Станислав Сташевский |
Первый вывод, напрашивающийся после изучения списка новых членов украинского правительства, — отсутствие среди них представителей славного донецкого края. Впрочем, «регионалы» и не скрывали своего абсолютно прохладного отношения к вопросу формирования нынешнего Кабмина. Здесь и к политтехнологам не ходи — вред от пребывания в исполнительной власти накануне выборов для соратников Виктора Януковича абсолютно очевиден. В то время как отсутствие зримой связи с властью позволяет без ограничений критиковать ее действия, зарабатывая на этом электоральные баллы. Однако что касается связи незримой…
Результаты меморандума, подписанного Ющенко и Януковичем, пусть и не в виде министерских портфелей, но все-таки проявились. И, как оказалось, довольно оперативно. После долгого отсутствия в страну вернулся Ринат Ахметов. Правда, очень скоро уехал обратно. Зато с чувством выполненного долга. Ринат Леонидович посетил Министерство внутренних дел, где повстречался с самим министром и ответил на все мучившие того вопросы. Больше, судя по тому, что президент ФК «Шахтер» вновь покинул пределы родины, у наших правоохранительных органов к нему вопросов нет.
Может, зря Игорь Бакай с Николаем Билоконем так старательно скрываются от украинских стражей закона? Хотя нет. Они же не донецкого поля ягоды. В отличие, скажем, от Геннадия Васильева, к которому резко потеряла интерес Генеральная прокуратура, закрыв уголовное дело, возбужденное недавно против экс-генпрокурора. При этом Васильев настолько осмелел, что даже позволил себе менторский тон в отношении своего преемника, посоветовав Святославу Пискуну пройти стажировку «у сельского детектива Анискина». «Постановление о возбуждении уголовного дела, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, не может быть отменено, оно подлежит лишь приостановлению за отсутствием состава преступления», — провел краткий ликбез Геннадий Андреевич. И спорить с ним никто не стал.
Наверное, не столько потому, что он, в общем-то, прав. Сколько по причине концентрации всеобщего внимания не на бывших, а на новых хозяевах высоких кабинетов. Хотя подавляющее большинство членов правительства Юрия Еханурова — далеко не новобранцы. И это второе наблюдение, приходящее на ум при знакомстве с их фамилиями.
В конкурсе «Назначения, которые нас удивили» победил Станислав Сташевский, занявший пост первого вице-премьер-министра. Хотя Станиславу Телисфоровичу не впервой заселяться в здание на Грушевского (в его биографии уже значится запись о принадлежности к сонму членов Кабмина), его первая «ходка» в правительство многими была воспринята больше как политический курьез. В марте 2001 года Сташевский пришел в правительство Виктора Ющенко на должность министра топлива и энергетики после отставки Сергея Ермилова, чье пребывание у руля топливно-энергетической отраслью было сопряжено с накалом отношений между ее ключевыми игроками. Обострению ситуации поспособствовала деятельность уже отставленной к тому времени вице-премьер-министра Юлии Тимошенко, сумевшей поломать налаженные схемы зарабатывания частного капитала на загибающемся ТЭКе. Президенту Кучме нужно было погасить конфликтность, грозящую окончательным развалом отрасли. Лучшего способа, чем назначить министром ТЭК человека из «другой песочницы», он не нашел.
Если заслуженный строитель Украины Станислав Сташевский и имел представление об энергетике, то очень приблизительное: по специальности он — инженер-электрик. Помнится, на презентационной пресс-конференции новоназначенного энергетического министра спросили, какое отношение он имеет к вверенной в его ведение сфере. На что Сташевский посоветовал журналистам представить, сколько домов он построил за свою многолетнюю карьеру строителя, и в каждом из них — километры электропроводов, тысячи электророзеток и прочие электрические «радости». Убедительно!
В 80-е годы Станислав Телисфорович трудился главным инженером в «Киевэлектромонтаже», входившем в структуру «Главкиевгорстроя», одним из руководителей которого тогда был Александр Омельченко. С тех пор их и связывают крепкие отношения, вылившиеся после прихода Омельченко к руководству Киевской городской администрацией в назначение Сташевского его первым заместителем. Каким-то прорывом в развитии отечественного топливно-энергетического комплекса почти девятимесячное пребывание Станислава Телисфоровича в министерском кресле не ознаменовалось. А в его удаленности от энергоолигархических структур, провозглашаемой при назначении чуть ли ни главной добродетелью ТЭКовского министра, некоторые эксперты со временем стали сомневаться. Заговорили о том, что на посту первого зама главы КГГА Сташевский имел тесные контакты с представителями российского «Лукойла» и что после назначения нового руководителя Минтопэнерго позиции этой нефтяной компании в Украине заметно укрепились.
В правительстве Анатолия Кинаха, пришедшего руководить Кабмином после отставки Виктора Ющенко, Сташевского сменил признанный профи Виталий Гайдук. Киевский мэр, немного обидевшись, назвал тогда отставку своего человека «политическим решением», и исключительно ради него ввел еще одну должность первого заместителя при уже существующем первом заме Иване Фоменко. А спустя пару месяцев Сташевский становится еще и вторым лицом в партии «Єдність».
С 2002 года он представляет интересы избирателей одного из столичных округов в Верховной Раде. Где судьба этого многогранного человека предоставляет ему шанс попробовать себя еще в одной доселе неведомой сфере деятельности. До своего нынешнего назначения первым вице-премьером он занимает кабинет главы парламентского комитета по иностранным делам после ухода в правительство Дмитрия Табачника. Ни плохих, ни хороших откликов о его работе в этой ипостаси не зафиксировано.
Говорят, что накануне принятия решения о приходе в новый Кабмин Сташевского президент встречался с Александром Омельченко. И, судя по тому, что это решение таки было принято, дела сегодня у Сан Саныча не так плохи, как многие думают. К сказанному можно добавить лишь то, что у главы правительства кандидатура его первого заместителя вряд ли вызвала неприятие. По крайней мере, знакомы они давно: в 80-е годы Юрий Ехануров не на последних должностях трудился в том же «Главкиевгорстрое». А давними связями и знакомствами, как утверждают знающие его люди, новый премьер-министр дорожит.
Что касается рядовых вице-премьеров, то они относятся к числу тех членов Кабмина, которые достались Еханурову по наследству от Тимошенко. Роман Бессмертный из вице-премьера по вопросам административной реформы переименован в оного по вопросам региональной политики. Этот шаг выглядит абсолютно логичным. По большому счету актуальность такой должности была очевидной сразу после выборов, опасно углубивших идеологическую, политическую и гуманитарную трещину между западом и востоком Украины. Она должна была стать центром управления процессами, призванными сшивать страну по всем направлениям: от социального до экономического, от культурного до исторического. Самое интересное, что во всех министерствах и ведомствах уже давно существуют департаменты, управления и отделы, занимающиеся региональной проблематикой. Однако эффективность этих структур минимальна при отсутствии между ними координации и централизации их усилий. Это и должен будет обеспечить региональный вице-премьер со своим аппаратом. Но не только.
Перспективы реализации административной реформы в период предвыборной кампании весьма сомнительны. И потому очень правильным является решение сконцентировать усилия Романа Бессмертного на выработке государственной стратегии, направленной на укрепление целостности страны, на оптимизацию отношений «центр — регионы», на решение вопросов комплексного и сбалансированного развития различных частей Украины. Однако кроме стратегических задач у Романа Бессмертного, надо полагать, будет еще две тактические цели. И первая из них — привлечение на помощь провластной партии административного ресурса. Роман Петрович является главным партийным функционером Народного союза «Наша Украина». И партия с ожиданием смотрит на него. Президент категорически опроверг вероятность применения админресурса на грядущих парламентских выборах. Не верить слову президента мы, конечно, не можем. Но вдруг появится соответствующая инициатива с мест? Чиновный люд в провинции деятельный, старательный. Глава же совета НСНУ, занявший пост вице-премьера по региональной политике, является единственным человеком в партии, который способен организовать соответствующую вертикаль.
Что касается второй тактической цели, то, работая сшивателем регионов, Роман Бессмертный может подготовить почву для слияния в единую коалицию партии Ющенко и партии Януковича после выборов в парламент. Именно этой цели, возможно, и будут служить пусть не особо содержательные, но широко освещаемые программы под условным названием «Восток и Запад едины!». Видимая часть деятельности вице-премьера-регионала будет служить, по всей вероятности, для подготовки восприятия общественностью заключения коалиционного договора между НСНУ и Партией регионов после успешного прохождения их в новый парламент. Что там Юлия Тимошенко говорила о своих притязаниях на премьерский пост по окончании выборов?
Пошел на повышение Вячеслав Кириленко, занимавший в правительстве Юлии Владимировны должность министра труда и социальной политики. Теперь он назначен гуманитарным вице-премьером. Те, кто утверждает, будто это дань Украинской народной партии, которую Кириленко представляет, правы лишь отчасти. Мнения о его работе на посту куратора социалки, конечно, разные, но преобладают положительные отзывы. Зарекомендовал себя Вячеслав Анатольевич человеком, у которого за словом обязательно следует дело. По некоторым откликам, несмотря на молодость и отсутствие опыта работы в исполнительной власти, при работе с ним нет ощущения, будто имеешь дело с дилетантом. Он не боится спрашивать, делать ошибки, но старается обязательно их исправить. Сама по себе должность социального вице-премьера вполне оправдана. Другое дело, что этот участок работы может оказаться и пагубным для карьеры того, кто его возглавляет. Если экономическому блоку правительства и бюджетообразующим министерствам не удастся запустить механизмы пополнения бюджета, социальному вице придется принимать огонь на себя. Впрочем, вполне возможно, что именно для подстраховки молодого коллеги на должность министра соцполитики назначен опытный и, кажется, абсолютно неамбициозный в плане карьеры Иван Сахань.
Великим реформатором Ивана Яковлевича назвать, конечно, трудно, но «матчасть» он знает досконально. Придя в феврале 1997 года в Министерство труда на место замминистра, Сахань пережил в правительстве трех премьер-министров — Валерия Пустовойтенко, Виктора Ющенко и Анатолия Кинаха — сначала на посту первого зама, а затем и министра. В нынешнее правительство Сахань пришел с должности гендиректора «Украинского алюминия», который связывают с именем российского олигарха Олега Дерипаски. Словом, топ-менеджер с солидным запасом опыта работы по специальности, возможно, станет именно тем человеком, на которого смело сможет опереться все еще пока числящийся в подающих надежды Вячеслав Кириленко. Тем более что ему все-таки придется заниматься еще и культурой со здравоохранением. Самое главное, чтобы Вячеслав Анатольевич в преддверии выборов не стал поднимать волнующий его и представляемую им партию тему реабилитации ветеранов ОУН—УПА…
Правда, говоря о молодости вице-премьера по гуманитарным вопросам, следует заметить, что его 37 лет выглядят довольно солидно по сравнению с возрастом отдельных неофитов Кабмина. Самому молодому министру, Виктору Бондару, сменившего Евгения Червоненко на посту главы Министерства транспорта и связи, нет еще тридцати. Назначение этого члена правительства выглядит, пожалуй, наиболее спорным и противоречивым. Вся его предыдущая деятельность была связана с информационными технологиями. Не считая ОАО «Донецкий мясокомбинат», главой правления которого он стал в 25 лет. Образование у Виктора Васильевича довольно неплохое. Он окончил Харьковскую юридическую академию, а затем КПИ по специальности «Компьютерные науки», стажировался в Канаде и европейских странах. Его последнее место работы — Минтранс, куда на должность своего заметителя его взял Евгений Червоненко, как говорят, с подачи Петра Порошенко. В ведении вундеркинда находился аппарат и внешнеэкономические связи Минтранса. По мнению многих наблюдателей, то, что кресло транспортного министра занял заместитель Евгения Альфредовича, говорит о сохранении за прежним главой Минтранса влияния на это ведомство. Молодая поросль всегда нуждается в покровителях и учителях. А в обмен на возможность делать карьеру готова выполнять все рекомендации, советы и распоряжения наставников. Тот ли это случай? Пока неизвестно. Но очень похоже на то.
Второе юное дарование, получившее министерский портфель, — Арсений Яценюк. Новый министр экономики старше министра транспорта всего на год. Но главное его отличие все-таки в другом. Он не новичок в структурах власти. В Кабинет министров Арсений Петрович попал с должности заместителя председателя Одесской областной государственной администрации. Но куда более внушительным его карьерным достижением является пребывание на посту первого заместителя главы Нацбанка Украины, куда Яценюк пришел в начале 2003 года с места министра экономики Крыма. С середины же 2004 года, когда Сергей Тигипко с головой ушел в предвыборную кампанию Виктора Януковича, Арсений Яценюк фактически выполнял обязанности руководителя главного банка страны. Наблюдавшие за его деятельностью отмечают у Яценюка высокий уровень образования и солидный интеллектуальный багаж. То, что он возглавлял НБУ, знаком с финансовыми рынками, полагают специалисты, является позитивным фактором для экономики страны. Поскольку Яценюк представляет, что такое инфляция, каковы пределы монетарных методов борьбы с ней. Скорее всего, у министра экономики сложатся отношения с премьером. Юрий Ехануров умеет ловить мысли и идеи, заслуживающие премьерского внимания. А у Арсения Яценюка они, говорят, есть. Единственный не совсем ясный момент в его биографии касается 50-миллионного кредита, якобы выданного стараниями Яценюка в бытность его первым замом главы НБУ банку Петра Порошенко, находившегося тогда в оппозиции. Кредит был выдан закрытым распоряжением Нацбанка. Что двигало Яценюком тогда — отчаянная смелость или элементарная меркантильность, — неизвестно.
Среди новых лиц Кабмина также глава Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Павел Качур. Еще одно назначение из разряда, вызывающих недоумение. Решение об объединении Госкомитета по ЖКХ с Министерством строительства и архитектуры было принято уже давно. И затягивание с воплощением этой идеи в жизнь объяснялось тем, что никак не могли подыскать достойного руководителя для такого ведомства-монстра. Абсолютно далекий как от строительства, так и от жилкомунхоза, Качур был избран на эту роль, судя по всему, из-за своих недюженных организационных способностей. Говорят, он пользуется личным расположением Ющенко. Активно участвовал в работе его предвыборного штаба. И в условиях неразберихи и низкого уровня координации сумел довольно успешно наладить деятельность на своем участке работы, обеспечив связь центрального штаба с регионами. Говорят, Павел Степанович ожидал назначения еще сразу после выборов и, не получив его, несколько обиделся. Но сумел не показать вида, спокойно дожидаясь своего часа. Одним предложением его характеристика может звучать так: звезд с неба не хватает, но при надобности сможет организовать их подачу на землю.
Это, в общем-то, и все новые лица Кабмина, не считая Виктора Балоги, ставшего министром МЧС. И в этом состоит третье наблюдение, которое можно сделать, перечисляя его состав. В бой, за редким исключением, вновь идут одни старики. На своих местах остались министры-социалисты. Но к их профессиональным качествам это имеет меньше всего отношения. Не будь, к примеру, Александр Баранивский членом партии Александра Мороза, он вряд ли продолжал руководить Министерством сельского хозяйства. Наиболее адекватную работу продемонстрировал министр образования Станислав Николаенко. Конечно, это не тот человек, который является двигателем прогресса, но и непрофессионалом либо лоббистом чьих-то интересов его не назовешь.
Сложенный практически из старых пазлов коллективный портрет правительства Еханурова напоминает кабинет, в котором на скорую руку провели косметический ремонт, не используя дорогостоящих материалов и не прибегая к услугам высокооплачиваемых специалистов. Скромненько, но чистенько. Ющенко пошел на определенные жертвы, избавившись от наиболее одиозных фигур своего окружения. Неизвестно, останутся ли они в его реальном окружении, но с официальных постов президент убрал многих, кто был рядом с ним последние годы. Перед В.Ющенко сегодня стоит дилемма – судьба выборов или судьба страны. При этом и тем, и другим ему нужно заниматься, принимая во внимание тот факт, что реформа неизбежна. То обстоятельство, что более половины членов правительства представляют партию Ющенко, говорит о том, что результат выборов для него все-таки немаловажен. В отличие от большинства наблюдателей и участников политического процесса, Виктор Андреевич рассматривает новое правительство не как временное и техническое, а как основу будущего Кабмина, которое будет формироваться после парламентских выборов. И значит, столь же важным для него является результативность работы команды Юрия Еханурова. Безусловно, почти за каждым из новых назначений кто-то стоит. Но пока назвать кого-либо из ехануровцев ярко выраженным лоббистом чьих-либо интересов нельзя. Самое ближайшее время покажет, окажутся они лоббистами частного бизнеса, президентской партии или все-таки интересов страны.