UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИТАК, К НАМ ЕДЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК

Считанные часы остались до начала события, к которому готовились почти два года. И Украина, и Европейский банк реконструкции и развития...

Автор: Юрий Полунеев

Считанные часы остались до начала события, к которому готовились почти два года. И Украина, и Европейский банк реконструкции и развития.

9 мая откроется бизнес-форум, или международная ярмарка инвестиций всех 26 стран операций Банка. А 11-го, с речи Президента Украины в 10.15 утра начнется собственно ежегодное собрание акционеров ЕБРР.

Будут выступать все 60 акционеров, вернее, их представители в Банке - губернаторы (как правило, министры финансов), будут обсуждать годовой отчет о деятельности Банка, утвердят финансовые результаты деятельности и бюджет на текущий год. Потом, по итогам прений, вр.и.о президента Чарльз Френк*, даст интервью. И в принципе все.

Что же это такое, Европейский банк реконструкции и развития? Чем он вообще занимается? С какими результатами Банк приехал в Киев? Попробуем разобраться.

ЕБРР - это…

…созданная в 1991 году и имеющая на сегодня капитал в 20 млрд. экю (или 22 млрд. долл.) международная финансовая организация. Евробанк существует, чтобы «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ». Это - из годового отчета. Для достижения этой цели Банк финансирует конкретные проекты (причем только коммерчески самоокупаемые и только прибыльные) в 26 странах, которые находятся на разных стадиях этого самого перехода.

Основные инструменты финансирования: кредиты (их доля наиболее высока - 78%), акционерный капитал (21% - эта доля постоянно растет) и банковские гарантии (1%). Минимальная сумма финансирования, предоставляемая Банком по проекту, - 5 млн. экю (5,5 млн. долл.) или 30-35% от общего объема необходимых средств, хотя здесь возможна гибкость, если меньший проект важен для экономики страны.

Кредиты и инвестиции в акционерный капитал проходят в виде проектов весьма сложный и иногда длинный путь - от идеи до решения Совета директоров и подписания соответствующих юридически обязательных соглашений. Продолжительность жизни проекта в разных отделах Банка может колебаться от четырех месяцев до нескольких лет. Проверяется все - сам клиент (например - частная компания, предлагающая Банку профинансировать производство современных обогревательных батарей), счета, результаты аудиторских заключений, состав акционеров, их происхождение, знание компанией своего бизнеса, четкое обоснование будущих потоков наличности по проекту, видение того, как будет заработана прибыль и погашен кредит Банку, чем он будет обеспечен и... многое-многое другое.

Если кредитуется государство в лице предприятия (а согласно главному канону ЕБРР - Соглашению акционеров о создании, Банк обязан в каждой отдельно взятой стране по истечении пяти лет с момента начала операций иметь не меньше 60% финансирования в частном секторе и не больше 40% - в государственном), то здесь уже на прочность проверяется государство и конкретный сектор экономики. Достаточны ли тарифы, чтобы покрывать затраты производства, благоприятствует ли государственная политика демонополизации в отрасли, как проходят структурные реформы, как будет погашаться выданный предприятию под государственную гарантию кредит (и последнего не видать, если есть подозрение, что выплачивать придется из государственной казны). Кстати, как международная финансовая организация, Банк пользуется статусом преференциального кредитора, и в случае реструктуризации страной своих внешних долгов официальным кредиторам кредиты ЕБРР не подлежат этой самой реструктуризации.

Может сложиться впечатление, что приезжай с любой мало-мальски прибыльной идеей, облаченной в дисциплинирующие рамки цифр и расчетов, в Лондон или приходи в открывающийся 8 мая новый офис ЕБРР в Киеве - и успех гарантирован.

Не так. Во-первых, только с инвестиционным проектом, то есть проектом, который требует капитальных затрат. Банк не финансирует напрямую торговые операции или оборотный капитал.

Во-вторых, ресурсы Банка весьма ограничены: всего 22 млрд. долл. на 26 стран да на несколько лет. Поэтому вступает в силу жесткая избирательность. Поначалу испытание идет на так называемую в Банке «святую троицу принципов».

Вклад проекта в процесс перехода к открытой экономике - это самый главный принцип. Иными словами - вносит ли проект весомый вклад или дает ли сильный демонстрационный эффект для создания новых рабочих мест, внедрения прогрессивных технологий (особенно энергосберегающих или экологически «дружественных»), для развития честной конкуренции, для реструктуризации предприятия, внедрения принципов современной корпоративной культуры управления и т.п. Чем длиннее список «для», тем лучше.

Второй, не менее важный принцип - это дополняемость. Если у клиента нет никаких возможностей получить финансирование из частных источников (например, у банков или инвесторов) или из-за чрезвычайно высокого риска эти частные источники не решаются самостоятельно давать деньги, только тогда Евробанк может вступить в игру. И никак не иначе.

Третий принцип прост. Это применение ко всем без исключения проектам, даже под государственную гарантию, алгебраически несложной процедуры определения прибыльности проекта и возвратности средств, причем при самых разных сценариях и предположениях. Это - принцип здорового банковского дела.

Параллельно с принципами вступают в дело страновые стратегии. Каждые два года Совет директоров пересматривает стратегии по всем 26, чтобы оценить прогресс в экономических реформах, проблемы, которые существуют, спрос на услуги Банка и главное - где, в каких секторах финансирование проектов даст наибольший эффект для страны. Многие, порой и весьма прибыльные проекты не пролазят в это узкое горлышко. Да, совсем не маловажное обстоятельство: ЕБРР имеет, среди всех международных финансовых организаций, самый ярко выраженный экологический мандат. Поэтому все проекты проходят очень жесткую экспертизу в соответствующем департаменте, и если есть хоть малейшие подозрения относительно «недружественности» природной среде, их шансы весьма невелики.

Еще одна важная особенность - ЕБРР выступает «мобилизатором» дополнительных источников финансирования, например, коммерческих банков или стратегических инвесторов. В случае синдицированного кредитования частного сектора (то есть участия в кредите частных банков) все они попадают под зонтик «преферециального кредитора» ЕБРР и поэтому с большей охотой берут на себя часто незнакомые или высокие риски проектов в регионе. В 1997 году на каждый вложенный Банком доллар его партнеры предоставили дополнительно 2 доллара софинансирования.

С какими результатами Банк приехал в Киев?

С 1991-го по конец 1997-го совет директоров ЕБРР одобрил 467 проектов на общую сумму более 15 млрд. долл. Не все из одобренных были подписаны, то есть стали юридически закрепленными обязательствами сторон, - некоторые были досрочно погашены или аннулированы. Общая сумма чистых обязательств Банка по подписанным проектам составила на конец прошлого года 9,8 млрд. долл. А всего проплачено или освоено, начиная с 1992 года, 5 млрд. (за вычетом досрочных погашений) - прежде всего потому, что проектное финансирование предусматривает освоение средств в соответствии с графиком выставленных клиентом счетов на закупку оборудования, услуг и иных относящихся к проекту расходов.

Возникает вопрос - много это или мало, с учетом необходимости операций во всех 26 странах и тех огромных потребностей в финансовых ресурсах, которые эти страны сейчас испытывают?

Ответ - как на это посмотреть. А посмотреть нужно в контексте реалий ограниченности капитала ЕБРР и вследствие этого - ограниченной возможности осуществлять так называемый «леверидж» (согласно главному финансовому коэффициенту Банка, коэффициенту внутренней мобилизации, на каждый доллар своего капитала Банк может профинансировать лишь один доллар проектов). А также в контексте активной внешней мобилизующей роли, благодаря которой Банк, как уже было сказано, привлекает дополнительно еще два доллара извне.

По оценке, сегодня операции ЕБРР (с учетом внешней мобилизации) «покрывают» приблизительно 5% инвестиционных потребностей всех стран региона. Вроде бы и немного. Но Банк и не ставит цель объять необъятное. Тем не менее, во многих странах он пока вообще единственный источник долгосрочного финансирования проектов реконструкции и развития, в других - самый крупный инвестор и кредитор, и во всех без исключения, что самое главное, стремится достичь своими тщательно отобранными проектами наивысшего демонстрационного эффекта и сыграть роль «пионера» для частных кредиторов и инвесторов.

Что же характеризовало деятельность Банка в 1997 году?

Акционеры удвоили капитал до 20 млрд. экю, тем самым выполнив решение Софийского (1996 г.) собрания ЕБРР, которое вступило в силу в апреле прошлого года.

В 1997 году общие показатели операционной и финансовой деятельности ЕБРР продолжали улучшаться. По сравнению с 1996-м значительно увеличились объемы новых проектных обязательств (на 6%) и портфель проектов (на 42%). «План» по новым обязательствам на 1997 год был перевыполнен на 110 млн. долл. - подписано 108 проектов на общую сумму более 2,5 млрд. долл., из которых 76% (86 проектов) пришлось на частный сектор. Шесть лет подряд ежегодные объемы операций Банка неуклонно увеличиваются, что свидетельствует о росте спроса на его услуги.

Почти в два раза по сравнению с 1996-м увеличилась валовая прибыль Банка от основной деятельности: она достигла 213 млн. долл. При росте операций административные расходы оставались неизменными, то есть соответствовали бюджету - факт, который, несомненно, будет с особым удовольствием отмечен всеми акционерами, которые пополняют капитал Банка деньгами налогоплательщиков.

Если вычесть из валовой прибыли достаточно большие средства (178 млн. экю) на пополнение резервов от потерь (а для любого банка, имеющего весьма рискованные операции и кредитный рейтинг ААА, это одно из главных условий сохранения высокой кредитоспособности на мировых рынках), чистая прибыль ЕБРР выросла более чем в 3,5 раза и превысила 16 млн. экю (почти 18 млн. долл.).

Одним из наиболее дискутируемых вопросов политики Банка является пресловутое географическое распределение - кому сколько. Вопрос актуален, поскольку процесс реформ идет весьма неравномерно. Многие страны движутся медленнее (например, Украина), многие - быстрее (Польша), поэтому неравномерен и спрос на услуги Банка. И хотя нет предварительно заданных страновых лимитов (поэтому расхожий вопрос «А сколько Евробанк выделит Украине в 1998 году?», попахивающий траншами МВФ и Всемирного банка, неуместен), руководством ЕБРР в рамках среднесрочной стратегии и в силу иных, часто невидимых, факторов геополитического характера утверждаются некие гибкие ориентиры объемов по группам стран. Здесь учитываются и спрос на услуги Банка в отдельных государствах, определяющийся прежде всего ходом реформ и приватизации, и три «святых» принципа, и благоприятность инвестиционного климата, и наличие/отсутствие бюрократических преград...

В соответствии со среднесрочной стратегией на 1998-2001 годы, «кому сколько» выглядит примерно так: страны менее/среднеразвитые в смысле хода реформ могут сообща рассчитывать на 40% (или приблизительно 1,1 млрд. долл.) от ежегодных обязательств Банка, более развитые - на 30% (830 млн.) и на столько же - Россия. То есть, говоря о ближайшем трехлетии, та группа, куда пока входит Украина (а хочется, признаться, очень хочется, чтобы в Банке о твоей стране говорили как о более развитой), может кумулятивно получить от ЕБРР до 3,5 млрд. долл.

Ожидаемое оживление реформ, возобновление роста в крупных странах (Украина, Румыния) и более динамичная приватизации в «середняках», считают в Банке, приведут к всплеску спроса на услуги ЕБРР в этой группе стран, где и предполагается сконцентрировать значительные усилия и финансовые ресурсы. Однако не следует забывать, что на значительный кусок пирога претендует Россия, которой и Банк, и мировые рынки капитала ставят сегодня весьма высокую оценку, и где культура ведения современного бизнеса, смелость решений и, в первую очередь, огромный потенциал поддерживают на высоком уровне интерес международных инвесторов и банков.

Существует и Средняя/Центральная Европа, особенно счастливая «десятка», которая присоединится к ЕЭС, где весьма жесткие условия интегрирования породили вдруг очень капиталоемкий сегмент спроса на капитал в транспортной инфраструктуре, экологии, стандартизации и т.п. И несмотря на то, что в плане доступа к ресурсам самого Евросоюза и его «карманного» Европейского инвестиционного банка, а также международным частным рынкам капитала здесь все более-менее в порядке, ЕБРР, тем не менее, под давлением ЕЭС намерен весьма активно участвовать в этом процессе.

Классификация ЕБРР условно разделяет 26 стран на три группы, исходя из целого ряда взаимосвязанных показателей перехода к рыночной экономике.

Более развитые - Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония.

Менее/среднеразвитые - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, БЮР Македония, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Россия (выделена ввиду огромных размеров и важности в отдельную группу).

Забегая наперед, в вопросы стратегии на ближайшую перспективу, отмечу, что идет весьма активная «работа» между представителями России, «середняков», США, Японии и других отдаленных от Европы акционеров, с одной стороны, и «счастливчиками» и представителями ЕЭС - с другой. Решается вопрос - где же, на какой группе нужно сосредоточить сегодня направление главного «удара».

Что касается конкретных «географических» цифр, то суммарная стоимость подписанных проектов в странах среднего уровня перехода увеличилась с 2,6 млрд. экю в 1996 году до 3,7 млрд. в 1997-м (4,1 млрд. долл., или 36%), в странах более развитых - с 3,5 млрд. экю до 4,0 млрд. (39%), в России - с 1,7 млрд. до 2,6 млрд. (25%). В первую пятерку по суммарным проектным обязательствам на конец прошлого года вошли: Россия - 3,4 млрд. (25%), Румыния - 1,4 млрд. (10,5%), Венгрия - 1,3 млрд. (9,7%), Польша - 1,29 млрд. (9,6%) и ... Украина - 670 млн. (5%). Мелочь, но приятно, - тем более, что еще в 1995-м мы были где-то на седьмом, хотя по праву считаемся второй по величине и значению страной операций.

Ну а как выглядит финансирование Банком проектов в разбивке по секторам? Наибольший удельный вес в общем объеме имеют проекты в финансовом секторе - 28%. Это и так называемые «оптовые» операции, когда Банк передает в пользование свои кредитные и инвестиционные ресурсы местным и иностранным посредникам (кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса, инвестиционные фонды, программы содействия торговле, венчурные фонды и т.п.), и прямые операции (кредитные линии отдельным банкам, инвестиции в их акционерный капитал). Примеры 1997 года - целый ряд кредитов крупнейшим эстонским банкам, покупка пакета чешского Сбербанка, болгарского Объединенного банка, украинского ВАбанка, грузинского Объединенного, российского Инкомбанка, кредиты ряду крупнейших российских банков.

На транспорт приходится 20% общего объема, включая кредит на модернизацию Ташкентского международного аэропорта и кредит на модернизацию системы аэронавигации в Украине.

Затем идут производство (16%), энергетика (14%), связь (9%). Среди прочих секторов внимания ЕБРР были: добыча полезных ископаемых (5), торговля и туризм (3), сельское хозяйство (2) и коммунальные услуги (2).

Как дела в странах операций?

Согласно данным Банка, здесь усиливаются дифференциация и разнообразие. И в темпах реформ, приватизации, и в распределении собственности и доходов, и в уровне развития институционально-правовой инфраструктуры, и в уровнях вмешательства государства в экономические процессы, и в реакции на результаты реформ внутренних и внешних инвесторов.

Практически повсюду завершен первый этап «рыночного перехода» (то есть либерализация цен, макроэкономическая стабилизация, малая и средняя приватизация, создание основ рынков - товарных и финансовых) и начинается второй, когда на повестку дня со всей остротой встают вопросы и задачи иного качества. Либерализовать-то либерализовали. И приватизировали много чего. И основы вроде бы создали. А как заставить все это работать? Как укрепить здоровые основы рынка и рыночные механизмы, как изменить менталитет, как определить оптимальную роль государства не только в экономике, но и в социальной, чрезвычайно важной для общего успеха реформ сфере?

Иными словами, на повестке дня вопросы перехода количества в качество - качество управления обществом, экономикой и предприятием, качество инвестиционного и предпринимательского климата. Соответственно, Банк, внимательно присматриваясь к этим процессам, будет гибко реагировать, расширяя или сужая поле и объемы своей деятельности.

Оперируя своей собственной системой определения качества перехода, которая оценивает ход приватизации, структурной перестройки, либерализации цен, торговли, качество валютной системы, политику в области конкуренции, прогресс в банковской реформе, становлении рынка ценных бумаг и, наконец, качество инвестиционного законодательства, ЕБРР выставляет каждой стране оценку от 1 до 4 с плюсом (почти как в школе).

Украина получила по этой системе в основном двойки и тройки (тройка с плюсом лишь по показателю - малой приватизации). Страны развитые - от 3 с плюсом до 4 с плюсом. У России есть двойки, но троек больше, и даже четверки встречаются. Трудно сказать, до конца ли объективна эта система, все ли достижения принимает во внимание, но ясно одно: учитывая чрезвычайно низкий для такой страны, как Украина, уровень иностранных инвестиций и до сих пор отрицательные темпы роста ВНП, экономисты Банка, что называется, держат нос по ветру...

Если говорить об экономическом росте в 1997 году, то он в регионе в целом после семи лет беспрерывного падения возобновился. В 9 из 26 стран темпы роста составили 5% и выше, а в 14 - больше 3% в год. Причем, во многих развитых странах перехода рост связан с экспортным и инвестиционным бумом (например, в Польше, Словакии, Словении). России удалось в прошлом году преодолеть нулевую отметку (+0,4%). Лишь в шести странах операций Банка реальный ВНП по-прежнему продолжал сокращаться: в Туркменистане (-31%), Албании (-8%), Болгарии (-7,4%), Румынии (-6,5% после роста в 1993-1996 годах), Украине (-3,2%), Молдове (-2%).

Наивысший рост в Восточной Европе и Прибалтике наблюдался в Эстонии (11%), Польше (6,5%), Словакии (5,5%), Латвии, Литве и Хорватии (по 5%). Существенно замедлился (с 4 до 1%) рост в прежней любимице портфельных инвесторов - Чехии - главным образом в связи с резким увеличением дефицита текущего баланса и уж очень медленной реструктуризацией приватизированных с помощью ваучеров и инвестиционных фондов предприятий. Рекордсменами в СНГ были: Беларусь и Грузия (по 10%), Кыргызстан (6%), Азербайджан (5%) и Армения (4%).

В 1997 году валовой продукт всего региона, увеличившись по сравнению с 1994-м примерно наполовину (но в значительной степени за счет реального повышения обменных курсов), достиг, по оценкам ЕБРР, 1 трлн. долл., то есть где-то раз в шесть меньше, чем ВНП США. В расчете на душу 400-миллионного населения это - 2500 долл. Не так уж плохо по сравнению с некоторыми развивающимися странами Африки, но далеко позади развитой Европы, США и даже многих других так называемых «новых рынков» в Азии и Латинской Америке.

Единственно, где Украина весьма неплохо смотрится, так это по уровню инфляции и дефициту текущего баланса (к ВНП). Лучше, чем у нас, показатели инфляции были у Азербайджана (3% - явный рекорд, вписавшийся даже в жесткий Маастрихтский потолок), Хорватии (3,8%), Македонии (4,6%), Словакии (6,4%), Литвы (8,5%), Грузии (9%) и Словении (9,5%). Даже Россию мы обошли - там инфляция составила 11%.

И по другому весьма важному показателю, дефициту текущего платежного баланса в его соотношении с ВНП, Украина (-2,1%) также выгодно отличается от подавляющего большинства стран. Лучше, чем у нас, этот показатель лишь у Болгарии (+1,7%), России (+0,8), Словении (+0,2) и Таджикистана (-1,4). Наихудшее положение в этом плане у Армении (-25%), Азербайджана (-23,4), Туркменистана (-19), Молдовы (-15), Беларуси (-12,7), Кыргызстана (-11,7), Хорватии (-11), Эстонии (-10,3), Словакии (-8,8) и Македонии (-8,1). Однако полагаться лишь на низкий (пока!) уровень этого показателя было бы наивно. Важно, кроме всего прочего, резко снизить бюджетный дефицит да инфляцию удержать.

Если этот дефицит превышает уровень 5-7% ВНП (то ли в результате стагнации экспорта, то ли вследствие внешнего шока, связанного с удорожанием импорта, то ли в результате резкого роста импорта, связанного с инвестиционным бумом, что сейчас характерно для Македонии, Хорватии, Литвы, Чехии), то возникает угроза понижающего давления на национальную валюту. И если при этом текущий дефицит покрывается не долгосрочными инвестициями производственного характера, а краткосрочными заимствованиями или спекулятивным притоком портфельных инвестиций, и сопровождается крупным дефицитом бюджета, то вполне вероятна обвальная девальвация. Последствия же цепной реакции, вызванной ею, еще не в полной мере «выкашляны» даже когда-то благополучными азиатскими «тиграми».

Что в ближайшей перспективе?

Ожидается, что в 1999-2002 годах экономический рост в регионе составит 2-5% в год, охватив практически все 26 стран. Их суммарный ВНП, по прогнозам ЕБРР, может возрасти на 58%, достигнув полуторатриллионной отметки. За этим ростом будет стоять, как и прежде, рост внутреннего потребления и спроса на инвестиционные товары (оборудование, услуги, сырье). Значит, сохранится опасность роста дефицитности текущих балансов и девальвации валют. Как и опасность ослабления фискальной политики, связанная со слабой наполняемостью бюджетов и с необходимостью выпускания социального «пара».

Тем не менее, инвестиционный бум, о котором мы все мечтаем, очевидно, не за горами. Экономисты Банка считают, что показатель капвложений (отношение инвестиций к ВНП) в странах-«середняках» подскочит с 15% в 1997 году до как минимум 20% в 2002-м (для сравнения: в России- с 20% до 22). А финансироваться эти капвложения могут лишь за счет внутренних сбережений, эффективно опосредованных национальной банковской системой и фондовым рынком. И лишь в незначительной степени - иностранными инвестициями, чистый взнос которых в инвестиционный процесс в регионе составляет сегодня около 15-20%. Однако поскольку прорыв в сбережениях дело архисложное, то вполне закономерно, что иностранные инвестиции нужно активно привлекать хотя бы для того, чтобы заполнить колоссальную дыру в инвестиционных ресурсах.

Не знаю, как получилась цифра в 40 млрд. долл. иностранных инвестиций, которые нужны Украине для «полного счастья», но ясно одно: получай наша страна, как и прочие «середняки», сегодня в виде иностранных инвестиций даже 15-20% от 15 процентов своего ВНП (50 млрд. долл.), в год к нам должно приходить как минимум 1,3-1,5 млрд. долл. А приходит...

Кстати, об инвестициях. Кризис в Азии оказал глубокое влияние на потоки международных капиталов, прежде всего в так называемые «новые рынки», к которым относятся и «тигры». На странах нашего региона он сказался двояко: во-первых, временно международные финансовые рынки слегка обмелели (упала их ликвидность), а значит, на них выросла цена денег, особенно для таких, как мы, и, во-вторых, инвесторы от мала до велика вновь заговорили о качестве, то есть вспомнили, что давать деньги этим самым «новым рынкам» весьма рискованно. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, такая повышенная осторожность если и может снизить общий уровень инвестиций в краткосрочные гособлигации, но никак серьезно не отразится на рынке долгосрочного финансирования. Иными словами, интерес серьезных инвесторов к нам есть, его материализация зависит от хода приватизации, от развития фондового рынка, от укрепления в стране силы закона и проведения многих других нужных реформ.

Чистый приток иностранных инвестиций во все 26 стран операций ЕБРР возрос - с 12,5 млрд. долл. в 1996 году до 17,6 млрд. в 1997-м, составив кумулятивно за 1989-1997 годы почти 62 млрд. долл., из которых 69% (42,4 млрд.) осели в странах Восточной Европы и Прибалтики, а остальные 19,3 млрд. - в странах СНГ. Лидерами по абсолютным показателям в этом процессе оказались: Венгрия - 15,4 млрд. (25%), Польша - 9,9 (16%), Россия - 9,4 (15%), Чехия - 8,1 (13%), Казахстан - 4,4 (7%), Румыния - 2,3 (3,4%).

Может быть, и было бы наше седьмое место почетным. Но вот только если возьмем да поделим общую цифру на количество душ, то тут невеселая картина. Пока не любят нас инвесторы. По притоку инвестиций на душу населения Украина (33 доллара) занимает шестое место, но с конца, «уступив» лишь Македонии, Беларуси, Армении, Таджикистану и Узбекистану. В первую десятку в этой популярной нынче гонке за привлечение иностранных инвестиций входят: Венгрия - 1506 долл., Чехия - 789, Эстония - 644, Словения - 543, Латвия - 418, Азербайджан - 262, Польша - 256, Хорватия - 233, Казахстан - 252, Литва - 144. Даже Россия здесь всего лишь на 16 месте (64 доллара) после Туркменистана (137). Нужно иметь либо очень мало населения, либо очень уж много инвестиций, либо, как говорят в Одессе, «быть и здоровым, и богатым»…

Что же Банк делает

в Украине?

Объем операций в нашей стране (по 8 новым подписанным проектам и 4 субпроектам) увеличился в прошлом году в 2,5 раза, составив в сумме 308 млн. долл. Именно это позволило нам выйти на второе по итогам 1997 года место после России (21 проект на сумму 832 млн. долл.). Общая стоимость проектов в Украине, в которых Банк принимает участие, превысила 1,1 млрд. Если учесть, что общий-то объем иностранных прямых инвестиций к концу прошлого года незначительно превысил 2 млрд., то можно смело сказать: ЕБРР - один из крупнейших источников проектного финансирования для страны.

Среди проектов 1997-го следует выделить кредиты на «газовую счетчикизацию» вначале Днепропетровской области, а затем и всей страны (почти 90 млн. долл.), на модернизацию системы аэронавигации (28 млн.), кредит (да еще самый крупный - почти 40 млн.) первому в Украине частному предприятию, всеми любимой «Оболони», кредит не менее любимому и сладкому «Свиточу» (8 млн.), первую инвестицию в капитал частной телекоммуникационной компании во Львове (15 млн.), первую инвестицию в акционерный капитал украинского ВАбанка с последующей кредитной линией (10 млн.), первую инвестицию в полностью иностранный банк BNP-Dresdner Ukraine (2,2 млн.)…

Ну и, конечно же, размораживание последнего четвертого транша кредитной линии по финансированию малого и среднего бизнеса (65 млн.), который успешно осваивается семью уполномоченными банками в виде кредитов предпринимателям и мелким предприятиям. Почти 80% этой 120-миллионной линии уже использовано для финансирования 113 конкретных проектов, из которых 30% приходилось на пищевую промышленность, 25 - на сферу обслуживания, по 10 - на деревообработку и легкую промышленность и 7 - на сельское хозяйство. А география такова: почти 35% - Киев, 21 - Днепропетровск, 6 - Львов, по 4 - Крым и Кировоград, 3,5 - Полтава. Кстати, внутренний аудит Банка признал первую кредитную линию малого и среднего бизнеса в Украине одним из самых успешных подобных проектов и, несомненно, жемчужиной среди проектов ЕБРР в Украине.

А поскольку спрос на «длинные деньги» растет, во время ежегодного собрания будет подписана вторая кредитная линия на сумму 130 млн. долларов, в рамках которой найдется место и для микрокредитов, и для кредитов все тем же малым и средним, и даже для кредитов крупным предприятиям, которые тоже, как ни странно, нуждаются в средне- и долгосрочном финансировании.

Что в планах нашего сотрудничества?

В так называемом «пайплайне», то есть проектном трубопроводе, - еще как минимум 20 мелких и крупных проектов, некоторые из которых уже на выходе. Как, например, первая в СНГ компания по энергосбережению «Укрэско» (кредит на 30 млн. долларов), два постприватизационных фонда Южный и Восточный (в сумме более чем на 60 млн.), нефтетерминал Южный, реабилитация железнодорожных путей, целый ряд муниципальных проектов в области тепло-и водоснабжения.

О не состоявшихся еще проектах в Банке предпочитают говорить расплывчато: кто его знает, как сложится этот самый процесс проверки самого проекта и клиента на прочность? Поэтому о не состоявшихся еще, типа всем известного Ривне-Хмельницкого, здесь не буду.

Скажу лишь два слова еще об одной, хотя и неуставной, но чрезвычайно важной роли, которую Банк играет во всей чернобыльской эпопее. Саркофаг...

По просьбе «семерки» Банк, имеющий практически уникальный опыт в области ядерной безопасности, принял на себя функцию координатора беспрецедентного по масштабам и значению некоммерческого проекта «План Укрытие», направленного на превращение Саркофага в экологически устойчивую и безопасную зону. Его приблизительная стоимость - 768 млн. долларов, срок выполнения - 8-9 лет, в течение которых финансовые и технологические ресурсы практически со всех уголков Земли будут собраны для выполнения никем еще не выполнявшихся задач, в том числе связанных с извлечением топлива из развалин четвертого блока.

В течение года идея «Плана» была не только одобрена, но и началось ее практическое воплощение. На счету Чернобыльского фонда «Укрытие», который находится в администрации ЕБРР, собрана почти половина необходимых средств, которых хватит на выполнение работ в 1999-2000 годах. Проведены первые тендеры, подписано первое грантовое соглашение с серьезным международным консорциумом на создание группы управления проектом.

Ожидается, что 11 мая в Киеве будут подписаны два уже конкретных грантовых проекта на сумму почти 60 млн. долларов. «План» начал свою жизнь...