UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ОТЧИТАТЬСЯ ЗА ДВАДЦАТЫЙ МИЛЛИОН

Если бы Наталья Кондратюк, руководитель бюро «ОРТ» в Украине, в свое время не показала дачу Павла Лазаренко, то миллионы до сих пор были бы уверены, что разговоры о счетах экс-премьера - это игры верхов...

Автор: Наталия Кондратюк

Если бы Наталья Кондратюк, руководитель бюро «ОРТ» в Украине, в свое время не показала дачу Павла Лазаренко, то миллионы до сих пор были бы уверены, что разговоры о счетах экс-премьера - это игры верхов. Наталья - журналист опытный и популярный. Но не этот факт, а профессиональная чистоплотность позволяет ей иметь и высказывать свое мнение

Расхожая шутка, появившаяся в России после 17 августа прошлого года «Поздравьте меня, я уже не олигарх», к Украине не имеет никакого отношения. Ни до 17 августа, ни после классических олигархов у нас не было. Было желание богатых стать влиятельными. Было желание влиятельных стать богаче. Периодически эти желания исполнялись, но до светлого образа классического олигарха (финансовый + промышленный капитал + СМИ = влияние и стабильный доход) никто не дотянул.

Первым партию богатых людей - Либеральную партию Украины по названию, а по сути олигархическую попытался создать в начале 90-х Игорь Маркулов. Расчет был прост: богатые должны объединиться для защиты и лоббирования своих интересов. Потенциальных кандидатов в члены ЛПУ(о) и тогда в Украине хватало. Но объединяться никто не спешил. Возможно, каждый считал, что, используя личные связи в верхах, добьется личных льгот и обскачет конкурентов. То было время стремительного прироста капиталов и политических иллюзий...

Вскоре и сам Маркулов растаял на белом «линкольне» в тумане далекого Альбиона. Это было едва ли не первое бегство украинского предпринимателя. Бегство с пепелищ бизнеса. Его «империю» сожгли по наводке, а пепел предъявили как показательный пример борьбы с зарвавшимся нуворишем. Нищим после бегства Маркулов не стал. Но заниматься бизнесом в Украине он теперь вряд ли будет. И он не одинок.

По проторенной им дорожке с небольшими отклонениями от маршрута вскоре прошли Лучинский («Нордекс»), Е. Щербань, В. Бортник («Украгротехсервис»), С. Юфа («Меркурий»).... и прочие эмбриональные олигархи, зачатые во времена премьерства Леонида Кучмы. Исключение из этой компании - Б.Бирнштейн. Украина была в его биографии весьма прибыльным эпизодом. БиБи несколько лет монопольно курировал экспорт химии и по неподтвержденной информации приторговывал оружием. Как он получил право на кураторство - другой долгий разговор. Но в итоге его постигла та же участь.

Первые большие капиталы и в Украине, и в России были получены на разнице внутренних и мировых цен на металл, химию, нефть, газ, спирт. Капитал рос, как на дрожжах. Финансовый «пинг-понг» длился недолго: внутренние цены сравнялись, а то и переросли мировые. Люди умные и предприимчивые заработанные по-шальному деньги начали вкладывать в полутеневой, но не криминальный бизнес.

Украина сырьевых подпорок для олигархов не имеет. Остается реэкспорт и промышленность. Строительство предприятий или реанимация существующих - первый кирпич в фундамент олигархической империи. Потенциально рентабельные предприятия у нас есть. Берите, стройте! Не хотят. Предпочитают снимать сливки без особых затрат. Вполне объяснимо - почему.

Бизнес в Украине создается долго, а разрушается моментально. Законов, способных защитить законопослушного начинающего олигарха, - нет. Нет и законов, которые помогут ему работать. Поэтому для занятий бизнес-упражнениями нужно обладать грацией колобка. Во-первых, иметь дедушку и бабушку, которые тебя испекут, и, во-вторых, благодаря прародителям умело уходить от неласковых объятий налоговой инспекции, полиции, КРУ, МВД, СБУ. Нарушить такой ритм бизнеса может только лиса-конкурент, вовремя подсказав дедушке, что колобок-то горелый и пора его съесть.

Известные западные бизнесмены утверждают, что готовы после первого миллиона отчитаться, как заработана каждая последующая копейка. Их украинские коллеги похвастаться такой прозрачностью бизнеса не могут даже сейчас. Ни о втором миллионе, ни о двадцатом, ни о двухсотом никто ничего не скажет ни дома, ни в эмиграции. Потому что украинское законодательство - как забор без калитки: через него можно только перелезть, оставив клочья бизнеса на штахетинах. Заборное законодательство делает бизнес уязвимым. Любого есть за что посадить. Особенно если дана команда «фас». По такой команде рухнул бизнес М.Бродского, Э. Гурвица, «Республика» И.Бакая, Е.Звягильский провел два года в эмиграции, отсидел в тюрьме П.Кудюкин, на бюджетный процесс перешла Ю.Тимошенко, невъездным стал В.Рабинович... И нужно быть клинически нездоровым, чтобы, зная украинское законодательство и нравы, наблюдая за взлетами и падениями коллег, оставить капитал в Украине.

При отсутствии сырья, при невозможности развивать промышленность предприимчивым людям приходится осваивать непростой финансовый бизнес или выкручиваться на купле-продаже электроэнергии, российской нефти и газа, угля, металла, оружия, оргтехники, частот, полиграфии...

Заниматься одним направлением считается рискованным. Потому что если одно кто-то отнимет - останется еще что-то на «черный день». Люди, носящие кличку Олигарх, называют такой процесс диверсификацией бизнеса. На самом деле больше подходит эпитет «ситуативный». Ситуативный бизнес нужно жевать быстро, «жадно урча и поминутно озираясь», приглядывая за теми, кто дал, и теми, кто хочет отобрать.

Раздают такие куски наверху и только особо приближенным. Ради получения желанной порции плетутся жуткие интриги. Потому что за пять лет все уже привыкли: кто в фаворе - тот и сыт. Олигархами у нас назначают. Для постсоветских республик государственный фаворитизм - дело обычное. Это наследие социализма, когда к спецраспределителю пускали только узкий круг привилегированных. Просто сейчас вместо пайков распределяют сферы влияния. Так можно получить право купить облэнерго, или 2/3 газового рынка, или контракт на поставку продовольствия армии, или целый автономный полуостров. Все зависит только от одного: оказался ли соискатель в нужное время в нужном месте с нужным компроматом на конкурента. Главная задача состоявшегося фаворита - не дать себя дискредитировать, потому что теряет он практически все, кроме того, что успел вывезти за границу.

Но полученное еще надо удержать! Вспомним В.Сивковича. Впервые мощнейшая структура государственных ТВ, радио и ретрансляторов была отдана «на откуп». Дарителя сего Сивкович должен был бы по «гроб жизни» носить на руках. Но, получив скелет олигархической империи, Сивкович, видимо, решил, что Бога за бороду достаточно хватануть один раз, а потом можно просто таскать за усы. Украинским олигархом Сивковичу удалось побыть недели три, если мне не изменяет память.

По содержанию классического олигарха напоминал П.Лазаренко. Злые языки утверждают, что в его империи было все: предприятия, энергоносители, монопольная водка, СМИ... У Павла Ивановича был дар алхимика - превращать в золото все, чего он касался. У его империи был один изъян. П.И. находился на посту и при исполнении.

В России (по Б.Березовскому) есть два типа олигархов: одни подстраивают бизнес под политику, другие перекраивают политику в угоду бизнесу. Но и те, и другие на выборах будут вместе поддерживать того, кто не допустит передела собственности и сфер влияния. Пусть это будет ситуативное объединение до выборов с целью не пропасть после, но оно уже было и опять будет.

У нас передел от выборов мало зависит. Если будет новый президент, то ему придется считаться почти со всеми, кого назначил олигархами старый. Поэтому всерьез никто не объединяется. Наоборот, каждый надеется после рассказать, как он лично помогал, а остальные гадили, и получить за это новый кусок. Если будет кому рассказать и от кого получить.

В сложившейся ситуации виноваты прежде всего сами предприниматели. Они предпочитают пресмыкаться, вместо того чтобы объединиться и принять нормальные законы. Откройте справочник по депутатскому корпусу «Кто есть кто». Даже не зная, кто чем занимается, по этому справочнику легко посчитать, что есть среди нардепов достаточное количество бизнесменов, способных успешно лоббировать принятие нового Налогового кодекса: Суркис, Медведчук, Зинченко, Кирюшин, Хорошковский, Салыгин, Богословская, Тимошенко, Волков плюс правые и правоцентристы. Объединись они вместе со своими фракциями и симпатиками - нормальный налоговый кодекс, прочие законы, которые позволят не воровать у самих себя, а работать, будут приняты. Исполнение нормальных законов сделает бизнес малоуязвимым для переменчивого настроения в верхах.

Следующим этапом может быть понимание того, что олигарху даже украинскому в парламенте не место. Его место в офисе. А в парламенте должны сидеть пяток проведенных им яппи-депутатов и исправно нажимать на кнопки, принимая нужные законы. Экономисты уже устали объяснять, как выиграет государство, если бизнес выйдет из тени. Прозрачность - залог неуязвимости.

А вот после всего этого олигархи станут выбирать президента, который будет способствовать экономическому подъему государства и вместе с этим - росту олигархического капитала. Они будут его выбирать, а не он их назначать. Пусть эта схема выглядит упрощенно, но западный мир доказал ее действенность.