UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ЛЬВОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НЕ СТАЛА ДРОГОБЫЧСКОЙ, А ЛЬВОВ — ЛУГАНСКОМ

События последних месяцев уходящего года подтвердили репутацию Львова как авангарда административной реформы в Украине...

Автор: Евгений Гуцул

События последних месяцев уходящего года подтвердили репутацию Львова как авангарда административной реформы в Украине. К имеющимся завоеваниям в этой сфере (о которых «ЗН» уже писало) добавилось еще несколько побед. На одной из последних своих сессий Львовская городская рада утвердила должность заместителя городского головы по вопросам экономического развития. А на этой неделе областная рада с подачи городской на своей сессии приняла решение об утверждении «Положения о городе Львов - административном центре Львовской области». Это прецедент в истории законодательства Украины как независимого государства. И прецедент мирного выхода из режима «дискуссионного общения» между органами регионального и местного самоуправления.

Собственно, Львов, как и остальные областные центры, формально имел подобный статус, унаследованный с советских времен. Львову звание административного центра было даровано Президией Верховной Рады УССР еще 4 декабря 1939 года. (Правда, город знавал и гораздо более высокие титулы. До 1772 года ему суждено было быть самой настоящей столицей. Сначала самостоятельного королевства, затем княжества в составе Польского королевства.) Однако со сломанной старой системой исчезли и работавшие механизмы финансирования. Некогда «общенародная собственность» разделилась на коммунальную и государственную. Областные учреждения в городе, естественно, остались, а их финансирование в значительной степени упало на плечи городского бюджета. Если при прежнем режиме в облцентре оставляли 50 процентов собранных на его территории средств, то сегодня - 17-20. Такими финансовыми «мощностями» можно покрыть едва третью часть минимальных потребностей города. Это при том, что треть населения области, проживающая во Львове, областной бюджет наполняет на две трети. Львов, таким образом, превращен в главного областного донора.

Как на первый взгляд может показаться странным, но национальное государство снижало социальный статус своего «самого патриотического города». Деньги, аккумулируемые в Киеве, щедрой рукой направлялись предпочтительно в восточном направлении. Финансирование Львова, который воспринимается «свідомими українцями» как второй (как минимум) город Украины, находится, судя по статистике, на 20-м месте. После Киева, Днепропетровска... Луганска... Сохранение данной «традиции» позволит Львову со временем сравняться по архитектурному «разнообразию» с... Луганском. Старинная часть Львова, уникальный ансамбль строений разнообразных стилей (от романики и готики - до «ар-нуво» и конструктивизма), уверенно разрушается. Сказалось непродуманное вмешательство советских «созидателей» в грунтовые процессы. В катастрофическом состоянии коммунальное хозяйство города...

После второй мировой войны во Львов соответствующими постановлениями ЦК КПСС и Совмина были направлены финансовые потоки, чтобы превратить его в мощный индустриальный центр. Развитие промышленного потенциала значительно опережало социальную сферу. На протяжении последних десятилетий численность львовян утроилась. Сложилась диспропорция в городской инфраструктуре.

Город сможет как-то решать накопившиеся проблемы при условии, что областное руководство станет «справедливее перераспределять средства». Горрада хотела, чтобы в бюджете Львова оставалось хотя бы 33 процента от собранных в его пределах денег. Облрада это желание пока не учла. Пока только согласилась предусматривать в бюджете области 3-5 процентов на финансирование функций областного центра. В денежном соответствии 5 процентов - где-то 30 миллионов гривен. К городскому бюджету, измеряемому 140 миллионами гривен, это существенное подспорье. Все остальные функции городского жизнеобеспечения Львова будут финансироваться в соответствии с расчетными методиками, которые область намерена разрабатывать вместе с городом в недалеком будущем. Конечно, можно сравнивать политическое значение решений областной рады (в отношении Львова) и Верховной Рады (принявшей в этом году закон о городе Киев). Но не стоит сравнивать те материальные выгоды, которые получают от соответствующих нормативных актов столица Украины и столица Львовщины. Киеву остается 100 процентов от налогообложения местных предприятий. Хотя и до принятия закона Киев финансировался на душу населения в три раза лучше, чем Львов.

Удивительным представляется тот факт, что облрада за известное решение проголосовала почти единогласно. Несмотря на то, что из восьми десятков областных депутатов восьмисоттысячный Львов представляют только три человека - остальные лоббируют интересы полуторамиллионного населения других населенных пунктов.

Определенно сказать, почему «сельские депутаты» отдали свои голоса за Львов, сложно. Может, подействовала аргументация Василя Куйбиды, мэра Львова, что чем больше сегодня городу оставят на его развитие, тем больше областных программ можно будет оплачивать за его счет завтра.

Или область осознала, что если она не будет выделять Львову оговоренные суммы, то ему трудно будет в своем куцем бюджете находить средства на создание «надлежащих условий для деятельности Львовской областной рады и областной государственной администрации, других органов областной власти, официальных представительств международных организаций...» (Во Львове ко всему прочему функционирует пять консульств иностранных государств.) Мэр Львова, отстаивая интересы города, даже предложил: «Возможно вы не согласитесь, что Львов должен выполнять функцию областного центра и примете решение передать ее другому городу нашей области. Львовяне не обидятся». Кстати, центром Львовской области мог бы стать Дрогобыч, если бы глава облгосадминистрации внял совету Президента, недавно посещавшего этот прикарпатский город. Областное руководство предпочло остаться в люксовском Львове.

Отказ области мог бы иметь некоторые неприятные последствия и для Украины. Дело в том, что городской голова Львова одновременно является руководителем украинской делегации в Конгрессе местных и региональных властей в Европе, и в Страсбурге командировки отмечает чаще, чем Кучма в Москве. И, конечно, Василию Степановичу было бы трудно скрывать от европейской общественности факт торможения административной реформы в Украине, о намерении провести которую так много хороших слов сказал Президент накануне последних выборов и по окончании их. А это еще больше бы упрочило за Украиной репутацию страны, не желающей глубоко реформироваться. Соответственно, это могло бы сказаться и на дальнейшем кредитовании международными организациями.

Принятие данного решения имеет серьезное экономическое значение, но еще большее - политическое. Фактически значение Львова выходит далеко за пределы области - город является признанным центром Западной Украины, серьезным участником европейских процессов. Львов облюбован столичными чиновниками для проведения различных мероприятий, в том числе - международных. Последним таким резонансным мероприятием, для проведения которого Львов предоставил себя, был саммит глав центральноевропейских государств, прошедший в мае этого года. Львов в силу своей «архитектурной упакованности» более других украинских городов смахивает на Европу, поэтому достойно выполняет возложенную на него роль визитки страны, ее лица. А после того, как Львов включили в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, о нашем городе можно говорить как о субъекте мирового масштаба. Как, скажем, для России Питер представляется второй столицей, символом европейской ориентации, так для Украины Львов - столицей национального возрождения. Лех Валенса как-то заметил: «Без Львова независимая Польша будет существовать, независимая Украина навряд ли».