UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — ТАК ЧТО ЖЕ МЫ ПРИОБРЕЛИ

Более семи лет в Украине продолжалась борьба за реформирование избирательной системы. По своей ожесточенности и драматизму она вряд ли уступает конституционной эпопее, хотя и разделить их можно только условно...

Автор: Александр Лавринович

Более семи лет в Украине продолжалась борьба за реформирование избирательной системы. По своей ожесточенности и драматизму она вряд ли уступает конституционной эпопее, хотя и разделить их можно только условно. Одним из элементов конституционных норм всегда была и избирательная система, иногда в явном определении как в Конституционном договоре, иногда опосредованно через другие нормы. Но круг действующих лиц в значительной мере совпадал.

Конституция определила, что единственным источником власти в Украине является народ (статья 5), а осуществляется народное волеизъявление через выборы (статья 69). Так что же это у нас до сих пор выходит? Что же мы за народ такой, что будто сам все решает и сам себе делает как можно хуже и болезненней? Однако же нам сейчас не до сарказма. И все в Украине понимают, что если какое-то право принадлежит сразу всем, значит, это ширма для бесконтрольного узурпирования этого права ловкими дельцами без моральных ограничений и правовых предостережений.

В каком направлении мы бы ни посмотрели, то ли право на использование общенародной собственности, то ли право на жилье и т. д., здесь уже вовсе как у сатирика - что охраняю, то и имею. Охраняют права граждан на жилье - у всех моих близких с этим проблем нет. Охраняю право народа на власть - сам и властвую. Единственный инструмент, которым народ может действительно пользоваться как для творения власти, так и контроля над ее действиями, - это политические партии. Человечество сделало это изобретение несколько столетий тому назад и успешно им пользуется. Политически активная часть общества, разделяющаяся на объединения граждан, которые предлагают всему обществу различные пути развития, способы решения общественных проблем. Народ решает, кому из них отдать преимущество, а другие партии внимательно контролируют каждый шаг избранных. Старый и довольно эффективный механизм.

Итак, самое первое приобретение, которое дает нам новый избирательный закон, - поощрение развития мощных общенациональных партий как инструмента политической определенности власти и действенно народного контроля за действиями власти.

Все государства, которые хотят сохранить народовластие, создают правовые условия, гарантирующие при любой политической борьбе постоянное существование и функционирование парламента - высшего представительского органа всех демократий. Рядом могут существовать короли и президенты, султаны и императоры, но на вопрос, есть ли в государстве народовластие, отвечает лишь наличие избранного гражданами работающего парламента. В соответствии с действующими до настоящего времени правовыми нормами таких гарантий сохранения народовластия в Украине не было. И в 1994 году было искушение для государственной власти во главе с президентом Кравчуком воспользоваться этим для того, чтобы первый парламент, который избирался в независимой Украине, так и не смог начать свою работу из-за отсутствия необходимого числа избранных депутатов. Сегодня заложены надежные правовые гарантии избрания полного состава парламента в любых условиях - это второе приобретение.

Исходя из конституционной позиции, что избирать власть - право, а не обязанность граждан, и что избирателям гарантируется свободное волеизъявление (статья 71), отсутствуют любые ограничения в отношении признания выборов состоявшимися по определению количества граждан, принявших в них участие. Таким образом исчезает такой способ политической борьбы, как организованный или стихийный бойкот с целью недопущения избрания представителей определенной политической силы. В то же время сняты также ограничения касательно минимально необходимого количества тех, кто принимал участие в выборах. Кандидат, получивший большую поддержку, нежели другие, несмотря на цифровое выражение этой поддержки, будет избран в парламент. Что же касается единственного ограничения для части пропорционального представительства, предусматривающего необходимое условие, чтобы более чем одна партия со своим списком кандидатов собрала свыше 4% голосов избирателей, которые примут участие в голосовании, то это в большей степени способствует консолидации партий, чем может рассматриваться как барьер для гарантированного избрания парламента. Это скорее теоретическая возможность, нежели практическая норма в обозначенном смысле.

В современных украинских условиях довольно серьезным приобретением можно считать и значительное удешевление процедуры выборов для плательщиков налогов. Ведь раз в четыре года проводится одна избирательная кампания, которая имеет установленный день завершения, когда будет избрано 450 депутатов, - это последнее воскресенье марта каждого четвертого года. В 1998 году мы избираем Верховную Раду Украины 29 марта.

Это одновременно еще одно приобретение - точная определенность на длительную перспективу с днем парламентских выборов, который никак не зависит от воли политиков или органов государственной власти.

Нельзя не отметить, что мы впервые будем собственно выбирать, а не отрицать избрание. Это обусловлено переходом от негативного к позитивному голосованию. Если раньше мы должны были возражать против избрания всех, кроме одного кандидата, путем вычеркивания их фамилий, и тот, против кого менее всего протестовали, избирался, то теперь мы получаем возможность среди всех хороших отдать преимущество одному - самому лучшему. Это важный общественный психологический момент - переход от отрицания и негативизма к позитивному избранию преимуществ.

Предусмотренное законом введение новой технологии работы с избирательными бюллетенями, которые должны состоять из двух частей, где присутствуют элементы как идентификации избирателя, персонификации члена избирательной комиссии, выдавшего бюллетени, так и лишение возможности передвижения бланков бюллетеней между избирательными участками, практически закрывает возможность искажения результатов народного волеизъявления.

А для устранения иных возможностей влиять не избирательную процедуру или на изменение полученных результатов предусмотрено гарантированное представительство политических партий, принимающих участие в выборах в составе всех избирательных комиссий.

Для каждого из нас является существенным, что максимально расширены права всех граждан на участие в борьбе за право стать членом парламента. Каждый гражданин может подать заявление в окружную избирательную комиссию и начать борьбу за получение симпатий избирателей. Чтобы в определенной степени ограничить злоупотребление такими возможностями, предусмотрена предварительная до регистрации необходимость поддержки не менее чем 1,5 тыс. избирателей соответствующего округа, а потом участие в избирательной кампании путем оформления отпуска за собственный счет.

Вот такие первые приобретения, которые дает нам новый избирательный закон. Однако результаты его действия имеют и более существенное влияние не только на работу парламента - организационное оформление большинства и более определенное направление законотворчества, а и на работу всей ветви исполнительной власти.

Выражение согласия на назначение премьер-министра - это инструмент, обуславливающий и формирование Кабинета из представителей партий парламентского большинства, и их ответственность за результаты его работы.

Мы ведь знаем, что правящей партией Великобритании сегодня являются лейбористы, Германии - христианские демократы. Возможно, наконец, мы сможем узнать, а какая же у нас в Украине правящая партия? И это тоже станет нашим приобретением.