UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как вызов времени…

Конкурентоспособность — это не то же самое, что и конкурентность. Таков главный неофициальный итог состоявшейся 1 февраля с.г...

Автор: Зинаида Лещенко

Конкурентоспособность — это не то же самое, что и конкурентность. Таков главный неофициальный итог состоявшейся 1 февраля с.г. презентации результатов проекта под названием «Украина-2005. Рейтинг резонансных событий и конкурентоспособность страны». Хотя, похоже, его организаторы — Коммуникационная группа «ПРТ» и общественная организация «Совет конкурентоспособности Украины» — ставили перед собой несколько иные задачи.

Итоги экономические и политические

Итак, каковы же главные итоги рейтинга? По версии «ПРТ», наиболее резонансным событием 2005 года в номинации «Политика» стала отставка Кабинета министров и СНБОУ. В разделе экономических событий уверенно лидирует газовый конфликт между Украиной и Россией, а за ним, кто бы сомневался, — продажа «Криворожстали». Далее (приблизительно на одном уровне экспертной оценки) следуют кризисы, скандалы, аресты. Без особых неожиданностей.

Что же касается новшества — оценки событий с точки зрения их влияния на конкурентоспособность страны, то на этом следует остановиться поподробней.

СКУ предложил свою методику оценки событий, базирующуюся на международно признанном подходе оценки конкурентоспособности стран и регионов, разработанной Международным институтом развития менеджмента в Лозанне (IMD). Методика WWC IMD-Lausanne анализирует четыре группы факторов (показателей и оценок), взаимодействие которых дает общий показатель или рейтинг конкурентоспособности страны.

Внимание, господа политики! Особенно те, кто не преминул украсить свои партийные программы этим популярным нынче словосочетанием. (Украсить-то украсили, да контекст подвел. Как оказалось, привстать с бытового уровня понимания этого термина то ли не удается, то ли недосуг: предвыборная кампания в разгаре.) Итак, конкурентоспособность страны — это не конкурентность предприятия, фирмы или компании. Потому что определяется она показателями четырех групп факторов: 1) макроэкономическая динамика; 2) эффективность правительства и институтов власти; 3) эффективность бизнеса, в том числе и частного сектора; 4) развитость инфраструктуры в широком смысле. Иными словами, это не что иное, как экономическая политика государства, формировать которую необходимо профессионально.

Конечно, методика, разработанная специально для данного проекта, привязана к наиболее «событийным» показателям, и ее автор, председатель СКУ Ю.Полунеев, подчеркивает «условность и некоторую аналитическую незавершенность подходов».

Итак, какие же события 2005 года наиболее значительно повлияли на конкурентоспособность Украины? Положительное и отрицательное влияние оценивалось экспертами по шкале от -10 до +10 баллов. К безусловно положительным эксперты отнесли решение ЕС о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой и принятие Верховной Радой пакета законов, необходимых для вступления в ВТО.

Комментируя первые позиции положительного рейтинга, Ю.Полунеев отметил, что вступление в ВТО для многих стран мира является нелегким решением, так как открывает страну для конкуренции. Почему для Украины это является настоящим испытанием на политическую зрелость общества? Потому что за вступлением в ВТО, подчеркнул Ю.Полунеев, последует экономический шок, который необходим нам для изменения монопольного характера экономики и отнесения конкуренции как экономической категории к приоритетам регуляторной политики. Но это непреложное условие развития страны.

Был и парадокс, состоящий в том, что повышение цен на газ, оцененное экспертами как плохо повлиявшее на конкурентоспособность страны (-6,3), по личному мнению автора методики, является событием положительным. В краткосрочной перспективе Украина действительно понесет убытки, но в средне- и долгосрочной это «пробудит» страну к решительным действиям в сфере энергосбережения, ведь катастрофически высокая энергоемкость нашего ВВП — уже притча во языцех. Потеряв дешевый газ и внедрив научные разработки, приводящие к существенной экономии энергоресурсов, а таковых у нас оказалось немало, Украина повысит конкурентность своих товаров на мировых рынках.

А в это время о том же, и с не меньшей убежденностью, говорили на обратной для нас стороне планеты. В своем ежегодном послании к нации Дж.Буш одним из важнейших приоритетов назвал уменьшение зависимости от ненадежных поставщиков энергоносителей, о программе перспективных энергетических инициатив, рассчитанной на 20 лет, о средствах, выделяемых в госбюджете на разработку альтернативных источников энергии и… энергосберегающих технологиях. Это, считает президент одной из наиболее развитых стран мира, значительно повысит конкурентоспособность США. Ему аплодировали стоя…

Общественная рефлексия

Количество (и качество) приглашенных позволили сделать некий условный срез общественной реакции на результаты рейтинга и особенно на комментарии к ним. Дошел ли мессидж, долго гадать не пришлось. Первый из опрошенных, а им оказался представитель творческой интеллигенции с почитаемой в Украине фамилией, тут же заявил, что от слова «конкурентоспособность» смердит Европой и что более актуальной является проблема произвола районных судей в украинской глубинке. Вот только дело в том, что одним из многочисленных показателей конкурентоспособности как раз и является объективность и независимость судебной власти, а прозрачная и честная конкуренция не имеет ничего общего с экономическим дарвинизмом.

Однако более осведомленные люди, в частности доктор экономических наук И.Крючкова, на протяжении последних пяти лет разрабатывающая тему конкурентоспособности, убеждены в ее абсолютной перспективности для Украины. Еще пару лет назад, сообщила Ирина Владимировна, даже доктора экономических наук не всегда правильно понимали сущность этого направления в экономической теории. Однако события последнего года обнадеживают. Создание СКУ, довольно активно пропагандирующего эту идею на всех уровнях, распоряжение президента от 3 октября 2005 г. «О некоторых вопросах обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в процессе европейской и евроатлантической интеграции» сдвинули дело с мертвой точки.

Что касается стратегического направления развития Украины на основе конкурентоспособности, то здесь, как совершенно справедливо отметил Г.Удовенко, не обойтись без объединения усилий парламента, правительства и третьего сектора.

Ну а отношением к конкурентоспособности Украины как национальной идее, которая проста, понятна, аполитична и успешно апробирована многими странами мира, мы поинтересовались у известного политолога Андрея Окары. Ему, как следует из его последней статьи «Что Бог думает об Украине», эта тема не чужда: «Когда мы говорим о глобальной национальной миссии, то это, конечно же, не может быть конкурентоспособность. Но для национального проекта, рассчитанного на несколько лет или десятилетий, она вполне приемлема.

Путь к конкурентоспособности пролегает, прежде всего, через внутреннее позиционирование, через изменение самосознания, в результате которого должна появиться самосубъектность, ощущение собственной самодостаточности.

В украинской ментальности и украинской политической культуре этого нет. А Украина привыкла быть не игроком, а полем для чужой игры, или наблюдателем, или мячом, по которому бьют другие. Я думаю, что Украине необходимо, прежде всего, почувствовать собственную самодостаточность.»

И только на один вопрос пока что не удается найти ответа. Проснется ли Украина от прикосновения такого вызова времени, как конкурентоспособность? Украина, спящая беспокойным сном.