UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ И ОБРАТНО, или МОЛДОВА ПОСТЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ

То, что предполагали многие аналитики в отношении постэлекторальной ситуации в Молдове, состоялось: триумфаторы выборов оказались в оппозиции...

Автор: Васыль Твердохлиб

То, что предполагали многие аналитики в отношении постэлекторальной ситуации в Молдове, состоялось: триумфаторы выборов оказались в оппозиции. Вообще рассматривая до- и послевыборную ситуацию в соседней стране как единый процесс, надо признать, что имеем дело с феноменом, сотканным из противоречий и противоположностей, готовых в любую минуту поменяться местами. Коммунисты Молдовы не просто выиграли выборы. Они одержали внушительную победу с одним из наивысших процентов на всем постсоветском и постсоциалистическом пространстве, где в последнее время проводились выборы. Но тем не менее, победа эта оказалась пирровой. Отбросив идею создания предвыборных блоков и объединений с другими представителями левых сил, молдовские коммунисты выиграли в тактике, но проиграли в стратегии, ибо всевозможные партнеры, могущие составить потом вместе с ними правящее большинство или хотя бы изменить конфигурацию парламента, оказались за его порогом. В отличие от правых, которые и до, и во время предвыборной кампании обливали друг друга грязью и забрасывали камнями, коммунисты вели себя по отношению к ближайшим соседям по спектру очень цивилизованно. Но правые потом объединились друг с другом и с центристами, а коммунистам попросту не было с кем объединяться. Впрочем, это неправда. Товарищи Владимира Воронина могли бы, объединившись с центристами Думитру Дьякова, составить в парламенте правящую коалицию, но это бы означало, что они перестали быть коммунистами, как перестали ими быть многие из тех, кто сегодня составляет основу пропрезидентского блока «За Молдову демократическую и процветающую». Потому совсем не исключено, что уже в ближайшее время в партии В.Воронина могут начаться идеологические и даже организационные мутации, обусловленные тем, что руководство партии не сумело найти компромисс с центристами, оказавшись, таким образом, в оппозиции.

А хозяйничать в парламенте Молдовы нового созыва будет правоцентристская коалиция, созданная в первый же день его работы и названная «Альянс за демократию и реформы». В нее вошли блок «Демократическая конвенция» Мирчи Снегура и Юрия Рошки (26 мандатов), блок «За Молдову демократическую и процветающую» Думитру Дьякова (24 мандата) и партия демократических сил Валериу Матея (11 мандатов). Главой альянса избран экс-президент страны Мирча Снегур, и это означает, что роль альянса может оказаться исторической, ибо открывает в Молдове путь не только к демократии и реформам, но и к национальному примирению и согласию. Ведь общеизвестно, что после президентских выборов 1996 года страна была расколота на Молдову Мирчи Снегура и Молдову Петру Лучински, на унионистов, рассматривающих республику с перспектив ее воссоединения с Румынией, и этатистов, признающих Молдову независимым и суверенным государством. И те, и другие предполагали, конечно, интеграцию страны в европейские структуры, но одни говорили об этом с явным прорумынским акцентом, а другие не скрывали своих промосковских и проэсэнговских симпатий. Переговоры между центристами и правыми оказались затяжными и альянс был создан лишь в первый день работы парламента после выступления в нем Петру Лучински. В той речи, кстати, президент не намекнул даже о своих политических предпочтениях, подтвердив уже ранее сказанное, что правящая коалиция может быть создана двумя, тремя и даже… четырьмя парламентскими фракциями. И тогда инициативу на себя взял Думитру Дьяков. Имеющий до этого реноме политика, который только озвучивает или выполняет замыслы и решения президента, в деле создания правящей коалиции он вдруг выступил как политик, умеющий действовать самостоятельно, ответственно и решительно. Трудно судить, какое впечатление произвело на Лучински создание «Альянса за демократию и реформы». На просьбу журналистского корпуса прокомментировать это событие он бросил на ходу: «Никаких комментариев!» Можно предположить, что президент был чем-то огорчен или даже остался неудовлетворенным. Но он не может быть неудовлетворенным тем, на каких принципах создана коалиция. Ведь в ее основе лежит именно то, что советовал глава государства парламентским партиям сразу же после завершения выборов: продолжение реформ на базе рыночной экономики, независимость Молдовы и ее территориальная целостность, добрососедские отношения с Украиной, Румынией, Россией, движение к европейским структурам.

И Лучински, и руководители только что созданной коалиции прекрасно понимают, что будущее Молдовы, как и их собственные политические перспективы, зависит от того, как пойдут дела в стране после выборов. Ведь более чем очевидно, что новому правительству придется пойти на некоторые непопулярные меры, дабы не только создать благоприятные условия для продолжения реформ, но и заручиться поддержкой международных финансовых организаций.

В политике все возможно, и это отнюдь не банальная фраза. «Альянс за демократию и реформы», создававшийся с таким трудом, завтра может лопнуть, как мыльный пузырь. И это произойдет, если президент и «Демконвенция» не сумеют договориться по фигуре будущего премьера. Вся сложность и деликатность вопроса состоит в том, что Лучински желает продолжить свое успешное сотрудничество с Ионом Чубуком, а Снегур и Рошка делают ставку на другого кандидата. Кто кому уступит и в чем? И будет ли найден очередной компромисс, значащий в этом случае больше, чем победа? Ответы на эти вопросы узнаем уже в ближайшие дни.