Ну, вот и свершилось. Президент наконец-то осуществил кадровые назначения, которых так долго ожидали в украинском политикуме и которые были одной из основных интриг минувшего лета.
Во вторник, как и предполагало ранее «ЗН», на должность министра иностранных дел Украины президентским указом был назначен Константин Иванович Грищенко — не только карьерный, но и потомственный дипломат, один из самых опытных профессионалов отечественного внешнеполитического ведомства. В свои сорок девять Константин Иванович успел проявить себя на всех трех основных векторах украинской внешней политики: россияне, наверняка, запомнили его ревностным блюстителем украинских национальных интересов после переговоров по разделу Черноморского флота и «большому» договору с РФ, европейцы — по работе в качестве посла в странах Бенилюкса и на посту главы миссии Украины при НАТО, американцы — по нечеловеческим усилиям, направленным на избежание политической и дипломатической блокады Украины со стороны США во время «кассетного» и «кольчужного» скандалов в роли главы украинского посольства в Соединенных Штатах. Коллеги, как правило, говорят о Грищенко уважительно, называют высококлассным специалистом и весьма амбициозным человеком.
Не исключено, что именно это качество помогло Константину Ивановичу отбросить все страхи и сомнения и занять пост министра иностранных дел в столь сложное для Украины время. «Константин Грищенко вступает в эту должность далеко не в самых благоприятных условиях, и будет ли использован его потенциал и профессиональные качества — это вопрос», — сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» президент Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) им. Александра Разумкова Анатолий Гриценко. Эксперт аргументировал сложность ситуации для реализации профессиональных качеств министра тем, что Украина находится накануне президентских выборов и «вступила в очередную, уже третью, фазу политической реформы, которая еще непонятно чем закончится». «Это — сложная ситуация, и для К.Грищенко она усложняется тем, что Украина слишком продвинулась на пути реальной интеграции в создаваемые Россией структуры и объединения: Единое экономическое пространство (ЕЭП), международный газотранспортный консорциум. С другой стороны, она очень мало продвинулась на пути официально декларированного вектора внешней политики — европейской интеграции. Исходя из этих условий, ему будет тяжело работать», — отметил он. Вместе с тем А.Гриценко выразил надежду на то, что К.Грищенко «будет пробовать внести логику в принятие внешнеполитических решений». «Он будет иметь прямой контакт с Президентом и в рамках возможного на межличностном уровне, я думаю, он сможет изложить свои аргументы Президенту», — подчеркнул эксперт, продолжив: «Я не думаю, что К.Грищенко сможет стать оплотом украинских интересов и вести самостоятельную политику в государстве, где все более или менее важные решения принимаются одним лицом, где противоречие принятию ключевых решений сопряжено с возможной отставкой или, как минимум, жесткой критикой».
Первый тест на «евроатлантическую прочность» Константину Ивановичу предстоит пройти уже на следующей неделе, когда новому министру необходимо будет изложить свою точку зрения на возможность подписания украинской стороной документов по Единому экономическому пространству сначала во вторник 9 сентября на заседании комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции, а затем на следующий день — на заседании Кабинета министров Украины, посвященном этому вопросу.
* * *
Минувший вторник принес нам еще одну новость: после долгих раздумий, длившихся более двух месяцев, Президент, наконец, определился с персоной, которая, по его мнению, будет наиболее уместна на посту секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины в бурный предвыборный период. Химик-технолог по образованию и контрразведчик по призванию Владимир Иванович Радченко, по словам некоторых источников, несколько раз отказывался от предложения главы государства (чем, возможно и объясняется столь длительная «бесхозность» СНБОУ), но, в конце концов, по каким-то соображениям был вынужден его принять, оставив пост главы СБУ, который занимал с февраля 2001 года.
В «президентской колоде» Владимир Иванович уже давно. В июле 1994 года он был назначен министром внутренних дел Украины. С июля 1995 по апрель 1998 года — председатель Службы безопасности Украины. С апреля 1998 года — первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. В настоящее время генерал армии В.Радченко не только возглавляет аппарат СНБОУ, он также является председателем Комитета по вопросам розыска при Президенте Украины; членом Координационного комитета борьбы с коррупцией и организованной преступностью (с декабря 1994 года); членом Координационного совета по вопросам судебно-правовой реформы при Президенте (с октября 1997-го); членом Координационного совета по вопросам внутренней политики (с сентября 1998-го).
«Владимир Радченко неоднократно назывался в прессе теневой кандидатурой на преемника Кучмы. Существуют определенные заготовки для российского сценария, эксплуатируется миф о сильной руке. И если такой вариант действительно имеет место, то должность секретаря СНБОУ — это определенный трамплин. В таком случае это намеренное повышение Радченко, ведь в табели о рангах секретарь СНБОУ стоит выше председателя СБУ», — считает руководитель Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко, высказавший свое мнение «Украинской правде».
В свою очередь президент Центра Разумкова Анатолий Гриценко уверен, что с назначением на должность секретаря СНБОУ Владимира Радченко Леонид Кучма намерен изменить роль этой структуры накануне президентских выборов. «Тот факт, что Президенту потребовалось более двух месяцев для принятия этого решения говорит о том, что он находится в поиске нового статуса СНБО и полномочий его секретаря. Есть основания полагать, что СНБО будет играть несколько иную роль накануне президентских выборов, чем до них», — сказал он.
А.Гриценко напомнил, что с назначением на должность секретаря СНБО Евгения Марчука (в
1999 г.) «СНБО превратился в механизм избирательного наведения порядка в отдельных отраслях и в механизм избирательной подготовки снятия отдельных должностных лиц и не выполнял функцию координации контроля органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны». «Есть основания полагать, что на этом этапе СНБО будет играть более значимую роль в контроле деятельности силовых структур», — подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что В.Радченко уже имел опыт работы в СНБО в должности первого заместителя секретаря и «подготовлен для выполнения соответствующих задач». «Как он будет работать сейчас и какие установки дал ему Президент, мы можем только догадываться. Но я думаю, что ему будет не просто работать на этом этапе при том низком уровне доверия к правоохранительным органам среди населения, политикума, при том скандале, который окружает работу силовых структур. Ему также придется непросто и в поиске баланса между усилением правоохранительной деятельности и очищением правоохранительных структур от скомпрометировавших себя людей», — сказал президент УЦЭПИ. Другим «усложняющим работу фактором» А.Гриценко назвал ослабление аппарата СНБО: «Из него ушли люди, способные работать, и В.Радченко придется практически на 70% обновить кадровый состав».
* * *
Кресло главы Службы безопасности Украины оставалось пустым ровно два дня. 4 сентября Президент своим указом назначил Игоря Смешко председателем СБУ. До этого И.Смешко занимал должность первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Как и К.Грищенко, и В.Радченко, И.Смешко, имеющий три высших образования, докторскую степень и профессорское звание, считается одним из лучших профессионалов в своей сфере.
С июня 1997 года по сентябрь 2000-го Смешко возглавлял Главное управление разведки Министерства обороны Украины. Уволен же с этого поста он был, как утверждают компетентные источники, под нажимом россиян, которым прозападный главный украинский разведчик мешал не меньше, чем Борис Тарасюк во главе МИДа и Владимир Горбулин на посту секретаря СНБОУ.
«О генерале, находящемся до октября 2002 г. на военно-дипломатической службе в Швейцарии, вспомнили, когда отношения Украины с Соединенными Штатами начали заходить в тупик, — пишет на сайте Defence Express Валентин Бадрак из Центра исследований армии, конверсии и разоружения. — Именно Смешко и доверили распутывать скандальный клубок с обвинениями США в поставках Украиной станций пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга» в Ирак.
Фактически с октября 2002 г., возглавив Комитет по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Президенте Украины,
И.Смешко стал куратором украинского оружейного бизнеса. Похоже, глава государства остался удовлетворен результатами переговоров с американцами, поскольку в ноябре 2002 г. генерал Смешко был «усилен» дополнительным назначением — он стал первым заместителем секретаря Совбеза.
И.Смешко не публичен. Он не любит общаться с прессой. Может быть, поэтому приобрел имидж спокойного по стилю «профи». Что его сближает с предшественником — убеждение в том, что специальные службы должны быть вне политики. И что их главная задача — сбор качественной информации для обеспечения безопасности государства.
Вряд ли Службу ожидает большая кадровая чистка. Хотя, безусловно, в этом ведомстве появится больше представителей от военной разведки.
Вместе с прозападным министром иностранных дел Константином Грищенко Игорь Смешко, без сомнения, будет активно продвигать интеграционные процессы в сторону Запада. Естественно, в сфере безопасности. В эпоху борьбы с терроризмом это приобретает особую важность. Как и новый глава МИДа, Смешко говорит с Западом на понятном ему языке. Кстати, как предполагают наблюдатели, и на российском направлении у СБУ не возникнет тернистых преград. При нынешнем уровне сотрудничества антитеррористических структур Украины и России, а также стремлении самой России к интеграции в этой сфере недопонимание вряд ли может возникнуть.
Скорее всего, деятельность Службы будет тесно связана и с оружейным бизнесом страны. Не исключено, ее руководитель будет оставаться куратором военно-технического сотрудничества. Хотя, не исключено, что полномочия будут разделены или сбалансированы со сферой ответственности теперешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимира Радченко. Поскольку и Смешко, и Радченко хорошо знают систему ВТС изнутри. Украина тут не изобретала велосипед, а лишь взяла на вооружение опыт западных держав, в которых сильные спецслужбы делают успешным оружейный бизнес. Как в плане продвижения интересов государства на региональных рынках, так и в плане предотвращения втягивания государства в нечистоплотные сделки.»
* * *
Кадровый вопрос на этой неделе интересовал не только Президента, но и премьер-министра Украины.
Как стало известно «ЗН», в минувший четверг Виктор Янукович отдельным поручением обязал главу НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко «принять меры относительно отмены решения» его ведомства и «восстановить в должности председателя правления ОАО «Укртранснафта» Специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК, на которой он пребывал на момент выхода Указа Президента Украины от 24 июля 2001 года N544 «О Специальном уполномоченном Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора». Контроль исполнения поручения премьер-министра возложен на вице-премьера Виталия Гайдука.
Напомним, что недавно свое недоумение по поводу решения НАК о переводе Александра Тодийчука на другую должность высказали представители Европейской комиссии, которая активно поддерживает проект нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк.