UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАИР — ЭТО МЕЖДУ КИЕВОМ И ВАШИНГТОНОМ

Мир третий, далеко не лишний «Деньги - это мусор, но я хотел бы знать, где находится эта свалка». Это обывательское выражение давным-давно принято считать банальностью...

Автор: Юлия Мостовая

Мир третий, далеко не лишний

«Деньги - это мусор, но я хотел бы знать, где находится эта свалка». Это обывательское выражение давным-давно принято считать банальностью. А что такое банальность? Это не понятая или затертая истина. Причем истина, в данном случае, - не понятая государством. Мощь денежных резервов и потоков определяет ступень в мировой иерархической лестнице влиятельности. Это еще одна банальность. Вместо того чтобы понять ее, мы из года в год твердим об исключительности геополитического положения Украины, забывая о том, что положение - это пока только форма, а содержание в виде экономических мускулов еще только предстоит «накачать».

Верную ли систему для собственного бодибилдинга избрало украинское государство? На этот вопрос так просто не ответишь. Изначально неопытность и почти полное отсутствие квалифицированных кадров, занимающихся как внутренней, так и внешней политикой, подсказали правильный путь: в первые годы независимости избрать Америку в виде коммутатора украинской связи с миром. С этой супердержавой было заключено стратегическое партнерство. И кредитами МВФ и Всемирного банка мы, безусловно, в первую очередь обязаны Соединенным Штатам. Наверное, кредиты помогли выжить, но не жить. Украинский истэблишмент не придавал этому особого значения. Но мы продолжали активно дружить с Америкой через голову Европы, считая, и справедливо, что Америка - это единственная страна, которая может платить деньги за политику. А точнее - за геополитическое положение. Почему? Да потому, что объединенная Европа, несмотря на огромное количество американских капиталов, задействованных в государствах, входящих в ЕЭС и НАТО, спит и видит как ослабить американское влияние на континенте. Соответственно США пытаются пустить серьезные корни в странах Восточной Европы, Балтии и в Украине. Именно по этой причине, в первую очередь, США и настаивают на расширении НАТО, хотя внутри самого государства этот вопрос вызывал весьма бурные дебаты и опасения налогоплательщиков.

Почему же на выгодное для США расширение НАТО идет Западная Европа, а точнее - европейские члены альянса? Можно предположить, что здесь политика - отнюдь не на первом месте. Только в экономику Венгрии Германия за последние годы вложила 10 млрд. DM. Приблизительно таковыми же являются вложения в Польшу и Чехию. Доноры требуют от своих правительств защитить реципиентов, спрятать их под «зонтом» блока, а точнее - не их, а капиталы, работающие в этих странах. В Украине таких капиталов нет. В нее никто не рискнул вложить такие деньги. Именно поэтому до недавнего высказывания министра иностранных дел Великобритании Риффкинда Украина в политическом смысле не особенно привлекала к себе внимание стран, куда более географически близких, чем США.

Расположение Европы нельзя завоевать, делая ставку на конфликт с Россией. Западная Европа уже давно поставила на Москву и из-за Украины с ней никто ссориться не будет. Даже стратегически партнерские Соединенные Штаты, которые иногда как бы поддерживают официальный Киев в сложных взаимоотношениях с Москвой. Интерес Европы можно завоевать исключительно предоставив их капиталам зеленую дорогу в Украину. Это означает отдать предпочтение не «Боингу», а «Даймлер Бенцу», не «Джон Диру», а «Клаасу», не «Вестингаузу», а «Сименсу» и так далее, и тому подобное. Политическая ставка делается на экономическом поле. Пока что она однозначно сделана на США. Только США и Россия имеют ощутимое лобби в украинской исполнительной и президентской власти. Европейского лобби, как такового, не существует. Понимает ли наша власть, что страна не может лететь с одним крылом? Либо, если именно такую модель полета изберет Украина, то махать им нужно сильнее, четче и эффективнее.

Но в то же время не стоит забывать, что, задумавшись над тем, на кого поставить - Америку или Западную Европу, - страна не должна в подобный момент ждать, что скромно обаятельные капиталисты придут и все поделают.

Я не буду останавливаться на проблеме внутренних реформ, наведении порядка и упорядочения отношений с Россией - на тех трех пунктах, каждый из которых имеет колоссальное влияние на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в Украине. Давайте поговорим на тему, которая была поднята в самом начале украинской независимости. Поднята, но так и не получила должного развития: экономическое сотрудничество со странами третьего мира.

В 1993 году, освещая визит министра иностранных дел Анатолия Зленко во Вьетнам, мне приходилось писать о тех огромных перспективах, которые открываются для украинской экономики на территории «молодого дракона». Речь шла об аренде каучуковых плантаций, крупномасштабных поставках оборудования для заводов, электростанций, железной дороги. Нам светила перспектива пересадить весь Китай с велосипедов на КрАЗы и «Таврии», а всю бронетехнику и океанский флот ремонтировать в Украине или при помощи украинских специалистов. Три года спустя эту страну посетил Президент Леонид Кучма, как всегда совершив прорыв. В результате мы еще раз услышали о тех же перспективах. Экономические связи с Вьетнамом во многом находятся по-прежнему в зачаточном состоянии, а украинское посольство в этой стране до сих пор не открыто...

В Египте посольство Украины открыто уже давно. Четыре года его возглавляет Виктор Нагайчук, бывший начальник информационного управления МИДа. Освещая визиты многих украинских лидеров за рубеж, мне пришлось повидать несколько десятков отечественных диппредставительств. Самым убогим из них является египетское. Две квартиры, расположенные «распашонкой», арендуют наши дипломаты, торгпреды и военные атташе. Две квартиры в стране, которая является ключевой не только на Ближнем Востоке, но и во всем арабском мире. В стране, чьи посреднические функции могут помочь как украинским госпредприятиям, так и украинским бизнесменам выйти на рынки Ливана, Иордании, Саудовской Аравии, Сирии...

Возможно, кто-то скажет, что не в представительности и масштабах посольства дело. С этим можно было бы охотно согласиться, если бы не два факта: первое - нельзя забывать, что это арабская страна, второе - самое большое американское посольство в мире расположено в Каире. На Египет мы тоже изначально возлагали большие надежды. Потом мы об этом забыли, увлекшись уже упомянутым «американским коммутатором». «Дикие» предприятия - как частные, так и государственные - тем не менее завязывали связи с египетскими партнерами, и даже при хаотичном движении навстречу друг другу результат получился весьма неплохим. Кривая товарооборота, за исключением 1995 года, упорно ползла вверх, приблизившись к отметке в 120 млн. долларов. Примечательно, что Украина в торгово-экономических отношениях с Египтом имеет положительное сальдо, а именно - 1:6.

Во время трехдневного официального визита премьер-министра Украины Павла Лазаренко главами правительств обоих государств было объявлено о том, что есть все основания надеяться на увеличение товарооборота между странами в два раза. Безусловно, такое возможно. Египетскую сторону крайне интересуют украинские технологии (причем отнюдь не ноу-хау), специалисты, цемент, зерно, сахар, оборудование для электростанций, сырье для металлопромышленности, КрАЗы, сотрудничество с ЗАЗом, одесским портом, «Укрзарубежстроем», гидромелиораторами, ВПК.

Большинство египетских объектов, существующих в вышеперечисленных сферах, построены при помощи советских специалистов, среди которых более 35% были из УССР. Те, кто об этом знал, - уже наладил контакт с соответствующими украинскими структурами или специалистами, откуда собственно и взялась цифра в 120 млн. Многие о подобных потенциях Украины не имеют представления и, возможно, узнают теперь. Но есть в Египте и те, кто заставляет и знающих, и узнающих усомниться в возможностях Украины. Конечно же, это не израильтяне, не суданцы и не алжирцы. Это - россияне. Весьма хмурым выглядел в течение всего визита шеф «Укрспецэкспорта» Андрей Кукин. И совсем не потому, что в украино-египетских военно-промышленных отношениях нет перспективы. Отнюдь. Просто Андрею Федоровичу довольно часто в течение трех дней приходилось сталкиваться с заявлением типа: «Как, разве вы это можете? Нам россияне сказали, что это делается только у них». Или: «Разве Украина вообще выпускает военную технику? Нам россияне сказали, что вы всего лишь предоставляете им комплектующие».

На самом же деле известно, что у Украины есть серьезный экспортный потенциал в этой сфере. И в отношениях с Египтом он, безусловно, будет задействован, о чем заявили как Андрей Кукин, так и отвечающий за эту сферу в правительстве Валерий Гуреев. В остальном представители от ВПК пожелали хранить молчание. Однако, как стало известно «ЗН» из других источников, украино-египетские военно-промышленные отношения пойдут на лад. Поначалу, главным образом, за счет обширных контрактов на обслуживание, ремонт и модернизацию имеющейся в Египте военной техники. В прейскуранте двухсторонних отношений в этой сфере найдется место и готовой продукции, удельный вес которой по отношению к общему объему будет увеличиваться со временем.

Нужно заметить, что улучшению двухсторонних отношений в этой сфере, по всей видимости, будет способствовать централизация в лице «Укрспецэкспорта» торговых операций подобного рода, поскольку до создания этой организации украинские специализированные фирмы «Прогресс» и «Укроборонсервис» конкурировали между собой на египетском рынке...

Есть основания полагать, что уже в этом году в Украину будет поставлена египетская нефть. Как правило, Каир продает «черное золото» исключительно за золото настоящее. Однако, после переговоров с премьер-министром Павлом Лазаренко египетская сторона заявила о готовности поставлять нефть в Украину в обмен на зерно и сахар. Украинский премьер пообещал, что зерна в этом году будет значительно больше, нежели в прошлом. Поживем - увидим.

Весьма конкретно и профессионально Павел Иванович провел встречу с египетскими бизнесменами. (Тут он себя чувствовал значительно увереннее, нежели отвечая на малопонятные для него вопросы об урегулировании ближневосточного конфликта...) Не было общих рассуждений, отчета о реформах и абстрактных перспективах украинской экономики. Был поток цифр, конкретных имен, фирм и объемов инвестиций. Все это читалось не с листа. Премьер четко распасовывал задания украинским министрам, присутствовавшим на встрече, называл сроки отчетов и докладов, с которыми он хотел бы ознакомиться лично, обещал содействие в конкретных проектах, поправлял периодически зарывающихся египетских бизнесменов, не создавая прецедентов действия системы «донос-результат».

Некоторые члены египетского правительства, не успевшие в нужном объеме переговорить с премьером Украины, вылетели с ним из Каира в Александрию, где в оффшорной зоне состоялось открытие украино-египетского тракторостроительного завода. Под расписным шатром египетская сторона высказывала глубочайшую благодарность бывшему генеральному директору «Южмаша» Леониду Кучме, который стоял у истоков сотрудничества в тракторостроительной сфере между Египтом и Украиной. Египтяне благодарили и Президента Леонида Кучму, который все это время патронировал проект, получивший жизнь на родном заводе. Теперь полторы тысячи тракторов ежегодно будут сходить с конвейера и давать жизнь египетским камням. Незамысловатая, недорогая, выносливая, лишенная компьютерных «прибамбасов» техника, весьма устраивает невзыскательного египетского крестьянина и пока еще такое же невзыскательное египетское государство, вознамерившееся совершить аграрную революцию в стране.

Одним словом, визит, в результате которого было подписано шесть документов, можно назвать удачным. И самым главным его достижением можно считать решение президента Египта Хосни Мубарака о возвращении к идее подписания между Украиной и Египтом договора о свободной торговле. Изначально инициатива создания этого документа исходила от египетской стороны. Однако, когда обнаружилось, что египетское сальдо в торговых отношениях с Украиной мертво отрицательное, египтяне идею заморозили. После втрое превысившей протокольное время встречи Лазаренко и Мубарака было объявлено о том, что в ходе визита президента Египта в Киев будет подписан договор о свободной торговле. Именно это и называется лоббированием украинским правительством экономических интересов страны на зарубежных рынках. Причем не только государственных предприятий, но и частных, например, занимающихся транспортными перевозками или экспортом цемента.

В очередной раз создан неплохой задел. Как бы можно работать. Будут ли планы претворены в жизнь, мы увидим уже скоро, ибо на раскачку уже времени нет. По правде говоря, значительная польза от визита в третьи страны состоит не только в том, что мы пытаемся наконец-то объективно оценить свои экспортные возможности и именно там найти покупателей на отечественный товар, тем самым дав возможность предприятиям работать, людям - получать зарплату, а казне - реальные поступления. Глядя на эту страну и подобные ей, ты понимаешь, что именно они, несмотря на отсутствие роскоши, лимузинов, мерседесов и хороших товаров в магазине, и являются для нас существенной частью той самой «мусорной кучи», о которой мы говорили вначале. Еще одна положительная деталь состоит во впечатлениях от вида городов, улиц, санитарного состояния, информации о размере заработной платы трудящихся в стране пребывания. Вот так прилетаешь в Борисполь и думаешь: «А ведь у нас еще не так плохо живется». Как хочется, чтобы эта мысль не покидала...