Череда отмененных Верховным судом решений, намеренно затянутое объявление итогов первого тура и бомба, подложенная под второй. Так выглядят результаты работы Центральной избирательной комиссии за неделю до конца кампании. Вместо гаранта выборов ЦИК превратился в угрозу им.
Центризбирком вызывал бурю критики и на предыдущих президентских выборах, ставших классикой злоупотребления властью. Но комиссия Михаила Рябца никогда не действовала настолько одиозно, как это делает комиссия Сергея Кивалова.
Центризбирком постоянно нарушает закон. Отмены Верховным судом целой группы решений Центризбиркома лучшее тому подтверждение. Самым громким из них было создание дополнительных избирательных участков в России, решение о котором ЦИК принял на следующий день после завершения установленного законом срока. Все члены комиссии понимали, что это незаконно, но большинство голосовало «за».
После серии отказов считать агитацией восторженное описание Виктора Януковича в контролируемой властью прессе ЦИК посеял новую волну страхов среди оппозиционных СМИ, вынеся предупреждение «5 каналу». Решение комиссии вызвало протесты как с процедурной точки зрения, так и по сути. По закону, комиссия не имела права рассматривать жалобу о нарушениях в день голосования, поданную позже 1 ноября. Кроме того, законодательство и здравый смысл освобождали «5 канал» от ответственности за показ в прямом эфире речи Юлии Тимошенко, праздновавшей до окончания голосования победу Виктора Ющенко.
Центризбирком бездействует, когда обязан работать. Хотя Кивалов считает по-другому, комиссия должна разделить с местными властями ответственность за многочисленные ошибки в списках избирателей. Наблюдатели неоднократно предупреждали ЦИК, что проблема приобрела невиданный масштаб. По оценкам Комитета избирателей Украины, каждый десятый украинец, пришедший 31 октября на выборы, не смог проголосовать. По данным «ЗН», ошибки в списках коснулись даже одного из членов ЦИК, сумевшего только с помощью своего удостоверения доказать, что он моложе на 20 лет, чем было указано в бумагах.
Где головы виновных? Комиссия не приняла никаких действенных мер до первого тура и не демонстрирует желание принимать их сейчас. Ссылки Кивалова на то, что списки неправильно составили местные власти, звучат неубедительно. Во-первых, ЦИК мог организовать проверку списков силами членов участковых комиссий. Во-вторых, он должен был инициировать показательное преследование хотя бы одного из исполкомов, ответственных за злоупотребления. И в-третьих, комиссия была обязана провести расследование фактов искажения списков членами избиркомов. О том, что они были, свидетельствуют истории избирателей, которые были вынуждены исправлять свое имя по нескольку раз.
Возможно, единственный повод для оптимизма в явно имитируемой борьбе с провалами первого тура — это решение защитить открепительные талоны. Два видимых и два закрытых знака оградят талоны от массового копирования на цветном ксероксе, как это было перед первым туром. Но при всех плюсах этого решения стоит отметить, что технология многократного голосования на разных участках специально отобранными людьми 31 октября в большей части Украины потерпела неудачу. Преступников отпугнули наблюдатели с видеокамерами.
Центризбирком мешает нормальному проведению выборов. Отсутствие результатов первого тура до 10 ноября жирным пятном отпечаталось на репутации комиссии. Как выразился один из ее старых членов, она за семь дней подорвала возможности, которые создавала семь лет.
Проблема даже не в задержке важной для страны информации. Проблема в том, кто и почему ее устроил.
Большинство причастных к теме людей уверены: цель затяжки времени — помешать Ющенко использовать преимущества первого места по итогам первого тура. Штабы Януковича уже в ночь с 31 октября на 1 ноября знали, что Ющенко набрал больше всех голосов. Решение комиссии остановить электронный подсчет на отметке 97,67% и оттягивать бумажный подсчет до самого последнего дня дало команде кандидата от власти три преимущества.
Первое: 10 из 20 дней отделяющих туры, в телевизионных диаграммах первой стояла фамилия Януковича. Голоса за Ющенко считались в последнюю очередь как в электронной системе, так и членами избиркомов. Из 2,33% голосов, не учтенных системой по решению комиссии, большая часть принадлежала Ющенко. По оценке члена ЦИК от «Нашей Украины» Андрея Магеры, Ющенко победил в 44 из 49 округов, бумажные протоколы о результатах выборов в которых якобы пришли в комиссию с опозданием.
Второе: отсутствие результатов выборов лишило кандидата от оппозиции права возобновить избирательный тур. Он попал в невыгодное положение в сравнении с премьером Януковичем, продолжившим пропагандировать социальную политику своего правительства. Выход Ющенко на митинг в Киеве был немедленно оспорен его оппонентами.
И третье: провоцируя Ющенко отсутствием данных о его промежуточной победе, команда Януковича рассчитывала завлечь оппонента в излюбленную ловушку и войти в роль радикального экстремиста. По ожиданиям политтехнологов Януковича, Ющенко должен был устраивать скандалы в ЦИК, выводить людей на улицы и агрессивно рассыпать на телеэкранах проклятия в адрес преступной власти. В глазах обычных людей это выглядело бы дурно. В то время как Янукович думает о повышении пенсий и зарплат, Ющенко из-за сотых процента устраивает истерики, мешая измученной ЦИК спокойно досчитать голоса. Телезрителям в очередной раз показали бы, кто думает о стране, а кто одержим идеей попасть на первое место. К чести команды Ющенко, после бурной реакции первых дней она сумела отгрызть себе лапу и выйти из капкана.
Беда в том, что в эту дурнопахнущую игру был втянут Центризбирком. Сведения, которые удалось получить, убеждают, что манипуляции с подсчетом голосов осуществлялись при прямом участии сотрудников комиссии. Ключевую роль в играх с электронной системой сыграл человек по имени Сергей Катков. За месяц до выборов он сменил пришедшего с Киваловым руководителя компьютерного управления ЦИК. В течение этого времени он под предлогом тестирования и проверки системы получил от разработчиков — компании «Проком», входящей в корпорацию «Атлас», — все ключи и коды. Именно в этот период, по мнению одного из экспертов, к системе был подключен дополнительный канал связи. По его оценке, канал был врезан между транспортным сервером, на который приходят электронные протоколы окружных избиркомов, и центральным сервером, где происходит обобщение данных. Этот канал позволил посторонним людям просматривать приходящие протоколы и определять, какие из них должны отправляться на центральный сервер.
Это объясняет все странности поведения системы в ночь и в первый день после выборов. Именно из-за внешнего манипулирования первые результаты голосования показали огромный перевес Януковича. Сличение времени отправки данных из округов и времени их прихода на центральный сервер ЦИК показывает, что протоколы из областей, где высока поддержка Ющенко, шли десятки часов! Внешнее вмешательство обусловило поступление данных порциями. По словам разработчиков, чья репутация подтверждена многолетними заказами комиссии, парламента, Министерства внутренних дел и других специфических клиентов, система настроена так, что максимальное время выкачивания данных составляет 25 минут. Это значит, что максимум каждые полчаса на сервер ЦИК должны были попадать протоколы с округов, где они были составлены. Но данные поступали с часовыми или двухчасовыми перерывами, притом большими пакетами. Объяснение просто. Это время люди, незаконно управлявшие транспортным сервером, тратили на просмотр данных и выделение удобных для своего кандидата протоколов для пересылки в ЦИК.
По нашим данным, искажения протоколов на уровне электронной системы не было. Это выборочно проверили 1 ноября, когда всей комиссии стало ясно, что системой манипулируют. Тем не менее, после достижения отметки 97,67% Кивалов отдал распоряжение ее выключить. Чем он руководствовался: обязательствами перед людьми, интегрировавшими в ЦИК Каткова, или опасением, что система дает лживые данные, знает только он сам.
Катков отстранен от работы. Но другие меры по защите системы от незаконного вмешательства не принимаются. По некоторым данным, глава комиссии склоняется к идее вообще отказаться от использования электронной системы подсчета. При всей сложности ситуации стоит заметить, что это единственный вариант быстрого установления победителя. Решение перейти только к подсчету бумажных протоколов угрожает затянуть финал выборов и увеличить возможность «коррекции» протоколов.
Меньше всех в этом заинтересован Ющенко, вчистую выигравший первые две недели кампании после первого тура. На важнейшие решения публично поддержать его, принятые Александром Морозом и Анатолием Кинахом, команда Януковича смогла ответить только союзом с Натальей Витренко, отказывающейся признавать, что ее пик в политике уже позади. Источники говорят, что на этом фоне судебная война с целью признания выборов недействительными — сейчас одно из ружей, к которому готовы прибегнуть те советники Януковича, которые понимают, что дела идут паршиво.
И ЦИК снова не на стороне закона. Его решение отменить результаты выборов в округе №100 в Кировограде выглядит вызывающим. Вместо того чтобы подсчитать результаты выборов взамен преступно отказавшейся сделать это окружной комиссии, Центризбирком признал их несостоявшимися. Это удар по Ющенко, набравшему больше всех голосов в этом округе. Но что еще намного хуже, это бомба под второй тур выборов. Созданный комиссией прецедент открывает двери для их срыва кандидатом от власти, если он проиграет бой. Симпатики Януковича в избиркомах, где их большинство, просто не придут подписывать протоколы. По логике Центризбиркома, выборы в этих округах будут отменены.
Я далек от желания считать Центризбирком главным злом на этих выборах. Он — еще один продукт системы, желание избавиться от которой составляет основу поддержки Ющенко. В противоречии с любыми правилами демократии, здравого смысла и совести Центризбирком был сформирован преимущественно из представителей пропрезидентских сил. Из 15 мест в комиссии оппозиционные партии получили четыре: два — коммунисты и по одному социалисты с «Нашей Украиной».
На членов комиссии со стороны команды кандидата от власти оказывается огромное давление. Деньгами, делами, угрозами, слежкой. Автор статьи не располагает подтверждением информации, что член комиссии Марина Ставнийчук берет деньги от Андрея Клюева. Но ее голосование в этом составе ЦИК разрушило ее блестящую репутацию в глазах журналистов, созданную работой в предыдущем составе. Люди из окружения Кивалова опровергают сведения об уголовных делах в отношении его дочери и зятя, которые якобы держат его на крючке прокуратуры. Но они признают, что он совсем не самостоятелен в значительной части своих решений.
ЦИК нельзя назвать слепым орудием власти. По оценкам изнутри и извне комиссии, только пять ее членов настроены беспрекословно следовать интересам кандидата от власти. Остальные в решающий момент способны сказать «нет», особенно если увидят, что другой кандидат выступил наголову сильнее.
Но надежным средством защиты выборов от злоупотреблений их не назовешь. Таким средством сейчас может стать только позиция обычных людей. Избиратели должны проверить себя в списках, наблюдатели — изо всех сил бороться с нарушениями на участках, а члены комиссий — любой ценой получить официальные протоколы о результатах голосования. Как выразился один из членов комиссии, «протоколы будет нечем крыть».
Сформированный и манипулируемый властью ЦИК провести честные выборы не в состоянии. Вопрос сейчас в том, насколько он будет мешать.