UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗБИРАЙТЕ, ИЗБИРАЙТЕ

ВСЕХ НЕ ПЕРЕИЗБЕРЕТЕ! Фантазия «Рондо-конституциозо» для четырех процентов, партийного оркестра ...

Автор: Владимир Кацман

ВСЕХ НЕ ПЕРЕИЗБЕРЕТЕ!

Фантазия «Рондо-конституциозо» для четырех процентов, партийного оркестра и одинокого избирательного голоса

Фантазия дается человеку не на один раз, но использовать ее следует так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенные дни накануне исторических решений. В том, что решение Конституционного суда по затянувшейся проблеме «конституционности-неконституционности» Закона о выборах с каждым днем приближается к категории исторических, лично у меня уже сомнения не вызывает. Шансы депутатов Носова и Гетьмана на сатисфакцию в КС сегодня высоки как никогда. Шансы сторонников партийного четырехпроцентного барьера и возможности совмещать баллотирование в мажоритарном округе и партийном списке - практически ничтожны. Если вы не поверите в эти, уже не шепотом произносимые в кулуарах различных очень высоких ведомств, утверждения сразу и надолго, предлагаю вернуться к их рассмотрению после прочтения всего материала.

Итак, что же произойдет, если незадолго до финишной прямой этих забегов Конституционный суд объявит фальстарт?

ОБРАТНАЯ СИЛА - ЭТО СИЛА?

Один из самых серьезных аргументов противников отмены ныне уже заработавших «правил игры» зиждется на том, что, дескать, любое решение Конституционного суда, автоматически признаваемое законным, не может иметь обратной силы. Мировая практика свидетельствует: если дело касается нарушений прав человека (и только этой высшей ценности!), то решения судебных инстанций иногда не просто могут, а должны иметь так называемую «обратную силу». Надо ли напоминать, что инициаторы рассмотрения «дела о выборах» в КС аргументировали именно так: закон нарушает права человека, значит, его отмена может иметь обратную силу?..

поВЕРИм «ОБЪЕКТИВКе»?

Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к одному пока еще не слишком широко известному социологическому сопоставлению, произведенному в горячее предвыборное время специалистами Киевского центра политических исследований и конфликтологии (КЦПИК). Неформально его назвали «Эффектом премии имени Гайдара» - да, да, того самого Егора Тимуровича, российского политика, чья партия «Демвыбор России», не преодолев четырехпроцентного барьера, вынуждена была распределить голоса своих избирателей среди почивавших на лаврах коммунистов и «жириновцев». Дело в том, что при наличии процентного барьера для партий голоса тех, кто остался за барьером, превращаются в премию (по-научному - «бонус») для «вскочивших в лодку». Так вот наши «яйцеголовые» из КЦПИК посчитали: в нынешней ситуации, предположив, что в парламент будущего созыва смогут пробиться не более 9-10 партий, коэффициент этого «бонуса» составит приблизительно 1,3. Проще говоря, набирают, скажем, коммунисты 20% голосов по партийным спискам, радуются своим, скажем, 40 депутатским мандатам (без учета «мажоритарщиков»), а тут вдруг им, здрасьте-пожалуйста: «бонус» на блюдечке с голубой каемочкой преподносят центристы из-за барьера. Вот уж не обессудьте, товарищи дорогие, помножьте наши проценты на коэффициент 1,3 и получите, будьте любезны, еще 12 мандатов!

Так же и с остальными прошедшими. Расклад получался еще менее оптимистичным для центристов, если при расчетах количество преодолевших барьер партий было 6-7. Тогда получалось, что из 225 положенных партиям мандатов сразу 100-105 забирали бы «объединенные левые», т.е. социал-коммунисты, не более 33-35 мандатов отходило бы к «объединенным правым» (КЦПИК относит к ним и Рух) и всего лишь 80-90 мандатов получали бы центристы, при том замечании, что 15-20 мандатов имели бы резко оппозиционные к исполнительной власти члены «Громады».

Будучи прагматиками, социологи КЦПИК прикинули: а что же будет при «беспороговом» варианте, когда коэффициент премии все время, как говорят математики, стремится к нулю? Оказалось, в таком случае «лояльный центр» - в гораздо более лучшей ситуации. Опять же без учета результатов мажоритарных выборов, все левые бы довольствовались в партийных выборах 80-85 мандатами, правые (включая Рух) - 28-33, выделяемая особо «Громада» - числом до 15, а весь «лояльный центр» - цифрой до 98-103!

Подчеркну, что расчеты вели холодные социологи-математики, естественно, не учитывая ни эмоций, ни (иногда весьма существенных) нюансов и особенностей именно УКРАИНСКИХ ПАРТИЙНЫХ ВЫБОРОВ.

ПАРТИЙНЫЙ ФУТБОЛ: НИЧЬЯ, РАВНАЯ ПОБЕДЕ?

Давайте, конечно же, фантазируя, представим себе на минутку, что возможную отмену «правил игры» попытается использовать в своих конкретных политических целях кто-то из участников постоянно ведущегося футбольного матча между исполнительной и законодательной ветвями власти. Для простоты схемы обозначим первую играющую сторону как команду «П», а вторую - как команду «ВР». До этого мяч, по преимуществу, контролировался игроками «ВР» с далеким прицелом вытянуть противника на себя и провести эффектную атаку. Как говорится в таких случаях, двенадцатым игроком на поле в составе «ВР» были интересы вполне конкретных политических партий, которым даже при довольно высоком темпе игры очень-очень хотелось скоростных атак, эффектных голов и «сухого» счета. Тем более что по левому флангу «ВР» практически всю игру имела неоспоримое численное превосходство и пространство для маневра. Да и один разыгрывающий из состава «ВР» (правда, пока что не по левому флангу) частенько прорывался к воротам, выходил один на один в надежде переломить ход встречи. На смену то и дело выходили все новые защитники, но уж очень нацеливался этот разыгрывающий на ворота - не остановишь...

Тогда команда «П» решила изменить тактику: больше игры в подкат! Даже при риске того, что при подкате, как известно, случаются не только резкие стычки и падения, но и травмы. Арбитрам - и в поле, и боковым, - естественно, приходилось все более внимательно следить за игрой, в мыле мотаться по всему полю, частенько свистеть, показывать разноцветные карточки. А чтобы иногда разнять соперников, снять напряжение в игре, приходилось прибегать и к нетрадиционным методам.

И как-то само собой получилось, что «П» чаще перехватывала мяч, а иногда и пыталась его контролировать. Мяч выкатывался в аут. Резко увеличилось число вбрасываний из-за боковой, угловых, а уж число штрафных ударов стало просто рекордным. Команда «П» решила усилить игру партийными заменами. На передний край игры выдвигались то одни, то другие форварды, в атаки подключались игроки средней и задней линий, рвался было и вратарь, но игроки уговаривали его оставаться на месте и заниматься защитой ворот. И правда - пропустить мяч именно в такие минуты было бы чрезвычайно обидно.

Все это продолжалось долго. Пока не стало понятно, что, скорее всего, игра снова завершится вничью. Причем тренерский совет команды «П» склонен был рассматривать это чудесное спасение от потери очка едва ли не как победу...

ВСЕ СМЕШАЛОСЬ

В ПАРТИЙНОМ ДОМЕ?

Даже трудно себе вообразить - и это при таком-то разгуле фантазии, - как измененные «правила игры» на уже раскрученном этапе выборов скажутся на внутреннем состоянии наших политических партий-лидеров. Мне кажется, что, если и вправду Конституционный суд решит так круто развернуть ситуацию, у многих партий будет просто шок. Затрачены такие многолетние усилия на пробивание смешанного закона, в конце концов, потрачены пусть и не колоссальные, но все же весьма значительные средства на следование пунктам нынешнего закона! А как себя чувствовать в случае, если придется забирать из округов своих людей для партийного списка и наоборот!

Уход в список сильных кандидатов-«мажоритарщиков», равно как и уход из списка не менее сильных, но предпочитающих борьбу в округе, однозначно ослабит партийные позиции и там, и там.

Совершенно очевидно, что произойдет свертывание, а то и полное торможение наметившегося было процесса слияния партий и преобразования всего спектра украинской партийной радуги в нормальный, европейских стандартов мольберт с 8-10 красками, который можно использовать для рисунка структурированного общества.

Посудите сами, удовлетворив амбиции, лидеры мелких, очень мелких и абсолютно мельчайших партий вряд ли захотят вливаться в «гигантов», рассуждая примерно так: пусть у нашей партии будет 1-2 места в парламенте, зато это - наши места, никому их не отдадим! А разве так легко будет убедить того, кто пришел в результате победы в округе, что ему надо подчиняться партийной дисциплине и идти во фракцию? Попытаюсь перефразировать остроумную шутку моего коллеги по газетному цеху: в парламенте будет три фракции: первая - очень слабая под названием «Партийные», вторая - чуть более сильная под названием «Окружные», третья - самая многочисленная под названием «Никакие»... Этим болотом легче управлять, правда, труднее добиваться результата. Что, очевидно, будет очень напоминать продолжение уже описанного выше футбольного поединка, когда даже ничья приравнивается к победе. Исполнительная власть, очевидно, не хочет пока что ставить в таком ответственном матче на партийных игроков. Оно и понятно - партийные игроки так и не показали, к сожалению, и в этих выборах, что овладели азами «открытого» футбола, искусством ювелирного паса, виртуозной игры головой, честными подкатами и красивыми (а не только хитроумными) финтами. А состояние футбольного газона и вовсе оказалось ниже всякого уровня: грязь, ухабы и колдобины, а трава - какая-то вялая и не радует глаз приятными зеленоватыми оттенками...

где «ОЖИВЛЯЖ»,

а где - «РОЗГАРДИЯШ»?

Совершенно очевидно, что новые правила приближающихся выборов Конституционным судом устанавливаться не будут. Решение - за Верховной Радой. А у нее - лимит девятой сессии, самой короткой. Да и какие страсти закипят в ВР, подумать страшно! Придется возвращаться тем, кто уже отбыл в бессрочные предвыборные командировки,- срочно принимать поправки к Закону о выборах. Никуда не деться от фантазии, что общее стремление как можно большим числом пересесть из этого состава парламента в следующий заставит депутатов быстренько все принять - и снова податься в округа, петь сладкие песни о счастливом наступающем четырехлетии...

А каково придется Центризбиркому - это знают, наверное, только двое: Господь Бог и Михаил Рябец. Недаром же последний так бодро заявил, что выполнит любое решение Конституционного суда.

ТАКТИКА - ВСЕ, СТРАТЕГИЯ - НИЧТО?

В который уже раз повторим: если Конституционный суд... Президентская команда, которой уж если чего и не хочется - так это прихода в парламент левых и непредсказуемой «Громады», в таком случае получит тактическую инициативу. Или, по крайней мере, иллюзию таковой.

Ну а стратегически?..

Парламентскими выборами жизнь не заканчивается. И политика тоже. Впереди - выборы президентские. Даже если наши слабые украинские партии не смогут развернуться на всю катушку за оставшиеся полтора года, они постараются влиять на сценарий президентского марафона всеми доступными и недоступными методами. Значит, в сценарий этого марафона надо закладывать партии как одно из действующих лиц. Давайте снова обратимся к опыту России. Кто знает, может, Ельцину было бы гораздо легче на президентских выборах, не пришлось бы песнями и плясками доводить себя до тяжелейшей операции, если бы в свое время он откликнулся на призыв того же «Демвыбора России» (справедливо именовавшего себя пропрезидентским) и оперся на это тогда еще мощное плечо! Кто знает, может, меньше бы очков набрали Зюганов, Жириновский, не опирайся они на мощные партийные структуры!

Мы, конечно, не Россия. Но кто пооборотистей, тот своевременно запасся партийными структурами... Рано или поздно общество структуризируется. И партии занимают в нем ту нишу, которую и должны занимать. Даже если тактически они в чем-то на каком-то этапе и уступают...

* * *

Так как же оно все будет, если все-таки Конституционный суд..?

Кто-то гораздо циничнее меня сказал бы: будет интересно!.. В чем-то соглашаясь с этим, я ограничусь другой констатацией: будет тяжело!