UA / RU
Поддержать ZN.ua

К ПРИЕЗДУ ГЕЛЬМУТА КОЛЯ МЫ ПОДГОТОВИЛИСЬ «НА ЧЕТВЕРКУ»

Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль посетит Украину с третьим официальным визитом 2-4 сентября. Коль прибывает вместе с солидной свитой, в составе которой - тридцать пять представителей крупного и среднего бизнеса...

Автор: Алла Лазарева

Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль посетит Украину с третьим официальным визитом 2-4 сентября. Коль прибывает вместе с солидной свитой, в составе которой - тридцать пять представителей крупного и среднего бизнеса. На «экономическое крыло» команды Коля украинская сторона возлагает особые надежды: запланированы прямые переговоры немецких и украинских бизнесменов и производителей, в ходе которых могут определиться перспективные проекты и контракты, тем же, кто задействован в политической части мероприятия, несмотря на общий официальный оптимизм, предстоит немало трудных минут: к визиту удалось устранить далеко не все «болевые точки» в украинско-немецких отношениях.

Напомним, что, помимо известных экономических, надежды, которые возлагала на наше государство Германия с первых месяцев украинской независимости, немецкая сторона выражала конкретную заинтересованность в решении нескольких, скажем так, символически-политических проблем. Речь идет о подписании двустороннего договора о национальных меньшинах и прояснении ситуации с гражданством и правом собственности немецкого этнического меньшинства в Украине; о выполнении обязательств по возвращению культурных ценностей; о решении имущественного спора касательно помещения бывшей немецкой кирхи в Киеве, а также - об открытии кладбища для немецких солдат, погибших во второй мировой войне. «Политический символизм» перечисленных проблем определяется двумя критериями: во-первых, они не велики по масштабам, а во-вторых - не так уж сложны в поиске решения, и снятие их с повестки дня - по преимуществу вопрос принципа. Принципа политической ответственности за данное страной обещание, даже если оно давалось политическими предшественниками.

На сегодня идеально обстоят дела только с кладбищем. Вопреки опасениям украинских властей местное население в поселке Вита Почтовая под Киевом не запротестовало против такого соседства, соответствующие работы уже завершены, и господин канцлер в первый день своего визита в Киев лично будет присутствовать при открытии мемориального могильного креста.

С помещением, где исторически находилась немецкая лютеранская церковь, а ныне располагается хранилище одного из музеев, дела обстоят похуже: помещение по-прежнему не освобождено, хотя туманным обещаниям, равно как и извечным «объективным причинам», несть числа. Конечно, произведениям искусства для сохранности нужны особые условия, создание которых стоит недешево. Конечно же, лишних денег у Украины нет. Но когда присутствует политическая воля - все остальное постепенно обнаруживается. В нашем случае ситуация застряла между «да» в принципе и неоформившемся по дате «когда». Что не создает глобальной проблемы, но несколько портит имидж страны. Согласно предварительной (и неокончательной) информации, немцы рассчитывают на специальное заявление украинской стороны в ходе переговоров, где будут определены конкретные сроки (очевидно - до конца текущего года) по освобождению желаемых площадей.

С возвращением культурных ценностей ситуация решена в пропорции 50 на 50. Немецкая делегация привозит вывезенные во время войны иконы, ценные старинные книги и особо ценное скифское зеркало, подчеркивая при этом, что на территории ФРГ более не остается украинских реликвий, Украина же располагает несколькими альбомами гравюр, точно принадлежавшими Дрезденской галерее, один из которых - 12 работ итальянского мастера Пиронези - планируется возвратить делегации Коля. Три последующих альбома должны будут вернуться в Германию чуть позже. Но немцы намного больше переживают за те ценные произведения искусства, которые хранятся в частных коллекциях некоторых украинских граждан...

Самая непростая ситуация, пожалуй, остается с немецкими переселенцами, которые обосновались преимущественно на юге Украины. Определенный прогресс этим летом наметился: наработано специальное соглашение между украинским и немецким правительствами (оно должно быть подписано в ходе визита). Документ конкретизирует меры, направленные на решение многих материальных проблем в немецких поселках и распределяет ответственности сторон. Шаг важный, учитывая, что опоздали с ним ровно на пять лет, а неразбериха, существовавшая до сих пор, бесследно поглотила не одну тысячу марок и не один миллион украинских карбованцев (справедливости ради стоит заметить, что «внезапно разбогатели» некоторые исполнители от обеих сторон).

Признаком наметившегося взаимопонимания по проблеме выглядит и тот факт, что Гельмут Коль, еще в июне собиравшийся посетить исключительно Киев, теперь добавил в список мероприятий Одессу. И хотя факт грядущей реконструкции Одесского аэропорта, несомненно, привлекает представителей немецких фирм, а возможность пролоббировать интересы своего производителя не упускает ни один серьезный западный политик, не стоит сбрасывать со счетов и то, что немецкие поселки организованно строятся только в Одесской области. Правда, ни один из них господин Коль не посетит. Но тему переселенцев в личной беседе с господином Эдуардом Гурвицем наверняка затронет.

Наверняка зайдет речь об украинских немцах и во время встречи с Александром Морозом: именно от парламента, а еще точнее - от позиции левых зависит, будет ли принят законопроект, разработанный Министерством национальностей и миграции, упрощающий принятие гражданства для депортированных и членов их семей. «Паспортизация» двух тысяч переселенцев, при желании, ни времени, ни даже бумаги много не возьмет. Зато поможет достичь тройную цель. Во-первых, живущие в неопределенности люди обретут должный статус и главное - право собственности на землю, которое в сельской местности имеет ключевое значение. Во-вторых, немецкое правительство будет спокойно, что построенные им комфортабельные коттеджи достанутся тем, кому они предназначены (вспомните историю с компенсацией узникам немецких концлагерей, которая по сей день не всегда находит адресата) и что недостаточно знакомых с немецкой культурой и не всегда имеющих доказательства о немецком происхождении не придется оформлять на постоянное жительство в ФРГ (что почти невозможно по немецким законам). В-третьих, Украина избавится от маленькой, но назойливой головной боли - а ведь не секрет, что «принципиальные мелочи» возникают, когда нет полного порядка в делах больших.

За пять лет существования самостоятельной украинской политики наши отношения с Германией развивались не очень ровно. Сначала мы дружно переоценили друг друга: Германия обманулась в реальном потенциале постсоветской Украины. Украина - касательно своего исключительного места в немецких интересах. Последовавшее за эйфорией взаимное охлаждение только летом прошлого года сменилось оттепелью: пошли кредиты, более массово начали открывать свои представительства фирмы, заработали по чуть-чуть СП... Немецкие бизнесмены осознали, что украинский рынок - не такой уж легкий бастион, как представлялось в 1991-м, но все же достаточно перспективный (чему свидетельство - многочисленная «бизнес-свита» господина Коля). Украина тоже разобралась, что Германия заинтересована и в России, и в Венгрии, и в Польше - «восточный вектор» исторически имел особое значение в немецкой внешней политике. Похоже, что «эпоха реализма» наступает только сейчас. И дай Бог, чтобы хватило мудрости правильно расставить акценты и выстроить здоровые, по-настоящему взаимовыгодные отношения.