами общее дело. Верю, так будет. Веру эту поддерживают тысячи и тысячи небезразличных людей, которые в дни юбилея страны задумаются над ее перспективой.

Что касается внешних проблем, то здесь что-либо предсказывать сложно ввиду влияния огромного количества как субъективных, так и объективных факторов. Правда, не стоит забывать, что внешние проблемы зачастую мы создаем себе сами.

Валерий Пустовойтенко, министр транспорта,
председатель Народно-демократической партии:

— В следующем десятилетии Украина, считаю, будет активно развивать отношения с Западом. И они обязательно будут укрепляться. У нашей страны есть шансы за этот период стать членом ЕС. Между тем нужно обязательно углублять экономическое сотрудничество с Россией. Ведь это рынок сбыта наших товаров.

Украина, убежден, будет наращивать свой экономический потенциал. Одна из главных задач — углубить структурные изменения в экономике, увеличить наш экспортный портфель. А самое главное — добиться, чтобы результатом всех этих трансформаций стало неуклонное повышение уровня благосостояния наших людей. Кстати, наше видение экономического развития государства изложено в разработанной Народно-демократической партией долгосрочной программе социально-экономического развития Украины.

Уровень демократии в течение следующих десяти лет будет расти. Это однозначно. Будут укрепляться все демократические институты государства. Будут интенсивно развиваться ныне существующие политические партии. Их влияние в обществе, как и общественных организаций, намного усилится.

Жизнь такова, что проблемы никогда не исчезнут. Но нерешенных станет значительно меньше. Одна из проблем будет значимой. Как на просторах СНГ, так и в мире в целом будет вестись очень серьезная борьба за рынки сбыта. Украина должна быть готовой к этому. Мы сможем занять свою достойную нишу, нас не вытеснят, если обеспечим стабильное, поступательное развитие нашей экономики.

Петр СИМОНЕНКО, народный депутат,
первый секретарь ЦК КПУ:

— Я, как и мои товарищи по партии, как и миллионы наших сторонников, хотел бы видеть нашу родную Украину Украиной. То есть государством политически и экономически независимым, демократическим, правовым и цивилизованным, с высокими показателями жизненного уровня населения, уважаемым во всем мире как на Западе, так и на Востоке.

Считаю, что при определенных условиях это вполне реально, ибо у нас объективно имеется все необходимое — неисчерпаемые природные ресурсы, мощный индустриально-аграрный, научный и культурный потенциал, созданный в советские времена, и, конечно же, высокообразованные и квалифицированные кадры.

На мой взгляд, уровень развития экономики во многом зависит от принципов работы, заложенных в основу деятельности власти. Если основополагающим принципом работы в ближайшие десять лет станет принцип — «на благо нашего государства», а не в интересах иностранных «держав» и своей личной выгоды, то, возможно, к двадцатилетию независимости нам удастся остановить падение и достичь реального (а не бумажного) экономического роста.

К сожалению, пока с горечью можно констатировать: Украина — государство, которое в конце XX столетия, в конце второго тысячелетия потеряла независимость перед лицом МВФ и других глобальных финансовых структур-спрутов. И вот уже десять лет меняются очередные временные коллаборационистские правительства, колеблющиеся вместе с колеблющимся Президентом, а жизнь страны становится все хуже и хуже, улучшений нет. И прошедшее десятилетие подтверждает правильность наших выводов. Мы всегда принципиальны и считаем, что только смена правящего режима может изменить ситуацию.

Что же касается уровня развития демократии, то и здесь первостепенной задачей является смена правящего ныне криминально-олигархического режима, который не способен развить основы демократии в интересах народа Украины, а пошел по пути усиления власти Президента и создания полицейского государства.

Именно народ как единый конституционный источник власти в государстве способен и должен своим волеизъявлением на очередных парламентских и президентских выборах по-новому, в своих интересах, определить свою судьбу, судьбу демократии и будущее страны.

Коммунистическая партия Украины готова взять на себя ответственность и вывести страну из кризиса, установить подлинную народную демократию.

В случае же сохранения нынешнего политического и социально-экономического курса последующие поколения украинского народа получат в наследство очень серьезные проблемы как внутренние, так и внешние. И чем дальше, тем их решение будет сложнее. Но мы оптимисты и твердо верим, что добро и справедливость восторжествуют в нашей стране, и к 2011 году Украина станет сильной и процветающей, где каждый гражданин будет иметь высокооплачиваемую работу, каждый выпускник сможет выбрать занятие по душе и учебное заведение, в котором хотел бы обучаться дальше по желанию и способностям, пенсионеры будут отдыхать с соответствующей пенсией, в период летних отпусков любой гражданин Украины сможет оздоровить семью. И тогда для каждого гражданина Украины праздник двадцатилетия будет настоящим.

Юлия ТИМОШЕНКО, лидер Форума национального спасения:

— Ключевым событием, определяющим направление и динамику будущего политико-экономического развития Украины станут парламентские выборы в марте 2002 года.

Есть два, только два (!), реальных субъекта этих выборов. Один из них — Президент Украины Л.Кучма с «подельниками» из ТУНДРы и СДПУ (о), второй — оппозиционные в душе или публично демократические политические силы, которые представлены сегодня тремя блоками — «Наша Украина» В.Ющенко, «Украина без Кучмы» А.Мороз, «Форум национального спасения» Ю.Тимошенко. Все остальные участники выборов будут исполнять либо роль «массовки», «фона» (прогрессивные, аграрные, зеленые, фруктовые и др. партии), либо роль «стабилизатора» Кучмы и созданной им патовой ситуации в политике и экономике (клонированные в последнее время коммунистические партии независимо от хозяев— не исключение).

Кто победит — криминальный застой или демократия — зависит только от одного фактора — сможет ли вся оппозиция объединиться в один сильный блок и дать обществу новое политическое качество. Такой единый блок при правильно организованной работе сможет взять на выборах 65—70% и коренным образом изменить явно негативные тенденции в развитии Украины.

В случае убедительной победы на парламентских выборах Кучмы и его окружения Украину в следующие десять лет ожидает предсказуемое движение от полудемократии к авторитаризму, полная потеря права распоряжаться своими транзитными магистралями и, как следствие, потеря последних рычагов влияния на международной политической и экономической арене, окончательное разграбление государственных ресурсов, строгий порядок в финансовой и «духовной» жизни «семьи» а в остальном нарастающий хаос и ложь, которые будут по-прежнему трактоваться как объективные трудности затяжного переходного периода.

В итоге в одном контексте Беларусь, но без харизматичного лидера, а в другом — Туркменистан, но без собственных ресурсов нефти и газа. Независимость будет жить в наших сердцах и двух символах — площади Независимости в центре Киева и странном до неприличия сооружении на площади Независимости.

В случае победы единого демократического оппозиционного блока на парламентских выборах ситуация на следующие десять лет будет также полностью прогнозируемой: принципиально новый парламент, принципиально новый Президент и наконец Начало. Начало созидательного строительства Украины и реальной интеграции в Европу. На этом пути — достижение Украиной реальных европейских ценностей, свойственных гражданскому обществу. И снова до обидного ничего неожиданного для европейского пути развития Украины: экономический расцвет, не декларируемые, а реальные гражданские свободы, достойное место участников, а не наблюдателей за глобальными мировыми процессами.

И тогда Украине и всем нам останется только найти в себе силы и вжиться в общеевропейские проблемы цивилизованных стран: куда размещать капитал, как бороться с кризисом перепроизводства и т. п. и мучительно решать эти проблемы совместно с цивилизованными европейскими странами уже последующие десять лет.

Геннадий Удовенко, народный депутат,
лидер Народного руха Украины:

— Мы образовали внешнеполитическую сеть, нас признали все страны мира. Мы объявили курс на интеграцию с европейскими и трансатлантическими структурами. Мы заявили о намерении вступить в Европейский Союз, активно сотрудничаем с НАТО. Впрочем, в последнее время, чтобы не дразнить северного соседа, у нас меньше стали говорить об интеграции с трансатлантическими структурами.

Украине нужно четко определиться. Я внес законопроект об основах внешней политики Украины на современном этапе. Считаю, что мы должны проводить внешнюю политику, руководствуясь исключительно национальными интересами Украины. Мы должны заботиться о себе, не думая, как на это отреагирует Москва. Таковым, например, было решение о визите Папы Римского.

Новые основы внешней политики нам нужны, и ударение важно сделать на вступлении Украины в НАТО, поскольку формируется европейская система безопасности, а нас постоянно втягивают в военные союзы с Россией. Сегодня Народный рух Украины выступает за вступление Украины в НАТО, как в девяностых за независимость. И я верю, что мы будем в этой организации. Уже сейчас Украина должна официально поставить вопрос о членстве в НАТО, что будет способствовать национальной безопасности.

Я уверен: за десять предстоящих лет в Украине к власти придет новая генерация, не зашоренная коммунистической идеологией. Придут люди молодого и среднего поколения, у которых не будет комплекса неполноценности, и которые станут гордиться государством и строить его, исходя из национальных интересов украинского народа. Общество будет демократичным, интегрированным в западную экономику. Радикальные изменения в идеологии нашего общества усилят роль Украины в мире.

Несмотря на проблемы с обеспечением прав человека и фундаментальных свобод, парламенту удалось принять Конституцию, где четко выписан раздел, посвященный правам человека. Мы вошли в Совет Европы, присоединились к Европейской конвенции по вопросам прав человека, дающей возможность каждому гражданину Украины обжаловать судебное решение в Евросуде в Страсбурге. Всем этим нужно научиться пользоваться.

Украина унаследовала мощный экономический потенциал. Я неоднократно ссылался на проспект известного американского политолога Ричарда Шрайвера, в 1990 году написавшего, что седьмая по экономической мощи страна мира открыта для бизнеса. Но мы очутились за дверью развитого мира. Только правительству Виктора Ющенко удалось положить начало преодолению экономического кризиса.

Через десять лет значительно возрастет внутренний валовой продукт. Но мы должны перестать быть аграрно-сырьевым придатком. В Украине имеются возможности для развития передовых технологий: электронной промышленности, машиностроения. Думаю, что за это время они будут востребованы, и Украина превратится в государство не с переходной, а с рыночной экономикой социального направления.

Вместе с тем нерешенными могут остаться проблемы адаптации украинского народа к европейским ценностям.

Игорь ШАРОВ,
народный депутат,
лидер фракции
«Трудовая Украина»:

— Один из выдающихся творцов и сподвижников украинской национальной идеи Владимир Винниченко даже во время апогея тоталитарного режима в СССР считал, что «украинская государственность в Украине есть». Она, как писал он в своем дневнике, живет, накапливает силы, которые скрыто содержат в себе идею самостоятельности и которые в благоприятное время взорвутся, чтобы осуществить ее. Нечего и говорить о политической, духовной энергетике созидания Украины современной. Ее претензии на свое достойное место в мире еще в полной мере не заявлены, ее возможности развития далеко не исчерпаны. Поэтому можно смело предрекать возрастание значения, роли Украины в процессах мировой интеграции и глобализации, а следовательно, она значительно приблизится к Западу как центру цивилизованной поступи нашего времени.

Что касается наших отношений с Россией, то здесь следует максимально учесть тот факт, что утверждение независимости, самостоятельности Украины связано с ее выходом из состава другого государства. А это отработка оптимальных отношений с его правопреемником, каковым является Россия. Нужно надеяться, что, идя путем разумного компромисса, осознавая трудности и реальные потребности друг друга и, главное, с полным взаимоуважением, Украина и Россия будут для мира примером цивилизованного, конструктивного взаимодействия как друг с другом, так и в рамках СНГ.

Если мы стремимся занять достойное место в мире, то это невозможно без экономического роста. Выход на европейский и мировой рынки, с одной стороны, потребует от нас держать марку, обеспечивая надлежащий уровень производства продукции и ее качества, а с другой — будет способствовать экономическому подъему. Несмотря на все трудности и кризисные явления, Украина имеет шансы достигнуть уровня других цивилизованных, развитых стран. Это обусловлено уже хотя бы тем, что, по теории экономических циклов, в процессе развития кризиса после самой низкой его фазы наступает подъем, характеризуемый высокими темпами развития. Достаточно потенциальным является и субъективный фактор, базирующийся на нашей истории, на патриотизме людей. Единство нации, сила духа — это те мощные крылья, которые помогут нам подняться до высот общественного прогресса, экономического успеха. И я уверен, поднимемся, увидим достигнутое и воспользуемся его плодами. Но будем реалистами. Десяти лет для этого, возможно, и маловато.

Демократия — это власть народа, его участие в управлении государственными делами, в решении неотложных общественных задач. Поэтому остро реагировать на всю массу нынешних проблем должны не только государственные деятели, но и население, гражданской позиции которого иногда критически не хватает, чтобы подтолкнуть к активным действиям политиков. Усилиями всего народа, всех государственных институтов следует настойчиво преодолевать равнодушие и бездеятельность, проявляемые ныне на всех уровнях политико-правовой системы. Вот где непочатый край работы во имя торжества демократии.

Проблемы будущего от части имеют корни в прошлом. Независимость, обретенная, на первый взгляд, так легко, до сих пор фактически не стала независимостью народа от стереотипов сознания, привитых веками безгосударственности. Научиться по-новому мыслить, а затем по-новому работать, отбросить старые комплексы, как омертвевшую кожу, — дело не одного дня и, возможно, не одного десятилетия.

Независимость принесла нам возможность возрождения духовности, выведения ее из того мученического состояния, в которое ввергла ее тоталитарная система. Но для нашей неокрепшей духовной культуры назревает новая опасность — со стороны глобализации. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы процессы глобализации не отразились на нас негативно, не привели к другому виду духовного опустошения — денационализации культурной жизни, измельчания нравственно-эстетических запросов и потребностей. Ведь история учит, что значительно легче разрушить, чем потом снова отстраивать, восстанавливать, особенно в культурно-духовной сфере.

Провозглашение Независимости открыло перед Украиной цивилизованный выбор. 10 лет, истекшие с тех пор, убедили нас, что это хоть и непростой, но единственно верный, необратимый путь.

Виктор ЮЩЕНКО,
лидер блока
«Наша Украина»:

— Для меня вопрос будущего государства является вопросом глубины моего видения перспектив развития Украины, а также моей личной позиции в этом процессе.

Перспектива страны в первую очередь определяется наличием образа ее будущего в обществе, институтов и ресурсов его реализации, а также адекватной оценки прошлого страны через видение будущего.

Творец этого образа — национальная элита, являющаяся признанным авторитетом, с которым другая часть общества готова строить совместную перспективу.

Перспективу страны составляют приоритетные ценности и моральные основы, на которых базируется нация. Выбор будущего Украины является всегда выбором в пользу одних ценностей и отказа от других. В те или иные времена различные элиты навязывали чуждые нам принципы и основы собственной жизни. Поэтому в фазу независимости мы вошли с ложными целями и различным видением приоритетов. Сегодня важно адекватно оценить роль каждого гражданина и ответственность элиты в выборе перспективы, чтобы следующие 10 лет мы смогли стать хозяевами нашей Украины и творить достойное будущее для себя и следующих поколений.

То, какой станет Украина через 10 лет, зависит от каждого гражданина. Задуманное может реализовать только лишь народ, который был исторически отстранен от политических процессов в стране. Сегодняшний разрыв между властью и обществом, отсутствие механизмов влияния населения на властную элиту остается фундаментальной проблемой государственной политики.

Я убежден, что консолидация общества и власти, различных политических сил, этнических групп и различных поколений должна стать базой будущего, ядром национальной политики развития. Будущее будет таким, какими будем мы. Появление новых институтов, на которые опирается демократия и общественное развитие, и устранение старых — будет определяющим в перспективе десяти лет. Только тогда сформируется среда, в которой появятся новые личности, для кого профессиональным призванием станет общественное развитие и эффективное управление процессами изменений в государстве. Команда этих профессионалов будет способна использовать опыт, мировую практику, предложить проекты и программы, адекватные мировым стандартам. Именно от команды этих профессионалов будет зависеть культурно-исторический выбор Украины, с которым она войдет в мировое сообщество как цивилизованное европейское государство.

Я глубоко убежден, что вопрос будущего Украины через 10 лет является личным культурным выбором каждого из нас. То, что мы сегодня делаем, и является будущим. Поэтому переходить нужно от образов к действиям, от вопросов о будущем — к политике. В Украине имеется элита, которая готова взять на себя ответственность за будущее, есть народ, который готов стать хозяином своей страны, есть своя история. Это и есть будущее нашей Украины через 10 лет.