UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как министр транспорта стрелки переводил

В то время как Главное управление госслужбы проводит служебное расследование относительно участ...

Автор: Владимир Кравченко

В то время как Главное управление госслужбы проводит служебное расследование относительно участия министра транспорта и связи Николая Рудьковского в организации приезда в Украину представителей туркменской оппозиции, сам министр-социалист, судя по его недавним заявлениям, собирается предъявлять судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «ЗН». При этом в заявлении пресс-службы Минтранспорта, сделанном, видимо, не без участия непосредственного шефа, сказано, что «все обвинения автора публикации в адрес Н. Рудьковского являются безосновательными». Мы приветствуем намерения господина Рудьковского, поскольку полностью готовы отстаивать свою позицию даже в украинском суде — самом гуманном в мире. Дело в том, что «ЗН» не позволяет себе публиковать непроверенную информацию. Да и в течение минувшей недели были не раз подтверждены факты (и одновременно добавлены новые подробности) относительно участия государственного чиновника Николая Рудьковского в организации приезда в Украину Нурмухаммеда Ханамова и Худайберды Оразова, изложенные в статьях «Украина—Туркменистан: мы пойдем своим путем?» («ЗН», №50 (629) от 30 декабря — 5 января 2006 года) и «Приглашение в чужой монастырь» («ЗН», №2 (631) от 20—26 января 2007 года).

Рудьковский, в частности, утверждает, что свою просьбу ускорить оформление виз Ханамову и Оразову он не аргументировал решением о въезде в Украину туркменских оппозиционеров, принятым высшим руководством страны. Но существуют письменные объяснения дипломатов, в которых утверждается обратное. Этот факт в различных средствах массовой информации подтвердили: глава дипломатического ведомства Украины Борис Тарасюк, замглавы секретариата президента Александр Чалый и непосредственный участник событий посол в Австрии Владимир Ельченко.

Николай Рудьковский утверждает, что он общался в вечернее время с послами и консулами как частное лицо и не считает, что допустил какое-то нарушение, используя служебное положение. А вот дипломаты говорят, что Рудьковский представлялся как министр транспорта и связи, звонки же были именно ночью. Но предположим, что в Украине любое частное лицо имеет мобильный и домашний телефоны наших послов, и каждый гражданин в качестве частного лица может позволить себе среди ночи перезвонить главам дипломатических миссий. Предположим, что просьба рядового частного лица срочно выдать визу лицу без гражданства будет немедленно рассмотрена и ему сразу же ответят согласием. Тем не менее, аргументируя свою ночную просьбу срочно, до пяти часов утра 22 декабря оформить визы для въезда в Украину лицам без гражданства, Рудьковский обещал украинскому послу в Австрии Владимиру Ельченко утром того же дня отправить официальную просьбу от украинского правительства о содействии в оформлении виз. В посольстве Украины в Австрии, где дипломаты понадеялись на порядочность министра, до сих пор ждут документы от конкретного «частного лица».

И, наконец, повторим еще раз: хотя высокопоставленный чиновник и настаивает на том, что приглашал туркмен как частное лицо, тем не менее у нас есть копия заявки на обслуживание Ханамова и Оразова в зале официальных делегаций аэропорта «Борисполь». В нем оппозиционеры почему-то названы помощниками министра транспорта. Опять же, по данным СБУ, эту заявку оформляли сотрудницы приемной министра транспорта…

Далее: пресс-служба Министерства транспорта и связи утверждала, что к моменту приглашения в Украину Ханамова и Оразова те не находились в международном розыске и потому не было никаких оснований отказать им в визите. Но и здесь факты свидетельствуют об обратном. «ЗН» обратилось с соответствующим запросом в департамент связей с общественностью МВД Украины, откуда нам пришел следующий ответ: «На указанных лиц Генеральным секретариатом Интерпола опубликованы «красные карточки» Интерпола, дата публикации карточки на Оразова — 14.03.2006, на Ханамова — 28.02.2006». Как сказано в полученном нами ответе (орфография документа сохраняется), «по состоянию на 25.01.2007 в международном розыске находятся гражданин Туркменистана Ханамов Нурмухаммет Чариевич, 01.01.1945 г.р., который разыскивается правоохранительными органами данной страны за получение взятки, подделку официальных документов, хищение и незаконное присвоение имущества, контрабанду (незаконная перевозка наркотических средств с использованием дипломатического иммунитета), и гражданин России (инициатором розыска гражданство не подтверждено) и Туркменистана (гражданство инициатором розыска подтверждено) Оразов Худайберды Артикович, 01.08.1951 г.р., который разыскивается правоохранительными органами Туркменистана за присвоение или хищение государственного имущества».

Указанные лица, как следует из полученной нами информации, находятся еще и в межгосударственном розыске СНГ: Оразов — с 18 декабря 2001 года, а Ханамов — с 15 февраля 2002 года. Напомним: Рудьковский обратился к украинским дипломатам с просьбой ускорить выдачу виз в ночь с 21 на 22 декабря 2006 года. Сказанное выше также подтверждает вывод «ЗН»: если бы Украина, в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами, экстрадировала в Туркменистан Ханамова и Оразова, то пострадал бы демократический имидж нашей страны.

Итак, «ЗН» готово встретиться с Рудьковским в зале суда. Если, конечно, у него не пропало желание.

Николай Рудьковский также утверждает, что инцидент с туркменскими оппозиционерами не повредил национальной безопасности Украины. Но, как показали события последней декады 2006-го, возникший в отношениях Украины и Туркменистана кризис мог нанести серьезный ущерб нашей стране.

Национальная безопасность государства — это не только борьба с терроризмом или коррупцией. Это также и безопасность в энергетической сфере. Что среди прочего подразумевает диверсификацию источников энергоносителей и путей их доставки в нашу страну, а также формирование оптимальной цены на газ и нефть на внутреннем рынке. На сегодняшний день, помимо России, Украина может получать газ только из Туркменистана. Но в то время, когда Киев пытается выстроить систему отношений с Ашгабадом в новых условиях и на перспективу, озвученные Оразовым и Ханамовым в Украине заявления поставили под сомнение украинско-туркменское энергетическое сотрудничество.

Сегодня посольство Туркменистана в Украине не комментирует сложившуюся тогда ситуацию. Но, по данным «ЗН», в конце декабря в Туркменистане посчитали, что, поскольку к приезду Оразова и Ханамова был причастен украинский министр, то Киев на официальном уровне поддерживает туркменскую оппозицию, а Украина становится плацдармом для действий всех противников действующего туркменского режима.

На минувшей неделе министр топлива и энергетики Юрий Бойко уже заявил: «скандал с туркменской оппозицией — это громко сказано». В действительности ситуация, сложившаяся в конце декабря 2006-го в отношениях Киева и Ашгабада, была даже более жесткой, чем мы писали в наших статьях. Показательно, что долгое время министр иностранных дел Украины не мог напрямую связаться со своим туркменским коллегой, чтобы пояснить тому ситуацию. А г-ну Бойко мы напомним слова замглавы секретариата президента Александра Чалого, что «26, 27, 28 декабря руководители Минтопэнерго обрывали телефоны МИД, мои телефоны и умоляли что-то сделать, потому что туркменская сторона поставила вопрос очень остро. Поскольку, как вы знаете, поставка газа в Украину, особенно в этот зимний период, идет из Туркменистана». Но звонил первый замглавы Минтопэнерго Вадим Чупрун, бывший посол Украины в Туркменистане и личный друг Туркменбаши, а не Бойко...

Конечно, Украина не покупает напрямую газ у Туркменистана: россияне законтрактовали у Ашгабада весь объем голубого топлива на годы вперед. Однако, говоря об украинско-туркменском энергетическом сотрудничестве, необходимо иметь в виду следующее. «Туркменнефтегаз» договорился с «Газпромом» о закупке газа, и в подписанном документе указаны объемы, которые должны ежегодно поставляться Украине. Эти объемы неизменны. Но зато переменной может быть ежегодная цена на газ на туркмено-узбекской границе. И, исходя из прецедентов в двусторонних отношениях, из рыночной ситуации, туркменская сторона может поставить вопрос об изменении цены. Эксперты еще в конце декабря прогнозировали, что после смерти Сапармурада Ниязова Ашгабад будет постепенно проводить политику пересмотра цены на продажу газа на туркмено-узбекской границе. И этот момент необходимо учитывать украинской стороне.

Сегодня отношения Киева и Ашгабада стабилизировались. Но конфликт был погашен путем принесения в жертву не худших украинских дипломатов: 28 декабря президент подписал указ об увольнении с должности посла Украины в Австрии Владимира Ельченко. (Правда, дипломат продолжает выполнять свою работу: указ будет обнародован в тот день, когда Ельченко завершит свою дипломатическую миссию в Австрии.) Очевидно, что будут наказаны и другие дипломаты, нарушившие инструкцию, — кто-то будет отозван, а кто-то получит взыскание. Ашгабаду продемонстрировали: приглашение представителей туркменской оппозиции не было инициативой официального Киева. Окончательно урегулировать инцидент должно участие украинской делегации на высшем уровне в середине февраля в мероприятиях, посвященных инаугурации нового туркменского президента.

Вызывает недоумение, что в ситуации, когда наказаны исполнители, сам инициатор инцидента остается в стороне, эксплуатируя при этом тему демократии. По словам вице-премьер-министра Дмитрия Табачника, результаты расследования будут известны в начале февраля. Он же высказал и предположение, что правительство, которое и рассмотрит акт служебного расследования, скорее всего, ограничится предупреждением. Но Рудьковский уже сейчас заявляет, что Главным управлением госслужбы не обнаружены нарушения в его действиях. В этой связи показательно заявление Виктора Януковича: действия члена его кабинета не причинили вреда национальным интересам страны. (Хотя еще 10 января, во время первого в этом году заседания правительства, премьер-министр, отключив микрофон, тем самым давая понять, что говорит не для протокола, достаточно жестко оценивал действия своего министра). Поэтому маловероятно, что Янукович пойдет навстречу Виктору Ющенко и подаст представление на увольнение Рудьковского. Можно предположить, что поддержка Рудьковского со стороны премьер-министра обусловлена некими внутрикоалиционными договоренностями со спикером и Соцпартией.

Имея за спиной поддержку в лице премьер-министра, спикера и Соцпартии, Рудьковский сейчас пытается сконцентрировать публичное обсуждение истории с его участием в организации приезда в Украину представителей туркменской оппозиции на двух пунктах. Памятуя, что лучшая защита — нападение, Рудьковский с экранов телевизоров говорит о расправе секретариата президента над министром транспорта, который дал распоряжение приостановить приватизацию 146 объектов министерства. И одновременно критикует главу государства в проведении им политики двойных стандартов в сфере поддержки демократических процессов, взывая к опыту европейских стран, где члены правительства не стесняются встречаться с представителями оппозиции. «Я ничего не видел такого, что могло вредить авторитету украинской демократии... Это не может вредить Украине, которая стремится стать членом ЕС. Но люди, инициирующие подобные расследования, в Европе говорят, что они стоят на европейских ценностях, но на самом деле — за Туркменбаши», — с пафосом произносит Рудьковский.

Но специально для г-на Рудьковского мы повторим: в истории, связанной с приездом в Украину представителей туркменской оппозиции, министр транспорта превысил свои полномочия, вмешиваясь в деятельность другого министерства. А поскольку, пребывая в качестве министра, Николай Рудьковский принимал участие в организации поездки оппозиционеров и при этом не проводил консультации с Министерством иностранных дел, то он нарушил указ президента о координирующей роли МИДа во внешнеполитической сфере. Но действующий министр транспорта упорно не хочет признавать как нарушение норм чиновничьей этики, так и нормативных актов и законов Украины. Подобное поведение Рудьковского у многих украинских дипломатов вызывает естественное чувство негодования. «Подставленный» министром транспорта Владимир Ельченко даже не удержался от комментария: «Я переоценил уровень морали и этики человека, который мне звонил ночью. Имею в виду министра Рудьковского. В работе всегда исходил из того, что если общаюсь с членом Кабинета министров, то он как минимум отвечает за то, что говорит».

Безусловно, Украина и ее граждане не должны пренебрегать общением с представителями оппозиции. В том числе и из Туркменистана. Украина — независимое государство. И, конечно же, из-за каждого приезда в нашу страну представителей туркменской оппозиции украинские чиновники не должны бегать оправдываться в посольство Туркменистана. Но если в Украине намерены развивать с Туркменистаном сотрудничество, которое сегодня во многом базируется на энергетической платформе, то официальный Киев должен учитывать мнение своего стратегического партнера. Нет проблем, когда в Украину прибывают представители оппозиции по приглашению неправительственных организаций. Иное дело, когда они приезжают при содействии члена правительства. Как показали события месячной давности, от подобного шага могут пострадать межгосударственные отношения и национальные интересы. «Мы не обязаны согласовывать с кем-либо свою иммиграционную политику. Вместе с тем, если намеренные или непреднамеренные действия каких-либо должностных или частных лиц таят в себе угрозу экономическим интересам государства, то соответствующие институты этого государства должны адекватно и оперативно на эту угрозу реагировать», — сказал в беседе с «ЗН» посол Украины в Туркменистане Виктор Майко.

С другой стороны, что мы знаем об экс-после Туркменистана в Турции Нурмухаммеде Ханамове и бывшем вице-премьер-министре Худайберды Оразове? Ведь наличие диктатуры в Туркменистане автоматически не делает людей истинными борцами за демократию. Не нужно находиться под магией слова «оппозиция». Ведь оппозицией могут считать себя и Белоконь, и Боделан, и Бакай. Но способны ли эти и другие люди внести весомый вклад в развитие демократии в Украине или Туркменистане? И в случае, если Ханамов и Оразов придут к власти, будут ли они способствовать развитию и укреплению демократических ценностей на своей родине?

Сегодня позицию Рудьковского поддерживает и его Соцпартия. Так, социалист Ярослав Мендусь заявил: «Не выглядит ли неуместной ситуация, когда обвиняют политика (а сегодня министр — это политическая фигура) в том, что он содействовал приезду в Украину представителей оппозиции? И это обвинение выражают представители, лидеры той политической силы, которую, когда она находилась в оппозиции, принимали и в США, и в странах Западной Европы». Правда, при этом г-н Мендусь забыл добавить, что в свою оппозиционную бытность ни Ющенко, ни Мороз не находились в международном розыске и против их фамилий не стояли «красные карточки» Интерпола. В этой связи напомним, что в Украине постоянно проводят свои пресс-конференции представители белорусской оппозиции. Однако это почему-то не становится поводом к возникновению кризиса в двусторонних отношениях. Александр Чалый, кстати, напомнил: даже соответствующая всем критериям демократии Франция фактически запретила въезд опальному Борису Березовскому, поскольку приезд политического беженца Платона Еленина мог повредить ее национальным интересам.

А что касается поддержки демократии со стороны официального Киева, то, на наш взгляд, она может быть эффективной при выполнении двух условий. Во-первых, чтобы отстаивать демократию в Туркменистане, нужно платить рыночную цену за газ. Во-вторых, необходимо самим соответствовать демократическим стандартам. От чего представители украинских органов власти, во всех ее ветвях, далеки.