UA / RU
Поддержать ZN.ua

К нам приехал, к нам приехал…

Нет сомнений, что вчерашняя встреча президента «вечного стратегического партнера Украины» с през...

Автор: Татьяна Силина

Нет сомнений, что вчерашняя встреча президента «вечного стратегического партнера Украины» с президентом «главного внешнеполитического партнера России» будет громко наречена государственными мужами «началом нового этапа» или даже «открытием новой эры» (в общем, настоящим прорывом) в отношениях двух государств. И хотя на самом деле никакого прорыва не предвидится, и даже по поводу «нового этапа» говорить еще рановато, тем не менее, думается, что 2006 год, в отличие от предыдущего, Владимир Путин уже не назовет «годом упущенных возможностей в отношениях с Украиной». Одна победа российского газового оружия чего стоит!..

Создание межгосударственной украинско-российской комиссии, возглавляемой двумя президентами, тот редкий случай в наших двусторонних отношениях, когда достижение одной страны не является проигрышем другой. По идее, запущенный вчера механизм двустороннего сотрудничества, на создание которого ушло более полутора лет, должен принести пользу обоим государствам. (Скептики, правда, как всегда, осторожны и напоминают, что за годы независимости Украина наваяла немало «инструментов» и «механизмов» с разными странами, но далеко не все они были эффективными или вообще работали. К слову, совсем недавно тихо и незаметно для широкой публики была ликвидирована смешанная украинско-российская комиссия по сотрудничеству, созданная в 1996 г. так же громко и торжественно, но о результатах деятельности которой практически ничего не известно).

Тем не менее оптимисты уверяют, что новая межгосударственная комиссия позволит активизировать и упорядочить двусторонние контакты, облегчить общение и дисциплинировать переговорщиков из разных ведомств и на разных уровнях. Создан секретариат комиссии, возглавляемый Виталием Гайдуком с украинской стороны, и Игорем Ивановым — с российской, назначены секретари комитетов, подкомитетов и подкомиссии. В течение последних месяцев проведены заседания всех этих структур, подготовившие первую встречу президентов в рамках комиссии Ющенко—Путин. Работа началась. И хотя не исключено, что очередной «механизм» просуществует лишь чуть дольше, чем он создавался (президентский срок Путина тает так же быстро, как и реальные полномочия Ющенко), будем надеяться, что ему окажется под силу разобрать «два чемодана проблем», о которых часто вспоминает украинский президент.

Одну из них, о которой, правда, не говорят официально, но которая в последнее время серьезно занимает умы на Банковой и Михайловской, хотели попытаться решить уже с помощью первого заседания межгоскомиссии на уровне президентов. Одной из задач Ющенко было не допустить замыкания отношений с Россией на Януковиче. Ведь за неполные пять месяцев своего премьерства Виктор Федорович виделся с Путиным чаще и дольше, чем Виктор Андреевич за целый год. Президентский секретариат и МИД приложили максимум усилий, чтобы отодвинуть Януковича как можно дальше от запланированных в рамках путинского визита мероприятий. Еще во вторник Николай Азаров публично возмущался, что правительству не известна даже программа пребывания российского президента в Киеве. И если абстрагироваться от наших внутриполитических маразматических реалий, то в самом деле выглядит странным, что в заседании межгосударственной комиссии не предполагалось участие премьера, возглавляющего с украинской стороны один из основных ее комитетов — по вопросам экономического сотрудничества. Думается, что если бы премьером в настоящее время был, скажем, Ю.Ехануров, никому и в голову не пришло бы отодвинуть его от столь важного мероприятия, где обсуждение экономических вопросов заняло одно из ключевых мест. Но в условиях жесткой борьбы без правил за влияние хотя бы во внешней политике действия президентской стороны вполне понятны и прогнозируемы. В ответ на возмущение Азарова на Банковой, в свою очередь, тоже могут возмутиться: мол, отправляясь в конце прошлого месяца в Москву, Янукович не потрудился поставить МИД и президента в известность о своем вояже, не говоря уже о программе и тем более получении каких-либо директив. Президента можно понять и по-человечески, ведь на фоне громких (и пусть даже в большинстве случаев скандальных) визитов Януковича в Брюссель, Штаты, Москву его собственные визиты последнего времени (в Эстонию, Южную Корею) выглядят бледновато. Да и в недолгой битве за Давос, похоже, выиграл снова Янукович.

Поэтому приезд в Киев Путина должен был стать эксклюзивной победой президента. И еще в среду вечером никаких встреч Януковича с российским президентом в программе визита не было. Но премьерская команда приложила недюжинные усилия, чтобы Виктор Федорович с Владимиром Владимировичем таки встретился. И хотя украинский премьер предоставил российской стороне достаточно поводов для недовольства (ведь и скорое присоединение Украины к ВТО стало реальностью во время премьерства именно Януковича, и по ЕЭП тот публично высказался определенно — ничего более зоны свободной торговли, и в США съездил, и НАТО однозначное «нет» не сказал, и русскому языку нужный статус не предоставил, и принятие Верховной Радой закона по Голодомору допустил), россияне, тем не менее, пошли ему навстречу… По протоколу встреча украинского премьера с российским президентом была рассчитана на тридцать минут, но продолжалась она столько, сколько захотел Путин.

На момент верстки этого номера переговоры делегаций двух стран за закрытыми для прессы дверями были еще в полном разгаре. И нам пока доподлинно не известно, о чем договорились Ющенко с Путиным и насколько отличались эти договоренности от тех, что были достигнуты на встрече Путин—Янукович.

Кстати, тет-а-тет президентов задумывался как наиболее важная часть визита. Возможно, поэтому его решено было продлить, лишив членов комиссии возможности разделить трапезу с Ющенко и Путиным. Накануне же информированные источники сообщали, что одной из главных задач нашего президента во время встречи с глазу на глаз с российским коллегой будет убедить того исключить из схемы поставок газа в Украину компанию «РосУкрЭнерго» и создать совместное предприятие с участием НАК «Нафтогаз України» и «Газпрома», зарегистрировав его, скажем, в Швейцарии. Насколько успешной будет реализация этой задумки, считают эксперты, зависит не столько от талантов Ющенко-переговорщика, сколько от того, какая из двух группировок лоббистов в окружении Путина одержит победу над оппонентами накануне визита российского президента в Киев. Ведь на газе в Москве хотят зарабатывать не только те, кто делает это сегодня…

До самого окончания переговоров сохранялась интрига и вокруг готовящихся к подписанию документов. Ведь если еще за неделю до приезда В.Путина В.Ющенко говорил на пресс-конференции, что должны быть подписаны «ключевые документы» — Декларация о содержании украинско-российского стратегического партнерства и План действий Украина—Россия на 2007—2008 гг., то уже в начале этой недели информированные источники сообщили «ЗН», что российская сторона отказывается их подписывать. Формальный повод — рассмотрение в минувшую пятницу на заседании СНБОУ Стратегии национальной безопасности Украины, в которой говорится о перспективе полноправного членства нашей страны в НАТО. Позиция россиян выглядит довольно странно хотя бы потому, что именно они хотели иметь в папке двусторонних документов эту Декларацию и инициировали ее подготовку. Впрочем, сам документ отнюдь не нов, он был парафирован еще несколько лет назад тогдашними министрами иностранных дел А.Зленко и И.Ивановым, а разработан еще в конце 90-х в СНБОУ командой А.Разумкова. Новую декларацию не захотели готовить именно россияне, опасаясь, что на это может уйти слишком много времени, а документ им нужен сейчас. Так что практически готовый текст был лишь чуть-чуть доработан и готов к подписанию президентами. Можем ли мы жить и сотрудничать с россиянами без этого документа? Вполне. Люди, читавшие Декларацию, свидетельствуют, что это весьма общий и «широко растяжимый» документ, который можно было бы подписать еще с десятком государств. Кроме того, понятие «стратегическое партнерство» уже давно закреплено в базовом украинско-российском договоре. Поэтому ничего нового Декларация в наши отношения внести не может. Так что желание ее подписывать, а затем не подписывать можно отнести к загадкам русской души.

Что же касается Плана действий (ПД), или, как у нас теперь модно говорить, дорожной карты, то это более практический документ, охватывающий все сферы двустороннего сотрудничества. Украинская сторона старалась внести в него больше конкретики, закрепить даты решения того или иного вопроса. Россияне хотели видеть документ более общим. За пару дней до визита Путина представители украинской стороны в беседе с «ЗН» свидетельствовали, что ПД готов на 95% и для его доработки достаточно одного-двух часов. Однако еще утром в пятницу помощник президента РФ Сергей Приходько отмечал наличие разногласий и говорил о продолжающемся «сближении позиций Москвы и Киева по некоторым проблемам».

Дорожная карта тоже готовилась достаточно долго и сначала охватывала 2005-2006 гг., ведь российского президента и начала работы межгосударственной комиссии ждали еще в октябре прошлого года. Теперь План действий рассчитан на следующие два года. Но и без его подписания можно с уверенностью предположить, переговоры по тем или иным вопросам будут продолжаться, делегации встречаться, визиты осуществляться.

Куда более полезным для Украины, на наш взгляд, является соглашение о реадмиссии, к заключению которого наши страны готовились уже много лет, и против которого в России до последнего возражали некоторые министерства и ведомства. После недавнего подписания подобного документа с Европейским Союзом Украина оказалась перед угрозой стать «накопителем» нелегальных мигрантов, которых ей скоро начнут возвращать страны ЕС. Подписав соглашение о реадмиссии с РФ, наша страна сможет отправлять нелегалов-россиян и граждан третьих стран назад в Россию, ведь именно через украинско-российскую границу большинство из них попадает на украинскую территорию.

Кроме того, вчера были подписаны протокол о внесении дополнений в межправительственное соглашение о пунктах пропуска через украинско-российскую госграницу; межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере двустороннего военно-технического сотрудничества; внесены изменения в документ о безвизовых поездках граждан Украины и РФ, а также подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры и туризма Украины и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ.

К первому заседанию межгосударственной комиссии стороны подготовили весь спектр двусторонних вопросов — начиная от газовой темы и заканчивая гуманитарной проблематикой. На заседании делегаций в расширенном составе с развернутыми докладами выступили секретари украинской и российской частей комиссии — В.Гайдук и И.Иванов.

Накануне приезда российского президента В.Ющенко акцентировал внимание на необходимости обсуждения в первую очередь газовых проблем, определении «что нужно сделать Украине, чтобы корректно отнестись к интересам России» в вопросе евроатлантической интеграции нашей страны, решении проблем делимитации и демаркации украинско-российской границы, временного пребывания ЧФ РФ на нашей территории. Все это проблемы давние, хорошо известные и, по мнению экспертов, большинство из них технически вполне решаемые — при наличии соответствующей политической воли. Так, например, демаркацию сухопутного участка границы можно было бы начать давным-давно, ведь еще в январе два президента в Астане договорились о начале работы соответствующей специальной смешанной комиссии, но… россияне до сих пор не назначили сопредседателя со своей стороны. А ведь Украина надеялась в этом году не только комиссию создать, но и собственно демаркацию начать. Тогда же в Астане В.Ющенко оптимистично заявлял, что в вопросах делимитации Азовского моря и Керченского пролива можно «существенно продвинуться в течение полугода». Сегодня ожидания украинской стороны более сдержанны — границу по Азову в Киеве хотели бы увидеть хотя бы до конца следующего года, а в Керченском проливе — 2008-го.

«Два чемодана», о которых говорит Ющенко, вполне можно было бы утрамбовать проблемами одного только ЧФ РФ — постоянного раздражителя в двусторонних отношениях. Украинская сторона по-прежнему намерена твердо настаивать на четком выполнении соответствующих двусторонних соглашений, на проведении инвентаризации земельных участков и объектов, используемых ЧФ РФ, передаче Украине объектов инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореходства, подготовке дополнительного соглашения, которое регламентировало бы поведение сторон в кризисных ситуациях. И, что очень важно, подтвердив обязательства Украины по выполнению соответствующих соглашений, президент Ющенко должен был четко дать понять российской стороне, что 2017-й — последний год временного базирования ЧФ РФ на нашей территории.

Впрочем, описывать весь перечень существующих в двусторонних отношениях проблем мы не станем. О них «ЗН» информирует своих читателей постоянно.

…О чем говорили Владимир Путин с Виктором Ющенко и Виктором Януковичем, возможно, со временем мы узнаем. Но сегодня очевидно одно: российский президент провел переговоры с двумя лидерами одного государства. Лидерами, которые должны были объединиться и отстаивать интересы страны, вместо того чтобы дергать российский протокол за рукава, накапливая в борьбе друг с другом знаки «высочайшего внимания». Надо полагать, Владимир Путин провел в Украине результативные переговоры…